Цветовой круг Шугаева |
В своё время искала, но так и не нашла. Вот теперь у меня такой есть. Делюсь!
После этого появилось множество других цветовых систем. Одним из самых удобных из них является цветовой круг, разработанный В.М. Шугаевым. В отличие от Ньютона, который в основу своей системы положил три основных цвета — синий, желтый и красный, Шугаев опирался на четыре главных цвета, включив в триаду основных цветов еще и зеленый.
Зеленый цвет, хотя и является производным от смешения желтого и синего, при этом воспринимается абсолютно нейтральным по отношению к своим «родителям». Итак, определив четыре цвета (синий, желтый, красный и зеленый) как главные, Шугаев расположил их в круге на концах взаимно перпендикулярных диаметров.
Между главными цветами в четырех четвертях поместились промежуточные, которые составили четыре группы:
• желто-красные;
• сине-красные;
• сине-зеленые;
• желто-зеленые.
В настоящее время сложилась теория гармонических сочетаний цветов, которую и принято брать за основу при поиске колористического решения композиции. Опирается эта теория на цветовой круг Шугаева.
Всего существует четыре группы цветовых гармонических сочетаний:
• однотоновые гармонии;
• гармонии родственных цветов;
• гармонии родственно-контрастных цветов;
• гармонии контрастных цветов. Рассмотрим их последовательно.
Однотоновые гармонические сочетания цветов еще называются гармониями теневых рядов. Основу их составляет какой-либо один цветовой тон, который в том или ином количестве присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Различаются цвета в подобном колорите лишь по светлоте и насыщенности. В таких сочетаниях часто используются и ахроматические цвета.
Общий колорит однотоновых гармоний имеет спокойный, уравновешенный характер. В случае примерно одинакового распределения площадей всех цветов утверждается идея статики, покоя. Такой колорит можно определить как нюансный. Хотя здесь возможен контраст темного и светлого.
При создании костюмной композиции сочетание однотоновых цветов используется довольно часто, так как это самый простой способ гармонизации колорита.
Родственными называются цвета, расположенные в одной четверти цветового круга между двумя главными цветами. Подобные сочетания также не представляют особой сложности. В цветовом круге Шугаева существует четыре группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Сочетания родственных цветов представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму, созданную по принципу нюанса.
Справиться с некоторым однообразием такого колорита помогает введение ахроматических примесей, что приводит к затемнению или высветлению цветов, а это привносит в композицию светлотный контраст, усиливающий ее эмоциональную выразительность.
Наиболее распространенными и богатыми в отношении колористических возможностей являются гармонии родственно-контрастных цветов. Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга. Далеко не всякие сочетания таких цветов обеспечивают гармонию.
Художественная практика показала, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонируют друг с другом, если количество объединяющего их главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы.
Возможны варианты удачных сочетаний двух, трех и четырех родственно-контрастных цветов. Рассмотрим их последовательно:
• два цвета, положение которых в цветовом круге определяется концами строго вертикальных или горизонтальных хорд; эти цвета равноудалены и от общего главного цвета, и от контрастных главных цветов (рис. 34, а);
• три цвета, расположенные в вершинах тупоугольного треугольника, у которого вершина тупого угла — главный цвет, а противоположная сторона — строго вертикальная или горизонтальная хорда (рис. 34, б),
• три цвета, расположенные в вершинах прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза — диаметр цветового круга, а катеты — вертикальные и горизонтальные хорды (рис. 34, в);
• три цвета, расположенные в вершинах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин — главный цвет, а противоположная сторона — вертикальная или горизонтальная хорда; легко заметить, что в цветовом круге имеется всего четыре таких треугольника по числу главных цветов (рис. 34, г);
• четыре цвета, расположенные в вершинах прямоугольника или квадрата, у которых все стороны — вертикальные и горизонтальные хорды (рис. 34, д).
Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов значительно обогащаются при добавлении к ним ахроматических или цветов из их теневого ряда.
Контрастными являются цвета, которые находятся в противоположных четвертях цветового круга. Например, контрастными по отношению к сине-зеленым являются все красно-желтые (оранжевые) цвета.
Два цвета, расположенные на концах диаметра, т. е. наиболее удаленные друг от друга, называются контрастно-дополнительными (рис. 34, е). Такие пары цветов составляют гармонические сочетания. Их не связывает никакая степень родства, они обладают полярными качествами, поэтому их сочетание обладает повышенной активностью и напряженностью, которая обусловлена свойством дополнительных цветов в условиях соседства усиливать звучание друг друга.
Сочетание пары контрастно-дополнительных цветов может быть обогащено за счет введения в композицию цветов из их теневых рядов или ахроматических.
Вопрос о гармонии цветовых сочетаний невозможно рассматривать изолированно от эстетических взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху. С течением времени меняются представления человека о красоте и совершенстве. Однако изложенная выше система построения цветовых гармоний является объективной и может быть взята на вооружение как опытными, так и начинающими художниками.
Рис. 34. Схемы составления цветовых гармонических сочетаний:
а — сочетание двух родственно-контрастных цветов; б, в, г — сочетание трех родственно-контрастных цветов; д — сочетание четырех родственно-контрастных цветов; е — сочетание двух контрастно-дополнительных цветов
При этом в художественной практике при оценке сочетаемости цветов самым важным критерием является их эмоциональная выразительность, способная вызвать у зрителя чувственные переживания.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |