-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Olga_GOOD

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2175


Особняк Половцова (Дом Архитектора)

Воскресенье, 18 Апреля 2010 г. 16:31 + в цитатник
Цитата сообщения M0ndschein Особняк Половцова (Дом Архитектора)



ул. Большая Морская, 52

 (700x465, 297Kb)


Дом архитектора – представляет собой огромную художественную ценность.
В его залах проводятся общественные мероприятия Союза архитекторов, проходят выставки архитектурных проектов и художественных работ.
А также в настоящее время парадные залы и гостиные особняка, уникальные интерьеры которых выполнены по проектам и под руководством выдающихся архитекторов прошлого, сдаются в аренду для проведения различных корпоративных конференций, семинаров, презентаций, лекций, заседаний клубов и т.д.

 (700x465, 250Kb)


Парадная лестница

 (700x465, 328Kb)


Широкая двухмаршевая белая мраморная лестница ведет в Холл второго этажа, заканчивается балюстрадой. Холл объединяет выходы из гостиных и парадных залов. Плафон и стены лестницы выполнены в барочных пластических формах, создающих игру светотени (1840-е гг.). Посредине плафона размещен световой фонарь из молочного стекла.

К фонарю на длинной цепи подвешена роскошная многофигурная люстра из патинированной бронзы. В конце 1880-х гг. на верхней площадке лестницы установили огромное зеркало с полуциркульным завершением в золоченом обрамлении и бронзовые бра по сторонам.

В 1890-х гг. Половцов купил у антиквара «Гравированный план Петербурга» с рисунка М.И. Махаева 1751 г. Как писал П. Оболенский, «...стены лестницы украсили французскими шпалерами XVI в., известными всему Петербургу из-за своей замечательной отделки».

Ресторан

 (700x465, 387Kb)


Столовая является одним из уникальных образцов интерьера модного в конце 1880-х гг. стиля — эклектики. В этом интерьере М.Е. Месмахер применил свой излюбленный прием — стены по периметру облицованы двухъярусными панелями орехового дерева. Верхний ярус — капеллированные пилястры с ионическими капителями. Нижняя часть панелей стен облицована мрамором, выше них — панно (XVIII в.) кордованской кожи со сложным геральдическим орнаментом. Эта кожа изготавливалась в Кордове на юге Испании и славилась высоким качеством дубления голья. В качестве дубильного вещества применялась аргентинская древесина квебрахо. В результате такой выделки материал становился устойчивым к загниванию, термостойким, не деформировался во влажной среде. Рисунок на кожу наносился тонированным серебром.

 (700x465, 355Kb)


Восемь панно — шесть настенных и два над окнами — органично связаны с архитектурой интерьера. Композицию дополняют двенадцать картин, вкомпонованных между панно. Картины представляют четыре времени года, четыре части света и четыре сцены охоты. Они написаны маслом на рельефной тисненой коже (XIX в., Германия). На широких картинах — орнаментальная роспись растительного характера. Узкие панно представляют сюжеты и аллегорическую роспись, изображающую части света — Европу, Азию, Африку и Америку — и сюжеты охоты и сельской жизни. На стенах - стенник золоченной бронзы в виде маски с акантами. Люстра - в виде паникадила золоченой бронзы.

Каминный холл

 (465x700, 317Kb)


Это помещение объединяет выходы из залов. Архитектор Маршнер в своих воспоминаниях приписывает себе авторство отделки стен, облицованных по периметру дубовыми панелями.

Также из дуба выполнены резные двери с навершением в виде аттика и полуциркульным тимпаном. Оригинален мраморный камин, уже существовавший ранее.

При отделке стен он был обшит дубом в виде трехстороннего шатра, увенчанного восьмигранным рельефным щитом с резным декором.

Шатер опирается на камин дубовыми консолями – изобретательная идея молодого художника.
В начале 1860-х годов, в период продажи дома, над холлом выполнено перекрытие из деревянных балок.

Белый зал

 (700x465, 421Kb)


В своих воспоминаниях Л.Х. Маршнер называет этот зал в особняке Половцова «нарядный зал Луи XV». Возможно, при Гагарине-отце он своей роскошью мог сравниться с интерьерами французских дворцов середины XVIII в.: пятичастный плафон с аллегорической живописью, броская вычурная ассиметричная лепка с позолотой, обрамляющая картины, а также орнаменты в стиле рококо в падугах плафона с выпуклыми барельефами и фигурами путти.

 (465x700, 416Kb)


С плафона спускаются две великолепные хрустальные люстры с декором в виде дубовых листьев на кронштейнах в три яруса, с короной из акантов, венчающих центральный стержень. В каждой люстре горят 72 свечи из молочного стекла с лампами «миньон», впервые зажженные в день свадьбы Александра Половцова-младшего.

 (700x465, 450Kb)
 (700x465, 402Kb)


Декоративные полуциркульные ниши в глухой стене и классические ионические пилястры, расставленные в определенном ритме по периметру, объединили пространственный объем зала. В изысканной манере выполнен наборный паркет, для инкрустации которого потребовалось более 30 ценных пород дерева.

