-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в olfedorov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1157


Бритовы пики в истории Британии (часть 2 из 3)

Воскресенье, 05 Декабря 2021 г. 14:06 + в цитатник

Бритов пик 4 – 501 год



Наконец-то мы переходим непосредственно к рассмотрению истории Британии – о ней к этому времени становится уже хоть что-то более-менее внятное известно.

Это время короля Артура – легендарного короля бритов, с успехом боровшегося против англосаксонских завоевателей острова. До Артура тамошние кельты с бриттами и кто там у них ещё был – а в целом они рассматриваются здесь как бриты, островные аборигены южной половины Британии тогдашнего времени – терпели от англосаксов поражение за поражением, а король Артур данную пораженческую ситуацию изменил и оказал захватчикам достойное сопротивление. И это успешное сопротивление бритов англосаксам продолжалось в продолжение всего времени действия данного бритова пика – так следует понимать особенности того времени.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Король_Артур

История англосаксонского завоевания Британии это крайне важная тема как для истории Британии вообще, так и для понимания особенностей проявления дальнейших бритовых пиков, и нам стоит вкратце её рассмотреть.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Британия_(римская_провинция)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Англосаксонский_период

К 410 году римляне из Британии ушли вообще, и находившиеся под властью римлян бриты были предоставлены сами себе. Для них это ничего хорошего не значило, потому что уход римлян изменял сложившиеся в Британии отношения, бриты начали между собой ссориться, а на них самих начали нападать пикты со скоттами – местные же аборигены северной части острова. И бритам пришлось нелегко.

Выход из ситуации бриты нашли в том, что около 450 года договорились с германскими племенами (конкретно, с англами, саксами и ютами) об оказании ими помощи в отражении этих нападений. Причём договор был странным, явно нетипичным –– основная оплата услуг заключалась в том, что бриты согласились выделить германцам что-то из своих земель, чтобы те с ними жили, а заодно и помогали бы им в отражении набегов северных дикарей.

Странность договора была в том, что в таких случаях за оказание военной помощи обычно или платят как наёмникам, или соглашаются на покровительство с выплатой дани, или договариваются о взаимной военной помощи друг другу – но чтобы расплачиваться за оказание помощи собственными землями и приглашать другой народ к себе жить? Это действительно было нетипично.

Но бриты на это пошли. Почему? Потому в первую очередь, что они многое об этих германцах знали, и то, что они знали, характеризовало германцев как людей вполне достойных. С ними можно было жить, ладить, вести дела, у них были свои понятия о чести, справедливой общинной жизни, о законах, которым следует подчиняться, о договорах, которые следует соблюдать. К тому же они и воинами были отменными. И приглашение их к себе казалось вполне удачным выходом из ситуации – вместо римлян теперь будут германцы, не менее, чем римляне, воинственные, но уже не оккупирующие договаривавшихся с ними бритов, а просто совместно с ними проживающие.

Германцы на это согласились – земли в южной части Британии были явно плодородней, чем у них на севере Германии, и нашлось кому из этих северных племён туда переселиться.

А дальше начались вещи странные не менее – вопреки всему, эти достойные германцы свои договорённости нарушили, против бритов обернулись и начали их из собственных земель изгонять. И они не просто их изгоняли, они относились к ним как к лютым врагам и их просто истребляли. Уничтожали напрочь и самих бритов, и всё, что с бритами было связано.

Характерный штрих – отношение германцев к местным бритовым топонимам – названиям рек, озёр, гор, селений и прочим особенностям местности. Везде, где поселяются другие народы, остаётся масса прежних топонимов от прежних народов – места уже были как-то названы, и проще использовать уже готовые названия (пусть и видоизменённые под другой язык), чем называть всё по-новой. Но у германцев в Британии всё было совершенно иначе – от прежних топонимов не осталось почти ничего, все известные доныне названия, это названия, которые данным местам/объектам по-новой дали эти германцы. Они настолько всё бритово не воспринимали, что даже названий прежних не оставили.

Понять ситуацию очень несложно – германцы пришли к бритам по их же приглашению и поселились между ними как люди среди людей, но прожив с ними какое-то время и к этим бритам хорошенько присмотревшись, просто перестали их за людей воспринимать. Это было что-то настолько им чуждое, что их просто начали истреблять.

В конечном счёте, их загнали на запад Британии, в гористую местность, и там предоставили самим себе, от них отгородившись и не желая иметь с ними никаких дел. Этих загнанных на запад аборигенов они назвали валлийцами. Знаете, что означает это название? Оно происходит от саксонского welsh, что значит «чужаки».
(Данные взяты из книги Андре Моруа «История Англии»:
http://loveread.ec/contents.php?id=93854
конкретно данное место находится в главе V. Конец римской Англии, пункт 5.:
http://loveread.ec/read_book.php?id=93854&p=6 )

То есть, их настолько не воспринимали, что просто назвали чужаками, чуждыми им людьми.

Настолько чуждыми, что не желали их даже эксплуатировать. Любые завоеватели того времени не изгоняли завоёванные народы и, тем более, не истребляли их, их подчиняли себе и имели с этого какой-то свой взыск – то ли дань, то ли непосредственное порабощение с принуждением к работам. Здесь же этого вообще не было – изгнали, отгородились, и все их следы уничтожили. Даже названий на местности никаких не сохранили, всё по-новой переназвали.

Такая вот у них была борьба с «благородными рыцарями короля Артура» и подобной им сволотой, к которой они испытывали крайнее омерзение.

Но, увы, увы, здесь у нас вовсе не Занавес. Здесь у нас только Начало. Весьма печальное для англосаксов начало.

=====

Мы имеем здесь дело с самой ранней историей Англии, довольно слабо описанной в первоисточниках, поэтому стоит вопрос – насколько достоверны изложенные данные, чтобы их так интерпретировать?

В отношении короля Артура – нет, не достоверны. Такого короля не существовало вообще. Это поздние легенды, описывавшие время неожиданных побед бритов над англосаксами. Условно эти победы приписывают некоему легендарному королю и накручивают вокруг этой условной личности невесть сколько красивостей. Но сами победы бритов над англосаксами во время данного бритова пика были. Причём англосаксов тогда разгромили основательно – они полвека не могли в себя прийти после этих побед над ними на рубеже V-VI веков. Дальнейшее оттеснение бритов с их земель началось только полвека спустя.

А приглашение германцев к себе жить – да, по всей видимости, всё же было, и было именно таким. Но я не историк, тем более не историк, специализирующийся на том времени, и сам лично анализом первичных данных не занимался – мне достаточно было сведений от специалистов, которые писали на эту тему свои книги. И несколько книг я просмотрел – а поскольку пишут разное, то просмотрел более десятка таких книг.

Список книг на русском языке (в основном, переводов), посвящённых истории Англии, можно увидеть здесь, например:
https://www.livelib.ru/selection/288913-istoriya-anglii-do-1603-g-nauchpop

И столкнулся с очень любопытной ситуацией. В книгах более старых сведения о приглашении германцев и наделении их землёй ещё встречаются. Так, они есть в книге Джона Грина «История Англии и английского народа», вышедшей в 1880 году, и в книге Андре Моруа «История Англии», вышедшей в 1937 году. А в книгах современных авторов этих сведений нет. Зато там есть довольно предвзятое к тем германцам отношение, выставляющее их гнусными и безжалостными разбойниками и захватчиками. Переходной же чертой, изменяющей отношение историков к этому вопросу, насколько я понимаю, является книга Уинстона Черчилля (да, того самого) «Рождение Британии», которая вышла в 1956 году.

Эта книга Черчилля сама по себе является крайне любопытным текстом. Она написана не историком, а политиком (весьма влиятельным политиком), и является книгой не столько исторической, сколько идеологической. Это «темник», дающий историкам указание, как историю Англии следует освещать, в каком ключе о каких темах следует писать. И после этой книги они начали писать именно так. А лапшу про демократию и дерзкую независимость свободных мнений исследователей истории давайте оставим простакам, на ушах которых эта лапша хорошо держится. В высших политических кругах Британии сочли целесообразным подавать историю именно так, и историки дружно взяли под козырёк и начали рьяно указания ЦК бритов выполнять. Вот и вся реальность тамошней демократии.

Конкретно на данную тему у Черчилля написано так: «Используя привычную тактику римлян, самый сильный из британских вождей примерно в 450 г. попытался упрочить свое господство, приведя из-за моря отряд наемников. Они его обманули. Едва путь оказался открытым, как приглашенные завоеватели растеклись по стране…. Хенгист, чье имя часто упоминается в рассказе, подобно любому средневековому наемнику, был готов продать свой меч и свои корабли любому, кто даст ему землю для его людей.»

Хенгист это один из вождей первоначально приглашённых ютов, и оказывается, в средневековье все только и делали, что расплачивались с наёмниками своими собственными землями. Ага. А что такого? Да, и с этими тоже хотели расплатиться, но как только они пришли, они взяли и растеклись по этим землям. И давай нападать. А как иначе? Они ведь завоеватели. До этого лет двести тревожили римскую Британию своими разбойными набегами, чтобы ненавистному Риму досадить, – они, что, пути в эту Британию не знали? – или не знали, что римляне оттуда давно уже ушли? – но до их приглашения они Британию не захватывали и по землям её не растекались, а тут вдруг им, видите ли, оказался открытым путь….

В общем, не ищите логики – говорит политик. И говорит специфически – говорит так, чтобы своим было всё понятно, а остальные только недоумённо хлопали ушами и привычно эти уши под лапшу подставляли. Но он всё же хоть говорит, неодобрительно, но говорит о том, что людям Хенгиста дали землю в обмен на их мечи. Остальные историки после него об этом уже молчат вообще, только неодобрительно говорят что-нибудь против захватчиков-англосаксов.

Но позвольте – а что, в Великобритании всем заправляют разве не сами эти англосаксы? Что ж они сами на себя так клевещут? Как видите, в Великобритании всем заправляют не англосаксы. Там всем заправляют бриты. Давно уже этих англосаксов пригнувшие так, что те и пикнуть против ничего не смеют.

И сам Черчилль – из этих бритов. Ну, или из валлийцев, кельтов или кем они там сейчас себя считают, негласно англосаксам себя противопоставляя. Вряд ли он из внутреннего народа, но из бритова окружения этого внутреннего народа – наверняка.

Вот ещё один пассаж на эту тему, где он вольно или невольно, но об этом проговаривается: «…следовавшие одна за другой волны захватчиков, за которыми шли поселенцы, обрушились на наши несчастные берега». Берега – наши, а англосаксы – их захватчики. Вот так.

И особо понятным после данной книги Черчилля становится, почему же они все выдуманную сказку о короле Артуре так лелеют. Черчилль выступает в защиту этой псевдоистории – ну и что, что это не имеющая достаточных исторических обоснований легенда? вон, у евреев всё точно также с их Ветхим Заветом, но они ведь во всё это верят, так почему же мы не можем относиться к этой легенде как к воодушевляющей нас реальности? (Не цитирую всех его длиннот ради экономии места в данном, и так объёмистом очерке, книга есть в открытом доступе во многих онлайн-библиотеках, и найти всё это несложно – но вот в таких словах он об этом пишет.) То есть, он уравнивает эти средневековые бритовы сказки с книгой, где большинство текстов сами по себе являются первоисточниками, имеющими возраст явно более двух тысяч лет, ради того, чтобы бриты воодушевлялись этими сказками не менее, чем евреи воодушевляются собственной историей. Англосаксы при этом скромно молчат. Им воодушевляться не положено, им положено пригнуться ради воодушевления бритов. М-да….

Первоисточник, из которой взята легенда об Артуре, называется «История бриттов» и написан три с лишним века спустя после этих событий. И то, там об Артуре говорится очень кратко как о военачальнике, успешно противостоявшем саксам, но не как о короле. А всё остальное это бритовы выдумки ради того, чтобы потешить своё самолюбие.
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_бриттов

Тему же с приглашением англосаксов к себе жить корректней всего, пожалуй, осветил наш отечественный историк Андрей Германович Глебов в своей монографии «Англия в раннее средневековье». Он пишет так:

«Лишенная поддержки Рима и военной охраны, страна вновь оказалась ввергнута в пучину междоусобных войн племенных бриттских вождей и оказалась беззащитной перед новыми нашествиями варваров. Гильдас так описывает положение Британии после падения римского владычества: «Британия имеет своих королей, но они являются тиранами; у нее есть свои судьи, но они занимаются грабежом и нарушением законов… Они ведут войны, но войны гражданские и несправедливые». Последней попыткой местного населения добиться помощи слабеющей имперской администрации было обращение в середине 40-х гг. к римскому полководцу в Галлии Аэцию. Но военная помощь Рима не пришла. Тогда, не выдерживая натиска скоттов и пиктов, одна из групп бриттов во главе с неким Вортигерном сочла за лучшее обратиться за помощью к германским наемникам. Примерно в 449 г. (дата, правда, спорна) в ответ на эту просьбу с континента прибыли англосаксы, а именно юты, под предводительством двух братьев — Хенгеста и Хорсы, которые высадились около Эбсфлита на острове Танет. В качестве платы за военную службу им обещали землю для поселения в восточной части острова на территории будущего Кента, денежное вознаграждение и снабжение продовольствием. Некоторое время германцы успешно воевали с пиктами и скоттами, но вскоре между ними и их нанимателями вспыхнул конфликт по поводу продовольственного снабжения пришельцев, быстро переросший в вооруженный мятеж англосаксов.»

Единственное уточнение – вряд ли всё же германцы так жёстко обернулись против своих нанимателей из-за того, что те их вовремя не покормили. Там всё глубже и в то же время проще – просто они их на дух не воспринимали. Они были слишком разными – честные прямые воины и изощрённо лукавые манипуляторы. И они до сих пор друг друга не очень воспринимают. Но одни из них при этом скромно молчат.

Бритов пик 5 – 665 год



Англосаксы понятия не имели, на какой остров они попали, иначе не позарились бы на его плодородные земли. Там было не только вызвавшее их омерзение при более близком знакомстве с ним изощрённо коварное население, там сам дух тех земель был таким – исхитряющийся коварный дух, морочащий всему, чему можно, голову, и стремящийся обманными манипуляциями всё, что можно, изменить в свою пользу и всех, кого можно, обобрать. Древний подлый дух, за сотни тысяч лет своего там существования пропитавший собой все те земли, и превратившийся в достаточно выраженную психическую силу, всё под своё начало подминающую. Бритов дух.

И этот дух достаточно быстро их под себя подмял, а поскольку они этому духу не соответствовали, он просто начал их изводить.

Через сотню лет после начала завоевания Британии единые до того германцы уже разделились на несколько явно не ладивших межу собой королевств. Королевств наиболее крупных в то время выделяют семь, и по этой причине тот период называют Гептархией, но кроме них, там была ещё кучка независимых и полузависимых территориальных образований, отстаивавших от прочих свою самостоятельность.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гептархия

Причём явных племенных различий для такого разделения у них не было. Как пишет Андрей Глебов в цитированной выше монографии, и юты, и англы, и саксы, согласно археологическим данным, не имели между собой фактически никаких различий и по разному назывались скорей из-за своей изначально разной территориальной принадлежности, чем из-за принадлежности племенной. Они пришли из разных земель Германии, но это был единый народ, говоривший на одном языке и имевший одну общую культуру и единый образ жизни.

И потом в появившихся на территории Британии королевствах в тех из них, что считались саксонскими, могло жить немало англов, а в тех из них, что считались английскими, могло жить немало саксов – разделение их по племенному признаку было довольно условным. Но они разделились на разные королевства и усердно между собой не ладили. Несмотря на наличие общего врага, которого они всё ещё не до конца вытеснили.

К времени рассматриваемого здесь пика №5 наиболее влиятельным из этих королевств стало королевство Нортумбрия, и вполне просматривалась перспектива общего объединения англосаксов под властью этого королевства. Но наступил бритов пик….

Вот как описывает это время Дэвид М. Вильсон с своей книге «Англосаксы. Покорители кельтской Британии»:

«В VII столетии короли Нортумбрии Эдвин, Освальд и Осви были близки к тому, чтобы утвердить свое господство над всей территорией Англии. Но в 658 г. надежды на объединение всей страны рухнули из-за бунта мерсийцев, восставших после того, как Вулфхере занял трон Мерсии…. Северное королевство никогда снова не достигло мощи, которую оно имело в правление Эдвина и Освальда.»

В общем, объединения так и не произошло, свары продолжились, англосаксы продолжили по-прежнему друг с другом враждовать и друг друга убивать. Бритам от этого было большое облегчение.

Более того, англосаксы уже не видели в бритах прежних негодяев. Всё смягчилось в их восприятии спустя несколько их поколений, родившихся в древних британских землях под влиянием бритова духа этих земель. Бриты постепенно начали возвращаться на земли, из которых их изгнали, и в них уже видели не столько врагов, сколько новых своих подданных, от которых можно было иметь какую-то пользу, как и от любых других подданных своих королевств.

К этому же времени произошла христианизация англосаксов миссионерами с материковых римских земель. Бриты были христианизированы ранее, ещё при власти над островом Рима, англосаксы же пришли на остров язычниками. Но постепенно усердия «ловцов душ человеческих» сделали своё дело, и христианство проникло и к ним.

Поначалу оно было самостоятельным, со своим местным колоритом, тон которому задавали христианизированные бриты. У бритов же оно было нетипичным, с явным уклоном в языческое мировосприятие и традиции, оно было в значительной степени тем же язычеством, только принявшим христианскую форму. И у христиан-англосаксов было немало споров о том, каким на самом деле их христианству должно быть.

Бритов пик разрешил это противоречие. Думаете, он разрешил его в пользу христиан-бритов? Как бы не так.

В 664 году был созван синод ради урегулирования церковных споров и нахождения общей точки зрения по вопросам управления общебританской церковью, после долгих дебатов синод этот принял точку зрения римской церкви и тем самым примкнул к ней, но кельтское и ирландское духовенство не согласилось с решением этого синода и осталось на своих позициях. Власть римской церкви признали только англосаксы.

Первые десятилетия после этого церковного объединения с Римом шла притирка к нему, и после этого наступило «новое время». Теперь, как пафосно пишет Черчилль: «перед каждым членом английской церкви открывалась заманчивая перспектива принадлежать к вере, которая господствовала во всем цивилизованном мире и объединяла всех его жителей. Эти события позволили Нортумбрии достичь зенита свой славы. Впервые в Британии было достигнуто единство веры и морали, а под управлением церкви оказалось пять шестых острова. В духовной сфере также был сделан решительный шаг. Остров стал теперь полностью христианским, причем большая и сильнейшая его часть была непосредственно связана с папством.»

И немножко ниже по тексту он же выдаёт следующий перл: «… христианская Англия, разделенная племенными, территориальными, династическими и личными междоусобицами на конгломерат, который один елизаветинский антиквар назвал Гептархией, – семь разной силы королевств, все исповедующие учение Христа и борющиеся друг с другом за господство, опираясь на силу и обман. Период почти непрерывных войн, ведущихся единоверцами с жестокостью и разбоем, продолжался почти сто лет – с 731 по 829 гг.»

Такой вот «тонкий английский юмор». То ли он над церковью выглумлялся, то ли проговаривается, не замечая, что он говорит на самом деле….

Но он был однозначно прав. Бритовы силы Альнасла знали, что делали, когда во время пика своего влияния подтолкнули англосаксов в объятия католиков и под управление Рима. После чего «с Христом и во имя Христа» раздрай там пошёл ещё тот.

И им стало уже не до бритов. А те тем временем постепенно и потихоньку возвращались на прежние свои места, принимая подданство враждовавших друг с другом королевств, но во всей этой грызне вряд ли особо участвуя.

Бритов пик 6 – 830 год



Обозначенные Черчиллем даты с 731 по 829 годы это время, когда на первый план вышло королевство Мерсия. В 731 году король Мерсии Этельбальд установил свою власть над всеми англами к югу от Нортумбрии, стал сильней короля Нортумбрии и получил от него признание своего верховенства над ним, начав именоваться бретвальдой, то есть высшим королём Британии. А в 829 году Мерсию завоевал король Уэссекса Эгберт, и тоже получил от короля Нортумбрии такое признание, после чего бретвальдой начали считать его. Собственно, англосаксы и перед тем были весьма неспокойны в отношениях друг с другом, но если Черчилль, обозначая эти даты, пишет, что теперь уже совсем… ну, англичанину виднее.

Но нас интересует бритов пик – время вокруг 830 года. Это время возвышения королевства Уэссекс. Уэссекс это сокращённое название земли Западная Саксония – это королевство саксов, находящееся на юго-западе Британии. Оно ближе всех находится к землям бритов-валлийцев и наиболее всех с ними контактирует. В 813 году, незадолго до времени начала действия бритова пика, король Уэссекса Эгберт захватывает часть валлийских территорий. Можно было бы ожидать, что по этой причине с наступлением бритова пика многое обернётся против него, но нет же – в 825 году он проводит ещё одну военную компанию против валлийцев и прихватывает от них ещё земель. А потом успешно воюет на востоке и севере, покорив Мерсию и получив титул бретвальды.

Время бритова пика ему явно способствует. Чем же он угоден бритовым силам? Возможно, сам того не подозревая, он проводит выгодную бритовым силам политику – они изменили стратегию возвращения своим бритам их земель, и теперь им удобней, чтобы всё происходило именно так.

Суть дела в том, что Эгберт не изгоняет бритов-валлийцев с их земель, он всего лишь превращает этих бритов в своих вассалов, то есть присоединяет к своим саксонским землям земли бритовы вместе с их бритовым населением. И если раньше бриты проникали обратно на свои занятые англосаксами территории на свой страх и риск и находились на них на положении нелегалов, то теперь они законно являются частью населения англосаксонских территорий. И они могут вполне законно проводить свою тихую ползучую экспансию, на этих территориях поселяясь вновь. Им очень выгодно быть жителями королевства, король которого является бретвальдой – главой всех англосаксонских земель. Если перед своим захватом они долго молились своим богам: «Пожалуйста, пусть он нас захватит», то это было бы совершенно неудивительно.

И ещё один феномен проявляет себя в этот пик – активизиция викингов, начавших явно более активно нападать на Британию, и даже пытавшихся захватить часть её территории. Просто совпало с временем бритова пика? Вряд ли.

Викинги – скандинавы, по-преимуществу. А скандинавский полуостров характерен своей особой энергетикой, которую ему придают норвежские горы – большое плоскогорье, тянущееся вдоль северо-западного побережья этого полуострова. Эти горы обладают энергетикой того же типа, что и горы Британии – нептуново-альнасловой энергетикой. Она там даже более явно выражена, поскольку горы там более высоки и в целом их горный массив больше. Отличие её в том, что она более нептунова, чем альнаслова, и нептунова её составляющая не всегда так уж плоха собой, но там в тех землях хватает и альнаслова духа, и духа старых нептуновых сил, с альнасловым духом союзных.

В потенциале это те же бритовы места, разница там только в разном населении этих мест – в Британии обосновались древние бриты-ракшасы, которые жили там сотни тысяч лет и которые с духом тех бритовых земель Британии давно уже сроднились, в Скандинавии же основное её население составляли древние германцы, которые заселили Скандинавию где-то в первом тысячелетии до нашей эры, и изначально были людьми на дух другими.

Но жили там эти германцы уже достаточно, чтобы быть альнаслово-нептуновым силам подвластными, и то, что они с началом астрологического соединения Нептуна с Альнаслом активизируются именно так, как это удобно бритовым силам времени бритова пика, вовсе не удивительно.

Викинги нападают в первую очередь на восточное побережье Британии, на земли, занятые англосаксами, валлийцы же находятся на юго-западе, и долгое время остаются вне их досягаемости. Да и взять с них особо нечего – они уже столетиями терпят притеснения от англосаксов, и если у них и есть какие-то богатства, то хорошо припрятанные, находящиеся явно не на виду зорких глаз их захватчиков.

Отвлечение внимания и сил англосаксов на борьбу с викингами им явно выгодно – они могут намного более спокойно осваивать свои прежние земли, с которых их англосаксы изгнали, и осваивать которые они теперь имеют все основания как такие же подданные верховного англосаксонского короля – бретвальды, как и все остальные.

Грабительские набеги викингов их мало волнуют – они осваивают эти земли как скромные крестьяне, с которых и взять-то особо нечего. Внутреннему народу бритов нужна именно такая среда – бедная, скромная, неприметная, просто дающая возможность временного пристанища представителям этого внутреннего народа, которые стараются внешне от этих бедняков ничем не отличаться, и задача которых не в том, чтобы с этих англосаксонских территорий иметь какую-то выгоду, а в том, чтобы иметь возможность доступа к своим заброшенным святилищам ради проведения там каких-то своих обрядов, их дальнейшей власти над этими территориями способствующих.

Бритов пик 7 – 995 год



Здесь всё настолько очевидно, что где-то даже скучно. На троне сидит тогдашний Горбачёв по имени Этельред II. В истории он сохранился под прозвищем Неразумный. Но другие считают, что правильней всего перевести это слово как Нерешительный. Хотя Айзек Азимов в своей книге «История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей» полагает, что перевод Невразумлённый будет наиболее корректным, так как на престол этот король взошёл в 10-летнем возрасте и за долгих 38 лет правления у него так и не нашлось добрых советников.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Этельред_II_Неразумный

Англосаксонская Британия к тому времени успела неоднократно вся известись в войнах с викингами, оказаться под их почти полной оккупацией, отстоять часть своих территорий, долгое время просуществовать в зыбком состоянии разделённости, когда бОльшая часть её территорий находилась под властью викингов-данов (будучи названной позже областью датского права), постепенно отвоевать обратно эту область датского права и стать единой страной, в которой родилось её нынешнее название – Англия.

Англосаксы выстояли и победили в первую очередь благодаря королю Уэссекса Альфреду Великому и его прямым потомкам – время тяжёлых испытаний и крайнего напряжения нации часто выдвигает в лидеры великих людей, благодаря которым эти испытания удаётся преодолеть, но потом…. Потом напряжение спадает, сильные люди у власти оказываются многим неугодны, и всё меняется. У власти оказываются люди совсем другие, и всё начинает происходить по-другому – к великой выгоде многих вокруг власти подвизающихся и к очередным великим несчастьям для всей нации.

Вот из этих других тогда властвовавших и выделился анекдотичностью своего правления пришедший к власти в 978 году король Этельред II. Англия в то время опять находилась в состоянии очередных раздоров, внутренних раздоров тогдашних представителей знати, многие из которых мнили из себя как можно больше всего, тянули каждый на себя побольше прав и побольше власти на местах, и которым центральная власть была… как позже кто-то сострил, «хоть обезьяна на троне, лишь бы жить не мешала». Всё как всегда и ничего нового.

Вряд ли этот Этельред II был так уж неразумен или нерешителен, но ему довелось править во время бритова пика, когда всё оборачивалось против, и когда хочешь сделать всё как можно лучше, а получается как всегда.

И ему довелось править во время негласного, но успешного самоутверждения прежних бритов, аналога тогдашней пятой колонны, которые многое меняли в этой стране по механизмам, многим непонятным. Хотя главная причина успеха в деятельности этой тогдашней пятой колонны была совершенно проста – англосаксы жили на землях древнего бритова духа, где всё на дух происходило не в их пользу, и если они могли бы как-то с ситуациями управляться, будучи на этих землях сами и едины, то будучи в состоянии общей жизни с бритами, непонятно как на свой манер шаманившими и бритов дух этих земель активирующими – никак. Никак им было не управиться с тем болотом, которое со всех сторон их окружало и которое норовило собою всё заполонить. А тут ещё и бритов пик….

Одним из наиболее видный таких тайных политиков (из тех, что были на виду, по крайней мере) являлся некий Дунстан, рождённый в 909 году на юго-западе, в местах, граничивших с валлийским территориями, и имевший в себе какие-то валлийские корни, судя по всему. Хотя ему и приписывают происхождение от благородного англосаксонского рода, но деятельность его является слишком уж неоднозначной и говорит о присутствии в нём и бритовых кровей в том числе. Он с юности находится при королевском дворе, при этом многие там его не воспринимают, и поначалу дело кончается обвинениями его в занятиях чёрной магией и отстранением от двора. Но позже он при дворе появляется вновь и продвигается по церковной линии, дойдя до вершин англосаксонской церковной иерархии после того, как становится архиепископом Кентерберийским. Его считают некоронованным королём, у которого в руках сосредоточено куда больше власти, чем у реальных королей, главным советником которых он является.

Впрочем, продвинувшая своего сына Этельреда на трон его мать вместе с её сторонниками этого Дунстана не воспринимают, и от двора его отстраняют. Как пишет Саймон Дженкинс а своей «Краткой истории Англии», напоследок «престарелый архиепископ Кентерберийский Дунстан предсказал, что «на английский народ обрушатся такие беды, каких он не знал с тех пор, как пришёл в Англию»». Понятно, что Дунстан не просто пророчествует, но и прикладывает какие-то свои усилия для того, чтобы это пророчество воплотить в жизнь. И у него есть для этого свои возможности, потому что отстранение от двора не означает ни лишения его сана архиепископа, ни лишения его своих многочисленных связей и возможностей влияния на внутреннюю политику страны.

Очень показательно, как Саймон Дженкинс в своей книге комментирует эти слова Дунстана: «Интересно, что об англичанах он говорит как о пришлом народе». Мы бы и не догадались, пожалуй, увидеть в данных словах Дунстана такую его от англичан отстранённость, но это мы, не знающие тонкостей английской жизни. А для англичан это больная тема и они к таким вещам очень чувствительны и живо обращают на них внимание. Потому что для англичан это их внутреннее негласное противостояние между бритами-валлийцами и англосаксами до сих пор актуально и очень осложняет их жизнь (жизнь самих англосаксов, по крайней мере).

И вот, в 991 году даны-викинги, перед этим долгое время тревожившие Англию лишь наскоками отдельных своих шаек, прибывают к берегам Британии целой флотилией. Король Этельред слишком молод и находится в сложной обстановке внутренних политических дрязг, он не знает, как ему консолидировать всех и собрать силы для достойного отпора врагу, и он решает от этого врага откупиться, чтобы выиграть время и начать процесс консолидации перед явно возникшей внешней угрозой. Он хочет удивить всех той большой суммой, которую ему приходится платить врагу из-за этих их дрязг и нежелания объединиться, запустить процесс консолидации, и потом уверенно говорить: «Процесс пошёл…».

И он не стесняясь удивляет и своих, и чужих этой немалой суммой: «Джентльмены, вот вам хорошие деньги, и больше я вас здесь не вижу». «Честное джентльменское» – отвечают ему разбойники, и на следующий год появляются снова. «Джентльмены, мы ведь договаривались…». «Так то когда было. А кушать хочется всегда». И ему приходится платить ещё.

Процесс пошёл. Только не тот, который данному пра-Горбачёву представлялся. Нет, он явно хотел как лучше. Но это было время бритова пика….

Всего при Этельреде II Англии с 991 по 1014 годы пришлось выплачивать этот так называемый данельгенд (т.е. датские деньги) семь раз. На английском обществе такие денежные поборы очень заметным образом отразились. И в конечном счёте от разбоя викингов её не спасли.

Впрочем, Этельред не бездействует и прилагает все усилия к тому, чтобы усилить свои армию и флот. Но это время бритова пика…

Вот что пишет Даниэл Кристофер в книге «Англия. История страны»:

«Чтобы противостоять напору викингов, король Этельред собрал воедино свой немалый флот, но в 1009 году один из командиров взбунтовался и увёл часть кораблей. За ним кинулись в погоню, но тут уж вмешался злой рок: налетела страшная буря и разнесла в щепы весь оставшийся королевский флот. На суше дела обстояли не лучше – помощники Этельреда отличались некомпетентностью и подозрительной склонностью к изменам. «Хроника» описывает, как в 1009 году некий знатный англосакс по имени Идрик саботировал передвижение собственной армии. Причём автор «Хроники» с язвительной многозначительностью добавляет: «…как это всегда и бывает».

Это горбачёвское время, и иначе в нём не бывает. Бывает только «как всегда».

На территории Восточной Англии, в былой области датского права, оставалось жить немало датчан, пустивших там свои корни и ставших жителями Англии. И вот, в 1002 году, в ответ на нападение викингов из Дании, король решает продемонстрировать всем несерьёзно его воспринимающим свою решительность – он убивает всех местных датчан. Уничтожает их напрочь, вместе с семьями и детьми. Так он мстит внешнему врагу. Этот внешний враг – викинги Дании – приходит в ярость и возвращается в Англию опять в готовности начать настоящую войну.

«…и Этельреду пришлось рыскать по всей Англии, чтобы собрать данегельд. На этот раз сумма в четыре раза превышала весь наличный доход его королевства. Из-за ежегодных нападений данов к 1013 г. Этельред настолько потерял контроль над Англией, что вынужден был бежать в Нормандию. Там он женился на Эмме, дочери герцога Нормандского, которая родила ему сына – будущего короля Англии Эдуарда Исповедника.» (Саймон Дженкинс. «Краткая история Англии»)

Правление Этельреда II, пришедшееся на время бритова пика, это не просто неудачное правление одного из правителей Англии, это конец прежней англосаксонской Англии. В 1066 году, после тамошнего Смутного времени, к власти в Англии придут французы-нормандцы, спекулируя тем, что сын Этельреда являлся наполовину нормандцем и, будучи сам бездетным, завещал их нормандским родственникам свою власть, внаглую себя навяжут и будут Англией править вместо англосаксов. И этот 1066 год формально считают годом окончания англосаксонского периода Англии.

Вот теперь Занавес. Или долгий антракт, по меньшей мере.

Бритов пик 8 – 1160 год



Итак, в 1066 году к власти в Англии пришли представители совершенно другой династии – представители властной верхушки французского герцогства Нормандия. Силой захватили власть, используя для этого формальный повод, и внаглую воцарились, разбив в сражении выступившую против них английскую армию, измотанную предыдущим сражением с норвежскими викингами.

Но дела у этих нормандцев постепенно разладились, и в 1154 году, в начале действия бритова пика, к власти в Англии пришёл Генрих II, представитель следующей французской династии – династии Плантагенетов.

Чем же династия Плантагенетов так устроила бритовы силы? Чтобы понять смысл этого события, нам желательно рассмотреть в целом обстановку, складывавшуюся в те времена вокруг бритов в Англии.

Острое неприятие англосаксов к бритам осталось в далёком прошлом, и в X веке бриты уже достаточно спокойно жили не только в Уэльсе, на своих законных валлийских землях, но и по всей Англии. Хотя и оставались там гражданами второго сорта, которым путь во властные структуры был закрыт. Во власть они проникали только посредством браков с представителями знатных родов, которые иногда брали в жёны представительниц валлийской знати – потомки от таких браков считали себя представителями англосаксонских родов, но бритова жилка в них сидела, и эта жилка порой выступала на первый план и обращала их больше к бритовым корням, чем к корням англосаксонским. Тем более что бритово начало было представлено мощными древними силами, и оно легко таких людей к себе обращало. Рассмотренный выше пример Дунстана, со всей очевидностью, к таким случаям относился.

Но таких людей было немного, явно недостаточно для того, чтобы полноценно строить в Англии свою бритову политику, и бриты дунстанова типа остро нуждались в своих сторонниках в самых разных властных структурах. А где их было взять, когда вокруг одни англосаксы, бритов явно сторонящиеся? Только среди инородцев.

После отвоевания англосаксами области датского права, таких инородцев в лице укоренившихся в этой области датчан было немало. Но к власти их по вполне естественным причинам тоже не допускали. И Дунстан в своё время, будучи советником при короле Эдмунде I (правившем в 939-946 годах), уговорил того допускать датчан к занятию государственных должностей, мол, для государственных дел так будет лучше.

Со временем датчан во властных структурах набралось немало, и они вполне естественным образом составили англосаксам тайную оппозицию. Естественность их оппозиционности заключалась в том, в первую очередь, что было кому их на такую оппозиционность настраивать – занимались этим бриты, как мы понимаем.

Во многом именно по этой причине не ладилось правление Этельреда II Неразумного. Вокруг был тайный саботаж всей его деятельности, оппозиционный к нему настрой значительной части тогдашнего чиновничества, и всё получалось «как это всегда и бывает». И он прекрасно понимал, от кого это исходит – от датчан, которые поддерживают в первую очередь своих заморских собратьев-викингов, но никак не здешнюю королевскую власть. Причём поддерживают координировано, в связке с некоторыми здешними достаточно влиятельными англосаксами, в которых разве поймёшь что за дьявольская жилка сидит, против своих же их и обращающая.

И когда этот Неразумный/Нерешительный вполне разумно и решительно от датчан избавился, он знал, что делал. Месть за нападение викингов-данов была лишь формальным поводом и отговоркой для широких слоёв населения, которому трудно было объяснять все сложности сложившегося положения, на самом деле он избавлялся от оппозиции, которая тайно ему противодействовала и всё превращала в ничто. И он успешно это сделал, хоть это и имело для него свою дальнейшую цену. Но от разрушавшей всё оппозиции он страну избавил. Так что претензий к нему как к правителю может быть не так уж и много, когда вникнешь в особенности того времени и его правления.

И кстати, вот как объясняет происхождение его прозвища Даниэл Кристофер в книге «Англия. История страны»: «Само имя Этельред в саксонском языке означало «благородный совет». Но поскольку у молодого короля не было достойных советников, то позже (в XIII столетии) к его имени добавилось насмешливое прозвище Unread, то есть «дурной совет» или даже «вообще никакого совета» (наши предки тоже ценили каламбуры).» И что там за историки такие на триста лет позже дали ему задним числом такое прозвище, надо бы ещё подумать.

Бритовы силы, уже начавшие строить в Англии свою политику, без этих датчан остались как без рук. Конечно же, насколько только могли, они активировали датчан внешних, и после Этельреда датчане власть в Англии захватили. Сделал это датский король Кнут Великий, который на какое-то время даже создал что-то вроде империи, в которую входили Дания, Норвегия и Англия.

Вероятно, проблема там заключалась в личности самого этого Кнута, который ходил явно под другими силами, о чём свидетельствует его крючконосость. Это были конкурентные на то время бритовым силы, и силы бритовы такая ситуация не устроила. Поэтому империя Кнута Великого продержалась недолго – с 1017 по 1042 годы. А потом центр политических борений сместился южней, в сторону Нормандии, и нормандцы власть в Англии захватили. Бриты, наконец-то, получили то, что хотели.

