"Мы все учились, понемногу
чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть..."
А.С.Пушкин.
Сей пассаж не состоялся-бы никогда, коли-б не пытливое естество моего друга по переписке и перезвонке...
Скажем Серёже спасибо и продолжим...
В общем и целом росс. наука педагогика не имеет ничего против метода обучения М.Монтессори. В общем и целом... Даже согласны внедрять, типа...
Но, как только заходит речь об основных принципах обучения , а оне - вот такие, чтоб Вы знали -
"ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ
Основные принципы Монтессори-системы Как реализовать Чего достигаем,
соблюдая их
Педагогические принципы
СВОБОДА ВЫБОРА Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.
В результате ситуации выбора
ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
учится делать выбор;
учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА ДИДАКТИ-ЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МОНТЕССОРИ
Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.
Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.
всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
КОНТРОЛЬ ОШИБОК
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
формирование адекватной самооценки;
развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
самоконтроль;
развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ, ПРОШЕДШИЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
возможность поэтапного освоения навыка;
развитие точности восприятия;
развитие концентрации внимания;
развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В МОНТЕССОРИ-СРЕДЕ
Соблюдение правил:
- Убери за собой;
- Работа на ковриках;
- По классу передвигаемся тихо;
-Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
приучение к порядку;
умение организовать свое рабочее место;
умение рационально использовать пространство;
умение нести ответственность за собственный выбор;
потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ
Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.
Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
формируется чувство взаимопомощи;
младшие имеют возможность учиться у старших;
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
ДЕТИ - АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
Такой вид работы способствует:
развитию уверенности в себе, самостоятельности;
удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
умению задавать вопросы и отвечать на них;
профилактике страха публичных выступлений;
развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.
Психологические принципы
НЕ ДЕЛАЙ ЗА РЕБЕНКА ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ
Помоги мне это сделать самому!
Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.
уверенность в собственных силах;
самостоятельность,
решительность;
более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
формирование адекватной самооценки;
удовлетворение потребности во взрослении.
ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК ВЗРОСЛОГО
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности.
Проявлять свое отношение через собственные чувства.
Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
независимость от чьей-либо оценки;
формирование позитивного образа «Я»;
уверенность в себе;
умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
ОТСУТСТВИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МОТИВА
Не сравнивать ребенка с другими.
Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».
формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
самодостаточность;
уверенность в себе.
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори"
Сразу понятно - такое ну никак не монтируется с наробразом, с его учебными планами (которые теперь пишутся раз в три (!!!!!) месяца, например), с его сан.нормами классных комнат, с количественным составом, с принципами "догоняй, я первый!", с утверждением в министерстве....
Короче, если есть возможность договориться с наробразом и попасть под его "крышу" - надо просто открывать "частную школу", и, втихарая, продвигать Монтессори... (если охота съэкономить денги)
А иначе - ...
Здесь, в Подмосковье, никто так и не развился, есть в Москве что-то, например -
http://www.montessori.ru/index.php начальная школа, да больше и не надо, по сути...
Я-бы задумался - вложения, дидактический материал, классное оборудование, это всё - на плечи родителей...
Серёга, пиши, задавай вопросы, буду стараться помочь...
Серия сообщений "здоровье":
Часть 1 - ЛЕЧИТЕСЬ, ВАМ ЭТО ИДЁТ!
Часть 2 - КЁРТЭ ПАЛИНКА или САМОГОН НА ГРУШАХ
Часть 3 - САНКЦИИ-ШМАНКЦИИ...
Часть 4 - МИСТИКУМ АПОФЕОЗИ...
Часть 5 - ИХ МОНТЕССОРИ И НАША ШКОЛА
Часть 6 - ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Часть 7 - А ПОГОВОРИТЬ?
Часть 8 - БЫЛИ ПЕДАГОГИ И ВСЕ ВЫШЛИ...
Часть 9 - ДЛЯ ИСТОРИИ СОБЫТИЕВ...