Зал украшают пять двустворчатых дверей с позолоченной лепкой. Наличники дверей облицованы розовым итальянским мрамором. Зал поражает своим блеском и роскошью. Особенно важно отметить, что он сохранил свою неповторимую прелесть до наших дней. Н.Ф. Брюллов бережно сохранил плафон художника Р.И. Кузьмина и закончившего его работу Г.Э. Боссе, знатока французских стилей XVIII в. Брюллов встроил эркер в Белом зале, расположив его между огромными полуциркульными окнами, расширив зрительное пространство зала.

Дубовый зал

 (700x465, 394Kb)


Библиотека поражает гармонией пропорций резных шкафов, панелей, балконов. Основой созданного Брюлловым интерьера стали купленные во Флоренции дубовые панели и шкафы с резным растительным орнаментом в стиле эпохи Возрождения XVI в. По периметру зала расположены трехъярусные панели, достигающие потолка. Средний ярус - одностворчатые книжные шкафы с полуциркульным завершением.

 (465x700, 361Kb)
 (700x465, 341Kb)


Шкафы разделены полуколоннами, на которые опираются кронштейны балкона-антресолей с третьим ярусом панелей. На консолях — выступающие балконы с арками тимпанов с резным орнаментом. В том же стиле выполнены обвязки дверей в виде порталов с резными антаблементами и арками тимпанов. Плафон украшен дубовыми кессонами с акантовыми розетками. Библиотека освещалась двумя люстрами из горного хрусталя. В интерьер гармонично встроена угловая деревянная лестница, коробка которой представляет собой ажурное трехъярусное сооружение. На нижнем ярусе можно прочитать римские цифры — «1878» — год окончания работы по залу. Лестница ведет на антресоли и третий этаж.

 (700x465, 385Kb)


Камин посредине западной стены - уникальное творение флорентийских мастеров мраморных дел эпохи Возрождения XVI в. — выполнен из различных пород мрамора: желтого сиенского, зеленого генуэзского, коричневого с прожилками. Топка — в виде портала с колоннами ионического ордера, антаблементом и тимпаном над ним. Позднее на тимпане были установлены две бронзовые аллегорические фигуры «Наука» и «Искусство» (XIX в., Германия). Два яруса окон выходят на затемненный двор. Но несмотря на полумрак, царивший в Дубовом зале, «...ярко горящий камин, мягкие кресла и мягкий ковер придавали уют залу» (из письма П. Оболенского).

 (465x700, 291Kb)


Брюллову понадобилось четыре года, чтобы закончить интерьер Дубового зала. Одновременно он выполнял работы по Белому залу, который должен был стать Бальным залом. В Бальном зале были нужны хоры для оркестра. Разместив оркестр на антресолях в соседнем помещении в Малой библиотеке, он пробил большое арочное отверстие в Бальный зал на уровне антресолей, прикрыв его балконом с искусно декорированными консолями в виде грифонов.

Оригинальное планировочное решение сохранило целостность плафона. Две двустворчатые двери по сторонам балкона и большое зеркало под балконом составили в дальнейшем интересную композицию задней торцевой стены зала.
Бережное отношение к тому, что было сделано знаменитыми предшественниками, характерно для творчества Брюллова. Чтобы объединить пространственный объем зала, Брюллов расставил в определенном ритме пилястры ионического ордера. Однако оформление зала было еще не завершено. Н.Ф. Брюллов был представителем уходящего в прошлое стиля классицизма, поэтому лучше всего он смог проявить свой талант только в Дубовом зале, выполнив его в стиле эпохи Возрождения. Для Половцова, который считал образцом архитектурного творчества работы Месмахера, Брюллов уже не представлял интереса.

В «Дневнике» Половцова нет ни слова о кончине архитектора, отдавшего его особняку двадцать лет творческого труда. Брюллов умер 18 января 1885 г. В 1880-е гг. Половцов полагался только на молодого Л.Х. Маршнера, который и заканчивал «...устройство двух гостиных наверху...».

Бронзовый зал

 (700x465, 473Kb)


Этот зал второго этажа был последней и самой значительной работой М.Е. Месмахера в особняке Половцова. Он получил свое название благодаря большому количеству бронзы в декоративной отделке. Интерьер зала представляет собой уникальный образец эклектики в архитектуре. Он приобрел славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства в Санкт-Петербурге конца XIX в. Сохранившиеся чертежи свидетельствуют о знании стилей и большом мастерстве архитектора Месмахера как декоратора. Для оформления Бронзового зала архитектор использовал весь арсенал выразительных средств. Бронзовый зал площадью 164,8 кв.м и высотой чуть более 10 м освещается дневным светом, льющимся через световой фонарь-плафон. Он оформлен в виде бронзовой литой золоченой орнаментной решетки и декорирован рельефными листьями и акантовыми розетками. Причудливый орнамент высоких падуг свода из лепнины с позолотой спускается на изогнутые линии балкона-антресолей. Фигурная решетка антресолей литая, из золоченой бронзы, протянута по всему периметру зала и выходит на антресоли Дубового зала.

 (700x456, 429Kb)


Две двери на задней торцовой стене зала когда-то вели в помещение с ручными механическими подъемниками для подачи блюд во время парадных банкетов. На продольных глухих стенах четыре зеркала причудливых очертаний в бронзовых золоченых рамах отражают свет бра, напоминающих букеты цветов. Бра вмонтированы в зеркала с помощью мраморных консолей, декорированных картушами в центре, акантами, валютами, рокайлями. Между зеркалами, в мраморных рамах, были размещены ковры-шпалеры, торцовые стены тоже украшали шпалеры, но меньших размеров.

Ковры были уникальны, ибо создавались по ватиканским фрескам, близким к картонам Рафаэля Санти и его учеников (1515-1516). Эти памятники высокого Возрождения напоминают об увлечении античной культурой, отличаются благозвучием колорита, изяществом украшений и легким сюжетом. Прежде чем приобрести ковры Гинцбурга, Половцов советовался с великим князем Владимиром Александровичем, «истинным знатоком искусств». Случай представился только в 1892 г. «У разорившегося банкира Гинцбурга удалось купить шесть стенных ковров начала XVI века. Изображение Двора Людовика, доброго Бургуна». Имеется в виду двор Людовика XI Бургундского, объединителя французских земель. К сожалению, места для ковров в настоящее время пустуют.

 (465x700, 436Kb)
 (700x465, 391Kb)


В Бронзовом зале хозяин дома планировал проводить пышные приемы, обеды, театрализованные представления. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств. В оформлении стен Бронзового зала также использован разноцветный мрамор.
Панно «Музыка» — скульптурная композиция из музыкальных инструментов. «Скульптура» — предметы античного искусства, перевитые виноградной лозой, плодами, лентами, обрамляющими барельефный портрет Месмахера, нижний пояс —- ряд римских цифр, где «1892» — год окончания работ в Бронзовом зале.

«Живопись» — атрибуты живописи: палитра кисть, факел, лавровый венок, ленты, циркуль и др. «Архи тектура» — атрибуты архитектуры: рулетка, отвес, треугольник, карандаш. В композицию включен бронзовый лист с планом и фасадом Училища технического рисования, дата и римских цифр «1890» — год начала работ по интерьеру Бронзового зала. Четыре двустворчатые двери с наборными филенками, выполненные в технике маркетри, с латунными вставками и бронзовым золоченым декором, обрамлены золочено бронзовой рамкой с орнаментом из акантов и поясом из бус.
Наборный паркет является самостоятельным художественным произведением, созвучным декору зала. Он представляет собой композицию из контрастных масс: легкий орнамент из светлых пород дерева — березы, розы и палисандра — на фоне темных пятен из мореного дуба, грецкого ореха, красного эбенового дерева, амаранта.

Со временем газовое освещение было заменено на электрическое. Тепло из кухни использовалось в системе вентиляции. Для Месмахера Бронзовый зал стал последним этапом работы в особняке.

Эркер

 (700x465, 384Kb)


Удачная идея архитектора А.Х. Пеля – расширить пространство гостиных – была использована при Половцове для парадного будуара хозяйки дома.

 (700x465, 399Kb)


Фонарь эркера, остекленный двойными дубовыми рамами с золоченой фурнитурой, представлял зрелище, поражавшее прохожих на Большой Морской улице.

Это был сад, наполненный чудными цветами.
Парадный будуар служил для приема одиночных гостей. Мебель состоит из мягких кресел и диванов. В углу комнаты – двухярусный камин со стелой-зеркалом в обрамлении из розово-коричневого мрамора.

Зеленая гостиная

 (700x465, 387Kb)


Дверь, расположенная слева от Каминного холла ведет в амфиладу гостиных, расположенных вдоль фасада особняка, с окнами на Большую Морскую улицу.

Две гостиные разделены аркой, декорированной орнаментом и двумя скульптурами «Пути» по сторонам. Карниз арочной формы с картушем в центре. Плафон и падуги с резной лепкой. Рисунок лепки ассиметричный, извилистые изящные линии с завитками аканта – стиль рококо.

В центре к розетке из цветов подвешена люстра золоченой бронзы.

Интерьер гостиной выполнял известный художник Р.И. Кузьмин, а Н.Ф. Брюлловым была проделана тщательная реставрация с сохранением манеры своего предшественника. «Зеленая гостиная» была последней работой Н.Ф. Брюллова.

В гостиной сохранилась скульптура-копия, бюст императора Августа – из разных сортов мрамора (желтый, черный, красный, белый) на мраморном постаменте ХIХ века.

Информация с официально сайта Дома Архитектора, фотографии мои
Рубрики:  Петербург/Дворцы и особняки Петербурга
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку