Конкурс для молодых реставраторов Государственного Эрмитажа
стартовал 28 сентября 2010 года !!
В зале заседаний Ученого Совета Государственного Эрмитажа прошла пресс-конференция, посвященная началу новой совместной программы - Конкурса для молодых реставраторов Государственного Эрмитажа проводимой в рамках совместного проекта Государственного
Эрмитажа и Компании "Coca-Cola". Партнерство с "Coca-Cola" началось в 1993 году,
когда Компания приняла участие в оснащении современным оборудованием Лаборатории
научной реставрации темперной живописи музея. Таким образом, Государственный Эрмитаж
и Компания "Coca-Cola" уже на новом витке вернулись к теме,
положившей начало давнему и плодотворному сотрудничеству.
Провели пресс- конференцию - Михаил Борисович Пиотровский -
директор Государственного Эрмитажа
и Анна Александровна Козловская - директор по внешним связям и коммуникациям
Компании "Coca-Cola" в России, Украине и Белоруссии.
Конкурс на получение грантов для прохождения профессиональных стажировок в зарубежных музеях и реставрационных центрах является образовательной программой, позволяющей получить дополнительный профессиональный опыт и знания современных реставрационных методов и материалов и передать его коллегам из других российских музеев. Каждому победителю конкурса по итогам стажировки предстоит провести мастер-класс в одном из городов Северо-Запада - Калининграде, Архангельске, Великом Новгороде, а также курировать выполнение реставрационных работ в регионе по теме своего мастер-класса, в случае, если эти реставрационные работы осуществляются за счет средств, выделенных Компанией "Coca-Cola".
Задача программы, как объяснил директор Эрмитажа, заключается в том, чтобы молодые, перспективные реставраторы могли проходить профессиональные стажировки в самых известных зарубежных музеях и у зарубежных реставраторов. Предполагается, что на стажировку поедут 5-6 человек. На одного специалиста будет выделено примерно 20 тыс. долларов США. Кто именно станет победителем, определится 8 декабря 2010 г.
Победители конкурса получат право пройти стажировку в лучших музеях мира.
«Конкурс даст возможность молодежи посмотреть на новые технологии, которые появляются сегодня в мире, на инновации», заявила на пресс-конференции в Эрмитаже, анонсирующей конкурс, Анна Козловская.
В списке учреждений, которые готовы работать с петербургскими молодыми реставраторами, музей «Метрополитен», музей «Виктории и Альберта», а также музеи Китая, Японии, Швейцарии и Норвегии. Кстати, как заявил Михаил Пиотровский, вернувшись в Россию, специалистам предстоит проводить мастер-классы в Северо-Западном регионе РФ или в одном из городов России, с которыми сотрудничает музей. Предполагается, что реставраторы сразу же начнут передавать полученный опыт и знания. Заявки на конкурс уже начали поступать, сообщают в музее.
Председателем Жюри Конкурса является директор Государственного Эрмитажа М. Пиотровский. В состав Жюри вошли: заместители директора Государственного Эрмитажа Г. Вилинбахов, С. Адаксина, В. Матвеев, заведующая Отделом научной реставрации и консервации музея Т. Баранова, генеральный директор по России представительства компании "Coca-Cola" Любо Груич, директор по внешним связям компании "Coca-Cola" А. Козловская, генеральный региональный менеджер по северо-западному региону России компании "Coca-Cola HBC EURASIA" К. Чукчуков.
Общая сумма пожертвования, предоставляемая на проведение зарубежных стажировок составит 1 800 000 рублей. Также Компания планирует выделить отдельные гранты для проведения реставрационных работ в городах - участниках региональных мастер-классов в размере 1 000 000 рублей. За все время сотрудничества Государственного Эрмитажа и "Coca-Cola" размер социальных инвестиций Компании "Coca-Cola" в сохранение культурного наследия России составил свыше 50 000 000 рублей.
По окончании пресс-конференции Михаил Борисович Пиотровский (обладающий уникальным внутренним обаянием, поражающий своей многогранностью и удивительным тактом и выдержкой) ответил на все (порой достаточно каверзные) вопросы журналистов.
(я в самом углу слева с упоение слушаю Михаила Борисовича Пиотровского)
– Петербургская школа реставрации одна из лучших в мире, но она не может существовать в изоляции, как на Востоке, так и на Западе интенсивно развиваются новые методики, используются новые материалы, их следует знать, поэтому необходим постоянный контакт с реставраторами разных школ и направлений всего мира. В этом и заключается глобализация. Конкурсный проект, осуществляемый совместно с компанией «Coca-Cola», позволит нам направить реставраторов в реставрационные лаборатории как Японии, Китая, так и Италии, сравнив восточный и западный реставрационный опыты с нашим. Сотрудничество с компанией позволило Эрмитажу осуществить много полезных проектов по сохранению культурного наследия, и оно давно уже вышло за рамки меценатства и превратилось в партнерство - таков был ответ Михаила Борисовича Пиотровского на один из вопросов журналиста касающегося государственной поддержке музею и сотрудничеству Эрмитажа с другими Компаниями.
Итак, по окончании пресс-конференции, нам предоставилась уникальная возможность
посетить святая святых любого музея мира - Реставрационные мастерские.
Отдел научной реставрации и консервации Эрмитажа состоит из тринадцати лабораторий: станковой, темперной, монументальной, восточной живописи, графики, скульптуры и цветного камня, произведений прикладного искусства, памятников из органических материалов, тканей, часов и музыкальных механизмов, драгметаллов, люстр, мебели. Есть своя рентгеновская лаборатория для систематического исследования структуры памятников. Всего в отделе научной реставрации и консервации работают 123 сотрудника.
Среди наиболее трудоемких и значительных проектов можно отметить реставрацию «Данаи» Рембрандта, «Юдифи» Джорджоне, иконы «Св. Сергий Радонежский» (начало XVI века). Лаборатория научной реставрации темперной живописи расположена
в здании Эрмитажа, и наша экскурсия началась именно с нее.
Одним из первых совместных проектов Компании "Coca-Cola" с Эрмитажем стало оснащение современным оборудованием лаборатории научной реставрации темперной живописи в 1993 году. Темперная техника, основанная на яичном желтке, – одна из самых древних, известна еще с античных времен. Темперными красками работали выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие. Они активно использовалась в иконописи.
В мастерской можно увидеть реставрированные иконы XIII–XV веков, иконы староверов.
По словам заведующего лаборатории научной реставрации темперной живописи и художника-реставратора - Николая Владимировича Малиновского, реставрировать картину, выполненную в темперной технике, сложнее, поскольку темпера, в отличие от масляной краски, не поддается действию растворителей. Ее можно убрать только вручную с помощью скальпеля, используя высокоточный микроскоп. Сегодня реставраторам иногда приходится снимать до десяти слоев записи, чтобы добраться до подлинной «кисти мастера». Каждый слой – уникальная история картины. На реставрацию одного старинного полотна уходят годы, а то и десятки лет.
Николай Владимирович Малиновский рассказал нам, что историческую и художественную ценность представляет не только лицевая сторона шедевра, но и обратная таит в себе немало исторических историй и коллизий. Икона, которую он держит в руках, во время Великой отечественной войны была присвоена немецкими захватчиками и на обратной стороне иконы мы видим инвентарную опись на немецком языке датированную 1943 годом.
Реставраторы за работой, которой отдают всю душу и сердце,
они с большой гордостью говорят о своей работе и экспонатах,
над которыми колдуют порою годами
и помогают им в этом первоклассное оборудование
и конечно же, в первую очередь, их высочайшее
профессиональное мастерство и большой талант!!
Мадонна с младенцем - XV век
икона предположительно круга Боттичелли
деревянная рама в которую встроена икона сохранилась чудеснейшим образом,
удивительнейшая прочность, не подвластная времени..