-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Okutanka

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.04.2011
Записей: 8
Комментариев: 52
Написано: 100


"Архитектура в контексте культуры" (Лотман). Цитатно. Утопично.Петроградно.

Суббота, 23 Апреля 2011 г. 02:35 + в цитатник

"Идея диалогичности в структуре городского пространства (конечно,диалог берется лишь как минимальная и простейшая форма, фактически имеется в виду полилог - многоканальная система информационных токов),подразумевающая, в частности, сохранение как природного рельефа, так предшествующей застройки, находится в соответствии с широким кругом современных идей - от экологии до семиотики.

Ренессансные (и последующие) архитектурные утопии были направлены не только против Природы, но и против Истории. Подобно тому как культура Просвещения в целом противопоставляла Истории Теорию, они стремились заменить реальный город идеальной рациональной конструкцией. Поэтому разрушение старого контекста было столь же обязательным элементом архитектурной утопии, как и создание нового текста. Вырванность из контекста(минус-контекст) входила в расчет: архитектурный текст должен был мыслиться как фрагмент несуществующего еще "марсианского" контекста.Полный разрыв с прошлым демонстрировал ориентацию на будущее. Отсюда постоянная ориентация на замыслы, превышающие технические возможности эпохи (например, двухэтажные улицы у Леонардо да Винчи).

 

Архитектура по своей природе связана и с утопией, и с историей. Эти две образующие человеческой культуры и составляют ее контекст, взятый в наиболее общем плане.
В определенном смысле элемент утопии всегда присущ архитектуре,поскольку созданный руками человека мир всегда моделирует его представление об идеальном универсуме. И замена утопии будущего утопией прошлого мало что меняет по существу. Торопливые реставрации,ориентированные на ностальгию туристов по прошлому, известному им из театральных декораций, не могут заменить органического контекста. Урусских старообрядцев есть поговорка: "Церковь не в бревнах, а в ребрах", традиция не в стилизованных орнаментальных деталях, а в непрерывности культуры. Город, как целостный культурный организм, имеет свое лицо.

На протяжении веков здания неизбежно сменяют друг друга.Сохраняется выраженный в архитектуре "дух", то есть система архитектурного символизма. Определить природу этой исторической семиотики труднее, чем стилизовать архаические детали.

Если взять старый Петербург, то культурный облик города -военной столицы, города-утопии, долженствующего демонстрировать мощь государственного разума и его победу над стихийными силами природы,будет выражен в мифе борьбы камня и воды, тверди и хляби (вода,болото), воли и сопротивления.

Миф этот получил четкую архитектурную реализацию в пространственной семиотике "северной Пальмиры". Пространственная семиотика всегда имеет векторный характер. Она направлена. В частности, типологическим ее признаком будет направление взгляда, точка зрения некоторого идеального наблюдателя, отождествляемого как бы с самим городом. Показательно, что большинство идеальных планов городов-утопий эпохи Ренессанса и последующих создают город, на который смотрят извне и сверху, как на модель. Средневековые города-крепости с циркульным построением создавались с учетом взгляда из центральной крепости (позже это начало ассоциироваться с удобством артиллерийского прострела улиц). Точкой зрения на Париж Людовика XIV была постель короля в зале Версаля, с которой он лучом своего взгляда озарял столицу.

Точка зрения (вектор пространственной ориентации) Петербурга - взгляд идущего по середине улицы пешехода (марширующего солдата). Прежде всего это открытая прямая перспектива (в XVIII в. проспекты так и назывались"перспективами", "Невская перспектива" упиралась в Неву).
 

Пространство направлено. Оно ограничено с боков черными массами домов и высветлено с двух сторон светом белой ночи. Характерен в этом отношении нынешний Кировский проспект на Петроградской стороне. Он застроен особняками и доходными домами в стиле "модерн" и, казалось бы, должен быть совершенно чужд классическому духу Петербурга. Однако проспект протянулся точно с востока на запад, и во время белых ночей на одном из концов его всегда горит заря, придавая улице космическую распахнутость(прежнее название проспекта "улица Красных зорь"). Проспект вписывается в контекст города. Той же точкой зрения определяется то, что здания смотрятся в профиль. Это - опять-таки в соединении с специфическим "петербургским" освещением - делает силуэт господствующим символическим элементом петербургского дома. Одновременно возрастает символизм решеток, балконов, портиков в профильном ракурсе (профильный ракурс сказывается и в том, что дорическая колонна выглядит гораздо более "петербургской", чем ионическая). Не случайно символами Петербурга были каменная река Невского проспекта и влажная улица Невы. Если Москва вся стремится к общему центру - Кремлю - центру центров над частными центрами приходских церквей, то Петербург весь устремлен из себя, он дорога, "окно в Европу".

Введение вертикалей, требующих взгляда снизу вверх, противоречит петербургскому контексту. Это подтверждается тем, что редкие исключения: соборная башня на Инженерном замке - не рассчитаны на взгляд, направленный от подножия здания вертикально вверх: ни к одному из них нельзя было подойти вплотную, так как охрана останавливала пешехода на почтительном расстоянии. На Петропавловскую крепость и Адмиралтейство надо было смотреть из-за Невы или с Невской перспективы.Для того, чтобы увидеть обе ростральные башни одновременно и оценить их симметрию, надо находиться на воде, то есть на палубе корабля.

Пространственная ориентация старой Москвы совпадала со взглядом пешехода, идущего по изгибам переулков. Церкви и особняки поворачивались перед его взором, как на театральном круге. Не очерченный силуэт, а игра плоскостей. Петербургское пространство, как театральная декорация, не имеет оборотной стороны, московское не имеет главного фасада. Расширение и выпрямление московских улиц уничтожило эту пространственную игру."
 

Рубрики:  архитектура
Метки:  

Процитировано 1 раз

Н_НИНА   обратиться по имени Суббота, 23 Апреля 2011 г. 13:52 (ссылка)
с интересом прочитала
022292933 (600x600, 1855Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 17:52 (ссылка)
как приятно) -

лотмана цитируют)..

умничка, Okutanka)..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 17:57ссылка
Такахаши_Омояра, право, захвалите. )
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 18:02 (ссылка)
)..

вместо ответа процитирую (по памяти) чехова) -

"когда мне больно - я хмурюсь и плачу,
когда радостно - я смеюсь и ликую") -


в известном смысле, и я, как тот акын, и как чехов -

что вижу, о том и пою) -

в том смысле, что когда вижу что-то хорошее -
хвалю) -

когда вижу обратное - соответственно)..
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 18:05 (ссылка)
"(в XVIII в. проспекты так и назывались"перспективами", "Невская перспектива" упиралась в Неву)." -

бродский вспомнился) -

".. и тут -
тут конец перспективы")..

знаешь этот евойный стишок, окутанка?)
Ответить С цитатой В цитатник
Okutanka   обратиться по имени Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 18:19 (ссылка)
Куда уж мне знать про Бродского! С моими-то двумя классами церковно-приходской! ))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку