Для древнего скандинава «дружба» (Vinátta) — понятие не только интимное, но и социальное, означающее прежде всего преследование общих интересов, союзничество.
Старшая Эдда поучала: ”Дружбу блюди и первым ее порвать не старайся; скорбь твое сердце сожжет, коль не сможешь другу довериться”.
Хорошему другу надобно говорить откровенно, и не только приятные вещи.
Другу полагалось дарить подарки – оружие, одежду.
“Открывай ему душу, дары приноси, навещай его часто”,- советует Эдда.
В бою полагалось не только сражаться самому, но и защищать друг друга.
В «Саге о Людях с Песчаного Берега», например, рассказывается как человек по имени Стейнтор спас своего поскользнувшегося на льду во время боя друга.
“ Он подбежав и бросив на него собственный щит, чтобы отразить удар.
В то время как другой рукой отрубил нападавшему на друга противнику ногу и в тот же самый момент подпрыгнул так, что удар, направленный в Стейнтора другим врагом, прошел у него между ног, не нанеся никакого вреда”.
Те, кто хотел этого, могли сделать дружбу столь же вечной, как и кровные узы, торжественно заключив кровное побратимство.
Есть много рассказов об этой церемонии; самый лучший можно найти в «Саге о Гисли»:
«Вот идут они на самую стрелку косы и вырезают длинный пласт дерна [то есть длинную полосу, образовывавшую почти полный круг], так что оба края его соединяются с землей, ставят под него копье с тайными знаками, такой длины, что стоя как раз можно достать рукою до того места, где наконечник крепится к древку. Им... надо было всем четверым пройти под дерном.
Потом они пускают себе кровь, так что она течет, смешиваясь, в землю, выкопанную из-под дерна, и перемешивают все это, кровь и землю. А потом опускаются все на колени и клянутся мстить друг за друга, как брат за брата, и призывают в свидетели всех богов».
Однако в случае вероломства или предательства следовало отвечать тем же.
В Речах Высокого сказано: “Сладкою речью скрой злые мысли и лги, если лжет он” и призывается к немедленной мести: ”Злые поступки злыми зови, мсти за злое немедля”.