День Святого Валентина – широко известный праздник всех влюбленных – пришел в Россию совсем недавно. В отличие от Европейских стран, таких прочных традиций у него в России нет. Просто приближается весна, хочется любить, хочется теплых слов и жарких признаний… Этот католический праздник у нас стал молодежным и светским.
На самом деле на Руси, начиная с шестнадцатого века, существует свой День влюбленных, который отмечается 8 июля. Покровителями любви и верности Русская Православная Церковь считает святых Петра и Февронию.
Согласно повествованию, в 13 веке молодой князь Петр (в миру – Давид) еще до того, как занял Муромский престол, внезапно заболел от ядовитой крови убитого им змея: его лицо и руки покрылись страшными язвами. Князя пытались лечить многие знаменитые лекари того времени, но толку не было. Прослышав, что в Рязани живет дева необычайной мудрости, владеющая тайнами врачевания, князь приказал отвезти его к ней.
Действительно, дочь одного "древолазца" (бортника) красавица Феврония (в миру Евфросиния) славилась своим умом; она умела без суеты разрешать жизненные трудности и творила настоящие чудеса. Крохи хлеба в ее ладони превращались в зерна благоуханного ладана, она заставляла за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространялась на все окружающее.
Посланец князя нашел Евфросинию в простой крестьянской избе. В бедном крестьянском платье она сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее тихий и мудрый разговор, ее вещие ответы изумили посланца. Сведущая в целебных снадобьях, Евфросиния согласилась взяться за лечение молодого князя, но с одним условием: по выздоровлении Петр должен будет на ней жениться.
Князь вынужден был согласиться, хотя в обычаях тех лет было не принято лицам княжеского рода брать в жены девиц низкого происхождения. И излечившись, Давид наотрез отказался выполнить свое обещание и вернулся к себе в Муром. Это было ошибкой: страшная болезнь возобновилась с новой силой. Так князь был наказан за свой единственный обман в начале их в дальнейшем безупречной жизни.
Несчастный послал за той же Евфросинией, и уже слушал ее во всем. Они обвенчались и со временем князь полюбил свою жену. Настолько, что когда бояре Мурома потребовали от своего князя или отпустить от себя супругу-простолюдинку, или самому оставить Муромский престол, Давид выбрал последнее. Покинув княжество, он остался с небольшими средствами к жизни и нередко скорбел о том. Княгиня советовала князю не печалиться и надеяться на Господа. Вскоре в Муроме начались междоусобицы. Бояре вынуждены были просить Давида и Евфросинию возвратиться в Муром и взять власть в свои руки. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и благотворительными делами. Они прожили в мире и согласии много лет.
Почувствовав приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли иночество в разных монастырях, один с именем Петра, другая - с именем Февронии. Умерли супруги в один день. После смерти Петра и Февронии люди положили их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в том общем гробу. Сама смерть не смогла разлучить их.
В шестнадцатом веке Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Со тех пор они помогают молодым людям найти свое счастье в браке, а тем, кто уже нашел - сохранить его до конца жизни.