Знаете, откуда у Нормандии появилось такое название? Изначально эта область севера Франции имела название Нижняя Нейстрия, но в 911 году её захватили викинги, там обосновались, смешались с местными жителями, и образовали собственное княжество. Викингов тогда называли норманнами, и по их названию эту область в Нормандию и переименовали.

Так вот, скандинавские викинги в целом ходили под подобными же бритовыми силами. И это сказывалось на отношении викингов к бритовому Уэльсу. Викинги относились к тамошним бритам довольно лояльно. Отдельные нападения их на эту область бывали, конечно, но это были, скорей, недоразумения, чем норма. Поэтому позже бритовы силы вполне рассчитывали на такую же лояльность к ним со стороны нормандцев, в жилах которых было немало скандинавской крови.

Но они ошиблись. Кровь эта оказалась слишком дурной, чтобы помнить о лояльности. Да, власть в Англии изменилась, англосаксонская знать частично сбежала в Шотландию, частично оказалась в вассальном положении, нормандцы везде перетягивали власть в свою пользу, и были надежды, что бриты с ними начнут ладить и во власть войдут тоже, но…. Дело оказалось в самом Уэльсе.

До этого Уэльс был независимой страной. Англосаксы с Уэльсом не ладили, так же, как и с Шотландией, но в целом всё всех устраивало, и как-то там они сосуществовали. Нормандцы же в упоении своих успехов решили Уэльс покорить и включить его в состав собственных английских владений.

Уэльс был разделён на несколько мелких королевств, и это облегчало его завоевание. Вообще, там была странная ситуация с этой его разделённостью. Как пишет Википедия: «Хотя Уэльс не представлял собой единого государства, а королевства часто враждовали между собой (привлекая на свою сторону англичан, ирландцев и скандинавов), страна была объединена общим культурным наследием, а также сводом законов, кодифицированных Хивелом Добрым.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уэльс

То есть, они там враждовали вплоть до разделения в разные королевства, но при этом у них были общие законы. В норме так не бывает. Так бывает только в том случае, когда над всем этим действом стоят некие объединяющие всё силы. И там у них было именно так. Над всем этим стоял негласно всё координирующий внутренний народ бритов, изначальных древних бритов. Сами же валлийцы в массе своей были кельтами, а не бритами. Да, они были такими же пройдохами, как и бриты, и хорошо друг другу подходили психологически, но это были банальные обыденные пройдохи, которые настоящим бритам и в подмётки не годились. И бриты ими негласно управляли, как хотели. А удобней всего управлять в тех условиях было по классическому принципу «разделяй и властвуй». Если бы бриты создали из кельтов монолитное процветавшее государство, то те начали бы искать, против кого им обернуться – таким было общее состояние психики многих народов в те времена – люди были неспокойными и склонными к поиску врагов. Бритам было совершенно ни к чему, чтобы этих врагов кельты начали видеть в них. И они создали несколько песочниц, в которых этим людям с детской психикой было вольготно резвиться и мотузить друг дружку, выпуская пар неспокойства своих натур. И в целом всё было хорошо. (А то, что здесь повсеместно о валлийцах в целом говорится как о бритах… ну, это правильно по-своему, но это надо правильно понимать.)

Об этих общих для валлийцев законах. Они были приняты во время правления Хивела Доброго, временно объединившего под своей властью почти весь Уэльс, в 845 году, и действовали как общие для Уэльса до 1282 года, пока не были заменены на английские (в Википедии о них можно прочитать в стате «Валлийское право»). Отдельные законы этого права, конечно, пересматривались время от времени, когда переставали отвечать изменившимся реалиям, но в основе своей это право оставалось тем же и признавалось всеми – несмотря на разделённость на отдельные королевства, все признавали это право, и никто не вводил нового, разве что правил иногда какие-то пункты.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Валлийское_право

Итак, нормандцы стремились силой Уэльс подчинить. И они подобрали свои правильно работавшие ключи по его подчинению – они создали сильные приграничные владения, которые не объявляли войны Уэльсу в целом, а занимались приграничными спорами, отвоёвывая кусочек за кусочком их территории. При той разделённости, что в Уэльсе царила, это не вызывало в кельтах должного сопротивления. Но когда нормандцы захватили таким образом достаточно много, кельты проснулись.

И в 1094 году они подняли общее массовое восстание против почти оккупировавших их нормандцев. После чего военные действия там велись с переменным успехом много лет. Вплоть до бритова пика с его центральной точкой в 1160 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нормандская_экспансия_в_Уэльсе

И вот по этой причине в правившей Англией нормандской династии произошёл династический кризис. О том, что кризис этот произошёл не сам по себе, можно судить по тому, как он возник.

У правившего в Англии в первой трети XII века англо-нормандского короля Генриха I был свой законный наследник престола – сын Вильгельм. И вот, однажды, возвращаясь из Франции в Англию, этот сын погиб в кораблекрушении. Там был один из лучших кораблей того времени, так называемый «Белый корабль», но пассажиры оказались не в лучшей форме – Вильгельма сопровождало большое количество знати, они торжествовали после удачной военной кампании и изрядно перепились, что задержало выход корабля из порта, и выходя из устья Сены уже в темноте, корабль натолкнулся на близкую к поверхности подводную скалу. Не спасся почти никто.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белый_корабль

Драматизма ситуации добавляло то, что они стремились догнать корабли самого Генриха I, который был с ними в одной военной кампании, но вышел на своих кораблях из порта немногим ранее – задержавшиеся приказали грести как можно быстрее, чтобы присоединиться к кораблям короля. Темнота, незнакомый путь, спешка на нетрезвую голову, скорость – классика – но Генриху I было потом отчего горевать и укорять себя незаслуженными укорами.

Такие истории не происходят просто так. За ними всегда стоят какие-нибудь силы, которые разыгрывают свой сценарий событий, и стараются сделать это с наибольшим смаком.

После смерти Генриха I за престол начали бороться его дочь Матильда и племянник Стефан (сын Аделы, сестры Генриха I). Борения были долгими и тяжёлыми, и всё это вылилось в затяжную гражданскую войну:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_Англии_(1135—1154)

В результате к власти пришёл сын Матильды Генрих II. Матильда была замужем за графом Анжуйским, а французское графство Анжу на то время граничило с герцогством Нормандским, и соседи традиционно враждовали. Сын её, Генрих II, традиционно представлял более родовую линию своего отца, чем матери, и королевская родовая линия вместе со своими интересами плавно перетекла в другое русло – в династию Плантагенетов, которая происходившую из Нормандии династию явно недолюбливала.

