![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30180.jpg)
Звучала арфа ручейком хрустальным...
Ах, как звучала... Как она звучала...
Звучала без конца и без начала...
И лился в поднебесье звук венчальный...
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30171.jpg)
А ночь тихонько по небу плыла...
Луна куда-то всуе поползла...
Стонала арфа в горестной печали.
Надрыв ее, увы, казался вечен...
Из стих. Светланы Мангутовой
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30172.jpg)
Почти каждый слышал, как звучит винный бокал, если провести по его краю чистым влажным пальцем. Однако звуки стеклянной арфы всегда удивляют слушателя: люди буквально «заворожены прелестью ее звучания», как написал Бенжамин Франклин, впервые услышав поющие бокалы.
Александр Лемешев - «Шутка» Бах И.С.
Первые упоминания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV - в Персии и XV веком в Европе.
Хрустальная арфа - поющее стекло, поющий хрусталь, ангельский орган, призрачная скрипка - известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30179.jpg)
Поначалу инструмент завоевал огромный успех и приводил слушателей в восторг. Музыка «стеклянной гармоники» была столь чистой и чарующей, что ей даже стали приписывать сверхъестественные свойства. Знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII - начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30184.jpg)
Со временем мода на музыку менялась. Концерты все чаще проводились в огромных концертных залах, где «хрустальную музыку» практически не слышно, поскольку её звук почти не поддается усилению. Так, к началу 19-го века он окончательно вышел из моды и так и не вернул себе популярность.
Александр Лемешев - Брамс «Венгерский танец №5»
В начале XX века искусство «стеклянной гармоники» было полностью утеряно, и возродилось лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30177.jpg)
Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» - для достижения сказочного колорита.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30186.jpg)
Как и четыреста лет назад, сегодня стеклянная арфа - хроматический инструмент с диапазоном звучания 2-3 октавы. Он состоит из 24-36 винных и коньячных бокалов, подобранных или специально изготовленных.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30173.jpg)
Бокалы могут настраиваться стеклодувом, механической обработкой или путем добавления воды. Сегодня можно встретить инструменты и в 60 бокалов, и для игры в четыре руки.
Александр Лемешев - Моцарт «Рондо»
Партию для стеклянной арфы можно найти и в симфониях Моцарта, и в концертах Pink Floyd, и в музыке Бориса Гребенщикова. Существуют целые концерты, написанные для стеклянной арфы и симфонического оркестра. П.И. Чайковский «Танец феи Драже и принца Оршад» из балета «Щелкунчик и мышиный король».
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30174.jpg)
В наши дни всего несколько музыкантов в мире играют на стеклянной арфе, среди них - Александр Лемешев. Александр увлекся музыкой, когда ему было 10 лет. В 16 лет он уже профессионально играл на гитаре и продолжил обучение в музыкальном институте.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30176.jpg)
Музыка стала делом всей его жизни. Будучи студентом, Александр работал бас-гитаристом в рок-группе и в джазовом оркестре. Одновременно он осваивал новые инструменты, одним из которых стала стеклянная арфа.
Александр Лемешев - Петр Чайковский - «Щелкунчик - Танец феи Дражже»
Необычность ее звучания и богатство оттенков покорили молодого артиста, и он, в свою очередь, решил покорить этот сложный инструмент, требующий высокого мастерства.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30188.jpg)
В настоящее время Александр Лемешев постоянно участвует во многих музыкальных проектах, частных мероприятиях, в крупных публичных концертах и постоянно совершенствует своё мастерство виртуозной игры на бокалах.
Источник: Сайт Александра Лемешева + мои впечатления
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30189.jpg)
А тишина, как музыка, звучит...
Оттенки, словно ноты, изменяя,
Она так много наших чувств хранит,
Мелодией в сознанье проникая.
То звонким послезвучием смычка
Несётся в небо вместе с вдохновеньем,
И растворяется в пушистых облачках,
Как призрачное лёгкое виденье.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30191.jpg)
То удивит внезапной глубиной,
Обнимет плечи грустью невозможной,
Застынет, словно айсберг, за спиной,
И льдинкою кольнёт неосторожно.
То нежною сонатою любви
Сердечко вдруг внезапно разволнует,
Зажжёт на небе звёздочек огни,
Коснётся губ нежнейшим поцелуем.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30190.jpg)
Бывает, словно мёртвой, тишина -
Стоит в сознании стеной, не дышит...
Пугает бездыханностью она,
Когда душа и музыки не слышит.
А тишина оттенки чувств хранит,
В сознанье, словно ноты, проникая...
Как музыка внутри она звучит,
Пока душа болит...пока живая...
Стихи: Светлана Пугач
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/lyudmila-1946/_blogs/i-30178.jpg) | ![](http://f.musiczona.net/_ph/1/2/933351177.gif)
Lyarder |
|
|