-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Olga_GOOD

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2175


Особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре

Вторник, 12 Января 2010 г. 18:08 + в цитатник
Цитата сообщения M0ndschein Особняк Кочубея



 (700x525, 350Kb)


В 1853 году дом, имевший уже в то время №7 по Конногвардейскому бульвару, со всеми принадлежавшими к нему строениями, у купца Солодовникова купил князь Михаил Викторович Кочубей (1816-1876).

Михаил Викторович не жалел денег на свое новое жилище. Для перестройки дома он нанял одного из самых модных архитекторов середины XIX века, Геральда Эрнестовича (Юлия Андреевича) Боссе (1812-1894). Это был выдающийся зодчий и живописец. Образование он получил в Дрездене и Дармштадте. С 1832 года аттестован Академией Художеств С.-Петербурга. Уже в 1842 году Боссе стал академиком архитектуры, а в 1854 - профессором архитектуры. (Следует заметить, что до конца XIX века звание профессора было выше звания академика). В Петербурге с 1848 по 1851 годы он работал архитектором в департаменте военных поселений, с 1851-го - в департаменте ГУПС и ПЗ, а с 1857 по 1862 год - в инженерном департаменте.

С 1858 года Г. Э. Боссе стал архитектором Императорского двора. В этом качестве участвовал в создании ансамблей Михайловка и Знаменка под Санкт-Петербургом, в отделке интерьеров Большого Ораниенбаумского дворца, построил Покровскую церковь в Троице-Сергиевой пустыни и Малый дворец (Белый дом) в Шуваловском парке. Стал автором многочисленных проектов общественных зданий и частных домов в Риге, Гельсингфорсе, Перми, Московской губернии и Дрездене.

К тому времени, как он приступил к проектным работам по дому на Конногвардейском бульваре, им было спроектировано и возведено большое количество зданий в Петербурге. Среди них и особняк брата Михаила Викторовича - Льва Викторовича Кочубея на ул. Чайковского, 30, особняк П. К. Ферзена на Галерной ул., 49, здание статс-секретариата Великого княжества Финляндского на проспекте Римского-Корсакова, 39, и многие другие.

Как мы уже знаем, М. В. Кочубей получил хорошее образование, много видел, вырос среди произведений искусства, а, следовательно, разбирался в художествах. Думается поэтому - оттого, что знал, что хотел видеть в своем жилище, - он не одобрил первый проект по перестройке дома, выполненный Боссе. Исправленные зодчим чертежи были приняты 12 августа 1853 года . Планы к нему одобрены Главным управлением путей сообщения и публичных зданий 19 сентября 1853 года. Спустя три недели, 13 октября, было получено разрешение на проведение в дом воды из водоочистительного колодца, находившегося у Конногвардейского бульвара. Перестройка дома, а вслед за ней и новая отделка помещений началась сразу после разрешающих подписей, и к ноябрю 1855 года все работы уже были завершены.

Дом имел два двора: небольшой внутренний, вокруг которого располагались парадные и жилые покои хозяев и служителей, и наружный, продолжавший красную линию дома по Конногвардейскому участку. Этот двор был огорожен металлической решеткой изысканного рисунка. На постаментах решетки установлены четыре бюста мавров. Зодчий создал прекрасный фасад в лучших традициях чрезвычайно модных тогда в Петербурге веяний эклектики (историзма). Окна прекрасных пропорций и форм, изысканный рисунок отделки фасада, металлическое кружево решетки и скульптуры на ней привлекали всеобщее внимание петербургской публики. Не менее замечательны были и интерьеры, исполненные в разных стилях.

 (700x525, 457Kb)


Боссе был исключительно изобретательным мастером по части оформления фасадов и интерьеров и замечательным рисовальщиком, что ярко проявилось и в этой его работе. Как известно, архитектора Боссе более всего из старых стилей в эпоху эклектики привлекал ренессанс. В духе раннего итальянского ренессанса с «вкраплениями» других стилевых элементов выполняет он и фасад особняка М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре. Мы видим характерные для этого стиля двойные окна бельэтажа с центральными колонками и арочными завершениями и большие широкие окна с овальным верхом во втором этаже. Все межоконные проемы обработаны рустом, плоскости стен расчленены лопатками. Парадный вход украшен козырьком. Здание завершается большим карнизом.

Как бы следуя словам крупного специалиста по интерьерам Чарльза МакКоркордейла, который заметил, что «ренессансные мастера и мыслители исходили из того, что величайшие художественные достижения античности должны стать основой дальнейшего развития искусств», Боссе, оформив фасад в ренессансном духе, в интерьерах воссоздал элементы стилей, восходящих к античности и в их развитии. Здесь мы видим и ранний классицизм, и ренессанс, и стоящее в стороне от античности барокко. Все сохранившиеся интерьеры Боссе отличаются особой изысканностью, легкостью и изяществом. Сегодня они прекрасно отреставрированы под пристрастным наблюдением Натальи Карповны Манушиной.

Вестибюль и парадная лестница

 (525x700, 390Kb)


Войдем внутрь здания. Вестибюль прост и невелик, но кажется солидным. Он отделан дубовыми панелями, имеет лепные украшения, выдержанные в едином духе с лестничным интерьером. Парадная лестница насыщена большим количеством лепных деталей. Три окна с арочными сводами и полуколоннами коринфского ордера освещают интерьер в дневное время. Потолочное перекрытие украшено резными деревянными кронштейнами, во фризе -многочисленные лепные панно. Стены лестничной площадки верхнего этажа декорированы четырьмя пилястрами с гермами, поддерживающими два арочных проема. Сочетание светлых тонов с темно-коричневыми и общий рисунок декора лестничного интерьера более всего характерно для ренессанса, а деревянные кронштейны потолочного перекрытия - элемент готики.

ИНТЕРЬЕРЫ БЕЛЬЭТАЖА


Согласно правилам того времени для особняков знати, жилыми покоями хозяевам служили помещения бельэтажа. Парадные гостиные находились во втором этаже, где размещались анфилады с окнами на главные улицы Петербурга. Не требовавшиеся в повседневной жизни, парадные анфилады обычно открывались при торжественных приемах и различных празднествах. Этот особняк не составлял исключения. К сожалению, убранство большой части жилых помещений не сохранилось. Сегодня мы можем здесь видеть лишь Парадную и Дубовую столовые.

Парадная столовая

 (525x700, 417Kb)


Это помещение возникло на месте бывшего Зимнего сада. Оно расчленено на две части пилястрами с кариатидами. В меньшей части находится дубовый камин с большим зеркалом в дубовой раме с нарядным резным навершием. Резные дубовые двери, как и зеркальная рама, декорированы резными гермами и плодовыми гирляндами, говорящими о назначении зала. Кессонированный потолок имеет лепные украшения.

Зеленая гостиная

 (525x700, 442Kb)
 (700x525, 376Kb)


С верхней площадки Парадной лестницы попадаешь в анфиладу гостиных окнами на Конногвардейский бульвар. Первое помещение - небольшая уютная прямоугольная гостиная, где большую часть стены занимает широкое окно. При входе в нее вас не оставляет ощущение, что вы находитесь в малахитовой шкатулке. Стены и потолок выполнены под мрамор светло-зеленого и горохового цвета, расчленены на филенки и искусно отделаны лепкой светло-бежевого цвета. В центре потолочного перекрытия живописное панно с изображением Аполлона с двумя грациями в окружении амуров. Аполлон указывает на одну из них, а она протягивает ему венок (Италия, начало XVIII века).
В гостиной имеется камин из желтого мрамора с барельефными вставками белого мрамора.

Голубая гостиная (Танцевальный зал)

 (700x525, 573Kb)
 (700x525, 473Kb)


Вторая гостиная анфилады - самый большой, очевидно, бывший Танцевальный зал особняка.

По всему периметру снизу он отделан панелями светлого дуба. Из дуба выполнены и четыре двери прекрасных пропорций с позолоченными накладками. Рисунок фриза состоит из виноградной лозы с плодами, обычно символизирующей достаток и плодородие. Падуги богато украшены позолоченной лепниной с гирляндами и атрибутами искусств. Плафон расчленен на кессоны с орнаментальным рисунком. По бокам - два герба на княжеской мантии. В центре плафона живописное полотно Себастьяно Риччи «Меликет, превращенный в морское божество».

Итальянский художник Себастьяно Риччи (1659-1734) родился в Беллуно, умер в Венеции. Принадлежал к венецианской школе. Учился в Венеции. В его работах видно влияние Караччи, Гвидо Рени и, особенно, Паоло Веронезе. Работал в Болонье, Парме, Риме, Милане, Венеции, Вене, Бергамо, Флоренции, Лондоне, Нидерландах. С 1718 года - член Парижской Академии, с 1723 - член Академии Клементина в Болонье. Писал картины на религиозные, аллегорические, мифологические и исторические сюжеты.

В Эрмитаже имеются пять его картин: «Детство Ромула и Рема», «Венера и Амур», «Авраам и три ангела», «Моисей, попирающий ногами корону фараона», «Вакханка и сатиры». Наиболее близка по сюжету живописному полотну особняка Кочубеев картина, находящаяся в Лос-Анджелесе.

Красная гостиная

 (700x525, 515Kb)


Продолжает анфиладу парадных апартаментов дворца Красная гостиная (биллиардная), прекрасно освещенная тремя большими трехчастными окнами. Два из них выходят на Конногвардейский бульвар, а третье - в наружный дворик. Потолочное перекрытие необычно из-за наклонных падуг. Оно имеет красочный орнаментальный рисунок с позолотой. Низ гостиной, так же, как и в Танцевальном зале, отделан панелями орехового дерева. Из такого же дерева двери и карнизы над ними, отделанные лепными позолоченными накладками.
Самым замечательным украшением гостиной является пышный фриз с восемью довольно большими живописными вставками, которые «рассказывают» о маленьких путти. В детских образах по атрибутам легко угадываются и будущий Геракл со мечом и щитом, и держащий в руках трезубец бог моря Посейдон, и очаровательная девочка, возможно, в будущем богиня красоты Венера. Ведь и сейчас уже, в столь юном возрасте, ею восторгаются окружающие. Еще одна очаровательная девчушка играет с собачкой. Возможно, в будущем ей выпадет роль богини и покровительницы животных. Все другие персонажи также легко поддаются расшифровке... По контрасту с насыщенной цветовой гаммой гостиной с двух сторон ее оттеняют два прекрасных камина белого мрамора.

Музыкальная гостиная

 (525x700, 470Kb)


С верхней площадки Парадной лестницы можно попасть и в другой зал окнами во внутренний дворик, - в Музыкальную гостиную. Это самый нарядный зал дворца, отделанный в стиле барокко. Его светлые стены, двери и потолок украшает изысканная золоченая лепнина. Не совсем обычно то, что в отдельных местах по золоту нанесены мазки зеленой краски, создающие утонченное сочетание цвета и фактуры.

Особенно эффектны пять лепных десюдепортов, где искусно сделанные вазы буквально утопают под виртуозно исполненными золочеными гирляндами роз. Общий светлый фон гостиной создает праздничное настроение.

Охотничья комната

 (700x525, 377Kb)


Из Музыкальной гостиной имеется выход в небольшое квадратное помещение. Судя по атрибутике, это Охотничья комната, при приемах обычно использовавшаяся как Буфетная. Светло-зеленые стены этой комнаты украшены лепным узором светлого тона. Большие падуги по углам декорированы парными торсами атлантов и кариатид, а по сторонам, в полукруглых углублениях, - лепные фигуры зверей и птиц. В центре потолочного перекрытия - живописный плафон итальянского мастера начала XVIII века с фигурой Вакха, олицетворяющей изобилие, в окружении амуров и сатиров. Украшением комнаты являются и двери из светлого дуба с овальными вставками уральской яшмы черного цвета со светлыми прожилками.

Внутренний дворик

 (700x525, 361Kb)
 (525x700, 260Kb)


Здесь находятся подлинные бюсты мавров (на Конногвардейском бульваре всего лишь копии)

Информация с официального сайта: http://www.kpalace.ru/
Фотографии сделаны мной
Рубрики:  Искусство/Архитектура мира
Петербург/Дворцы и особняки Петербурга
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку