Цитата сообщения L_e_n_u_s_y_a
Определение рукости ребенка
Прежде чем начать, хочу дать самый главный из всех возможных советов: «Помните, что любой человек индивидуален», то, что случилось у ваших знакомых, «сработало» у соседей, и т. д., совсем не обязательно применимо к другому человеку, и даже занимаясь сравнительной характеристикой, нельзя забывать, что Ваш ребенок единственный и неповторимый и других «таких» не существует.
Определение рукости ребенка.
Очень важно определить ведущую руку, до того, как ребенок пойдет в школу или подготовительную группу. В этом возрасте Ваш ребенок учится держать карандаш, ручку, кисточку, учится ими пользоваться. И желательно, чтобы он привыкал выполнять эти действия ведущей рукой, потому что переучивание может негативно сказаться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям психики. Помните, что в 3 года еще рано делать выводы, лучше подождать до 4-5 лет. Если Вас действительно интересует данная проблема, рекомендую прочитать книгу "Леворукий ребенок в школе и дома", автор книги М.М.Безруких. Существует множество тестов, предназначенных для определения рукости ребенка. Не стоит придавать решающее значение, тому в какую руку ребенок берет тот или иной предмет, это может быть обусловлено тем, что ребенок видит в ближайшем окружении или подражанием понравившемуся персонажу. Есть традиционно используемые тесты для определения рукости, например, переплетение пальцев рук, тест должен выполняться быстро, без подготовки, у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Хлопанье в ладоши, у правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. «Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая. Но эти тесты, увы, не информативны для маленьких детей.
Французская исследовательница М. Озьяс разработала тест, включающий 20 заданий, при проведении теста важны все мелочи: где находится ребенок, как располагается предмет (все предметы следует класть перед ребенком, на равном расстоянии от правой и левой руки), которым нужно манипулировать, как дается инструкция, с какой стороны находится собеседник (лучше четко напротив проверяемого) и др. Желательно, что бы ребенок, не знал о цели производимых манипуляций.
Задания
1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
Очень важно, чтобы действия были непривычны, что позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.
Тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского
Первое задание - рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (ручку), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или умеет). Не торопите ребенка. Когда он закончит, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Бывает дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Согласитесь с ним: «Да, я знаю, что это трудно - нарисовать такой же рисунок другой рукой, но ты попробуй». В задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка. Также нужно обратить внимание, как малыш держит ручку или карандаш (правильно ли, удобно ли ему, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит, в какую сторону наклоняет голову.
Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Малышу предлагается несколько коробков, чтобы исключить случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание - построение колодца из палочек (спичек). Ведущая рука используется более активно.
Четвертое задание - игра в мяч. Возьмите небольшой мячик (шарик), который удобно бросать и ловить одной рукой. Мячик положите на стол на равном расстоянии от правой и левой руки. Взрослый просит взять мяч и бросить ему. Проделайте это несколько раз.
Пятое задание - вырезание ножницами по контуру (вырезать кружек, ромбик, бабочку и др.). Ведущая рука более активна, заметьте, необязательно малыш держит именно ею ножницы, так как они могут быть неподвижны, бумагу ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.
Желательно, чтобы размер и форма ножниц соответствовали руке ребенка.
Задание можно заменить раскладыванием карт. Все карты ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать.
Шестое задание - нанизывание бисера (бусин или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущая рука выполняет более активное движение.
Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Малышу предлагают открыть несколько пузырьков (пластиковых бутылок) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука более активна. Обратите внимание, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущая рука развязывает узел, вторая его держит.
Это задание не очень информативно, так как развязывание узелков - процесс довольно таки непростой и ребенок использует обе руки.
Можно попробовать другой вариант этого же задания - составление цепочки из скрепок. И смотрите какой рукой малыш попытается присоединить скрепку.
Девятое задание - постройка домика из кубиков, складывание пазлов и др. Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.
Чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобнее занести их в таблицу.
Если предпочтение отдается левой руке, ставите плюс в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Десятым пунктом таблицы будут данные о наследственности, если у ребенка есть леворукие родственники - кто-то из родителей, братья, дяди, тети, бабушки, дедушки - поставить плюс в графу «Левая рука», если же нет - в графу «Правая рука». Если вы получили большинство полюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, - левша.
Если у ребенка плюсы в графе «Левая рука» за выполнение заданий со второго по девятое, а за первое - рисование - минус, то есть бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические - правой. Так же может быть и наоборот. Выбирая руку для письма, нужно учитывать не предпочтение руки в бытовых действиях, а преимущество в графических. Довольно показательны рисунки, которые ребенок делает двумя руками одновременно, лучше попросить нарисовать что-нибудь из простых фигур. Линии, проведенные доминирующей рукой более ровные и точные. Если Ваш малыш леворукий, обратите внимание на устройство его рабочего уголка, свет всегда должен падать справа. За партой его нужно сажать с левой стороны, чтобы ему не мешал правый локоть соседа.
А если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой? Малыш начинает писать и правой и левой рукой, возможен и другой вариант - рисует левой, а пишет правой, или перекладывает «орудие труда» из одной руки в другую, попеременно используя обе руки, что несколько затрудняет развитие навыка письма.
Есть такое понятие - амбидекстры (люди одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях, им сложнее сделать выбор руки для письма. Здесь особенно нужен индивидуальный подход. Чаще всего при возрастающих нагрузках (подготовка к школе в домашних условиях или подготовительная группа) ребенок делает выбор быстрее, но, ни в коем случае не давите на ребенка, редко способности распределены четко 50/50, где-то может быть небольшое преимущество, поэтому свой выбор малыш должен сделать сам.
Иногда родители, обеспокоенные особенностью своего ребенка, обсуждают свои тревоги при нем с оттенком негатива. Ни в коем случае так не делайте! У ребенка может возникнуть комплекс, который затруднит обучение и осложнит общение со сверстниками. Наоборот, постарайтесь показать ему, что Вы считаете эту особенность очень перспективной, расскажите о знаменитых людях, которые тоже были леворукими. Старайтесь обращать внимание на успехи малыша (красиво завязанный бантик, интересная фигурка из песка и т.д.), почаще хвалите. Кстати, давно доказано, что упражнения с пальчиками способствует развитию интеллекта, так что не стоит пренебрегать какой-либо рукой, независимо от того ведущая она или нет. Для развития координации движений детям можно предложить застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание веревочки, перекладывание мелких предметов, переливание воды из чашки в чашку, нанизывание бусин и др.
Определение ведущей ноги
Подобное знание тоже может пригодится, особенно если ребенок занимается спортом.
1. Попросите ребенка закинуть ноги на ногу - ведущая нога окажется сверху.
2. Измерьте длину шага - считается, что длина шага ведущей ноги больше.
Определение ведущего глаза
1. «Подзорная труба». Свернуть в трубочку лист бумаги, и предложить ребенку посмотреть в «подзорную трубу». Трубу положить перед ребенком на равном расстоянии от правой и левой руки.
2. Проба Розенбаха. Поставить ребенка лицом к окну на расстоянии 3–4 м, дать ему в вытянутую руку карандаш и попросить совместить его с вертикальной линией рамы. При закрывании ведущего глаза карандаш смещается. Если ведущий глаз правый, то при его закрывании карандаш смещается вправо, если ведущий глаз левый, карандаш смещается влево.
3. «Лист с дырой». Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием, просят держать его вертикально на вытянутых руках и смотреть через отверстие на лицо взрослого, стоящего на расстоянии нескольких метров. Считается, что при этом виден ведущий глаз ребенка.
Определение ведущего уха
1. «Часы». Малышу предлагают наклониться и послушать, как тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье ведущим ухом. Ребенок не должен брать часики в руки.
2. «Телефон». Обратите внимание, к какому уху ребенок чаще прикладывает телефонную трубку, важно, чтобы трубка была не игрушечной.