Давно замечено: поставленные рядом, сирень и фиалка быстро увядают, нарцисс не уживается с ландышем, тюльпан - с незабудкой, роза отторгает гвоздику. Прекрасная и надменная, камелия не признает никакого соседства, и вовсе не потому, что боится соперничества. Она хороша либо в гордом одиночестве, либо рядом с себе подобными.
На Востоке, особенно в Японии и Китае, камелии - орнаментальные вечнозеленые деревья или кустарники - издавна почитаются, их можно увидеть около храмов и в садах. Они фантастически хороши во время цветения, когда покрываются тысячами дивных цветков, которые настолько красивы, что кажутся ненастоящими. У одних видов камелий лепестки гладкие и как бы искрящиеся, напоминающие тончайший атлас; у других - кажутся вылепленными из воска или из фарфора.
Цветки камелий очень разнообразны по окраске: от снежно-белых до густо-малиновых, есть даже желтые. Они эффектно выделяются на фоне блестящих, гладких, кожистых листьев темно-зеленого цвета и неизменно поражают правильностью формы, изяществом и... безжизненностью. Тяжелые цветки камелии, едва увянув, сразу опадают, устилая розово-красным ковром всю землю под деревом.
Мантегацц в своих «Сказках о цветах» так повествует о происхождении камелии на земле.
«Однажды бог любви Амур, которому наскучила любовь всех богинь Олимпа и всех земных женщин, обратился к своей матери, Венере, с просьбой найти ему ту, которой он мог бы увлечься.
Венера удивилась, что он так и не нашел на земле среди такого множества прелестных смертных ни одной достойной любви, но потом сказала: «Что ж, если нет на земле женщины, которая могла бы тебе понравиться, то попробуй поискать ее в других мирах, на других планетах».
Много планет облетел Амур и наконец оказался на Сатурне. В ту минуту, когда он опустился на планету, послышалось пение чарующих, ангельских голосов. Звуки эти раздавались с прозрачного и синего, как сапфир, озера. Берега его были окружены высокими, причудливо изрезанными ледяными холмами и усыпаны искрящимся, как серебро, только что выпавшим снегом. Нигде не было видно ни ярких цветов, ни зеленой листвы, и даже растения на берегу казались сделанными из льда. Они переливались всеми цветами радуги, будто посыпанные бриллиантовой пылью.
Среди ледяных скал сидели прелестные женщины, они пели хвалу снегу - брату льда. Амур был поражен. Женщины эти не были похожи ни на одну из виденных им на земле. Тела их были нежны, как первый снег, серебристые волосы струились по плечам, а прозрачно-синие глаза лучились, подобно сапфирам. Допев свою песнь, женщины обратили взоры на прекрасного Амура. Но чары бога любви оставили их равнодушными.
В отчаянии Амур вновь бросился к Венере, восклицая: «Мать, зачем ты меня сюда отправила? Здесь все ледяное: и цветы, и деревья, и души у женщин; они не в состоянии ни любить, ни даже увлекаться!».
Возмущенная такой не свойственной женщинам бесчувственностью, Венера воскликнула: «Ты прав, сын мой, эти существа недостойны называться женщинами: женщина без любви словно цветок без запаха. Пусть же в наказание они сейчас же сойдут на землю и превратятся в цветы».
И вот эти прелестные, но бездушные создания превратились в камелии, цветы без запаха и нежности. Вот почему камелия всегда одна: красивая и изысканная, но холодная и надменная. Она одновременно отталкивает и привлекает. Героиня романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» Маргарита Готье не просто восхищалась камелиями. Эти цветы были ее страстью, ими были убраны все ее комнаты постоянно. Они не покинули ее и после смерти: весь гроб был усыпан прекрасными камелиями. Этот трогательный сюжет произвел на Джузеппе Верди настолько сильное впечатление, что в 1853 году им была написана бессмертная опера «Травиатта».