Что на то время очень устраивало бритовы силы, и чего они, со всей очевидностью, упорно добивались. Смысл затеи был не только в том, чтобы избавиться от нормандцев, но и в том, чтобы власть попала в руки противников нормандцев, которые отстранили бы их от всех дел как можно надёжней.

О том, что там всё происходило не самопроизвольно, можно судить хотя бы уже по тому, как именно эта гражданская война со сменой власти закончилась. У Стефана был сын Евстахий, который должен был наследовать престол после отца, и ради которого, собственно, Стефан проявлял столько упорства. Но в 1153 году этот Евстахий в возрасте 23 лет неожиданно скончался. Болезненным он явно не был, и вдруг умер. Поэтому предполагают, что его отравили. Возможно. Но стоит всё же учесть тот факт, что это было уже время бритова пика и там активно действовали альнасловы силы. А как они могут действовать, я знаю по себе лично, неоднократно испытывав в своей исследовательской деятельности их нападения. Если нет защиты Свыше, сомнут и уничтожат запросто. Защита появляется, когда в тебе есть достаточно выраженная доброкачественность натуры и ты ходишь под Богом, когда же натура дурна (а у Евстахия была явно дурная натура), то твой удел – ходить под своими демонами и очень бояться перейти дорогу демонам покрупней. Евстахий демонам покрупней оказался неугоден – и я вовсе не исключаю, что его даже не отравили – просто обернули против него самого его собственную дурную натуру и уничтожили. Но, как бы там ни было, а Евстахия самым неожиданным образом вдруг не стало.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Евстахий_IV

Стефан был сломлен смертью сына и не видел больше смысла в дальнейшей борьбе. Он пошёл на заключение договора с Генрихом и признал его наследником престола. Сам же через год умер.

Что представлял собой новый король? Вот как описывает его Андре Моруа в своей «Истории Англии»:

«Генрих II Плантагенет происходил из могущественного и ужасного рода. Среди его анжуйских предков был Фульк Черный — считалось, что он сжег свою жену и принудил собственного сына вымаливать прощение на четвереньках, взнузданным, как конь. Одна из его бабок, графиня Анжуйская, слыла колдуньей и будто бы однажды выпорхнула в окно церкви. Его сын Ричард (Львиное Сердце) позже скажет, что раздоры в такой семье — неизбежное зло, ибо все в ней происходили от дьявола, к дьяволу и возвращались. Генрих II и сам отличался тяжелым нравом, «вулканической силой», удивительной образованностью и обольстительными манерами. Крепкий юноша с бычьей шеей, рыжими, коротко остриженными волосами, он чудесным образом понравился королеве Франции Альеноре Аквитанской, когда приехал принести вассальную клятву ее мужу, слабому королю Людовику VII, за Мэн и Анжу. Женщина темперамента столь же неистового, как и у Анжуйца, Альенора «вышла замуж за монаха, а не за короля» — как говорила она со вздохом. Между нею и молодым Генрихом сразу же установилось взаимопонимание. Она добилась развода и через два месяца в свои двадцать семь лет вышла замуж за этого девятнадцатилетнего парня, которому принесла огромное приданое — Аквитанское герцогство, то есть Лимузен, Гасконь, Перигор, и права сюзерена на Овернь и графство Тулузское. Генрих II, которому досталось от матери Матильды герцогство Нормандское, а от отца Жоффруа Мэн и Анжу, становился во Франции гораздо могущественнее французского короля. Едва ли его можно назвать королем Англии. Из тридцати пяти лет своего царствования он проведет по ту сторону Ла-Манша всего тринадцать. А с 1158 по 1163 г. вообще не будет покидать Францию. На самом деле это император, в чьих глазах Англия — всего лишь одна из провинций. Впрочем, хотя его язык и вкусы были совершенно французскими, этот француз стал одним из величайших английских королей.»

Ну, раз его бабка ведьмой выпорхнула в окно церкви… для бритовых сил этот рыжеволосый бестия был явно своим парнем.

Пришедший к власти Генрих II не стал устраивать ломку дров, и начал вести политику примирения с нормандской знатью, что было в его положении естественно и вполне разумно – значительная часть этой знати поддерживала Матильду, а потом и его самого, и стоило показать себя мудрым правителем, одинаково благосклонным ко всем своим подданным. Французы, близкие к анжуйцам, заменяли нормандцев постепенно. А поначалу Генрих II принимал участие в делах нормандской знати и продолжал проводить её политику, в том числе и политику покорения Уэльса. Насколько он горел этим делом, это другой вопрос.

Но в кампании подавления восстания в Уэльсе король принял непосредственное участие. Только что-то там сходу не заладилось. В 1157 году он вторгся с войском в Северный Уэльс, но, несмотря на хорошо подготовленное к кампании войско, ход военных действий был для англичан неудачным, а сам король едва избежал пленения. Ещё бы – время бритова пика было в разгаре, и всё самопроизвольно складывалось в пользу бритов. И всё же на следующий год раздосадованный своим поражением Генрих II предпринял ещё одну кампанию против валлийцев, и на этот раз добился каких-то успехов, хотя и не окончательных, потому что сопротивление валлийцев сломлено не было. Более того, со временем они стали ещё активней в этом плане, и в 1165 году король собрал против них большое войско, чтобы решить вопрос окончательно. Увы, проливные дожди, размытые дороги и успешные манёвры валлийцев заставили это войско отступить.

После чего Генрих II прекратил попытки решить вопрос самостоятельности валлийцев военным путём. В 1171 году он заключил с ними мир, и на этом неудачная история покорения Уэльса завершилась. На то время, во всяком случае, завершилась. Более того, Генрих II пошёл на сближение с валлийскими князьями, и между ними даже установились дружеские отношения. То, что Южный Уэльс оставался под властью Англии, считалось валлийцами на то время вполне приемлемым результатом.

Таким образом, деятельность бритова пика №8 была посвящена тому, чтобы избавить Англию от власти нормандцев, которым бритовы силы так опрометчиво позволили прийти к власти ради того, чтобы избавиться от англосаксов. Они привели к власти анжуйскую династию Плантагенетов в надежде положение изменить, и на какое-то время им это положение изменить удалось.

Не придётся ли им избавляться и от Плантагенетов? Ну… не так быстро, как на этот раз, но и до этого дело дойдёт тоже.


Перейти к части 1:
https://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post488768586/

Перейти к части 3:
https://www.liveinternet.ru/users/olfedorov/post488768832/









 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку