Кто виноват в детской жестокости?
Отец или мать глубоко переживают тот факт, что их сына или дочь в школе мучают, подвергают остракизму, изводят угрозами или избивают. Замечая, что в результате инцидентов на перемене или в классной аудитории у дочери пропадает интерес к учебе или начинается бессонница, родители приходят в ярость. Нам хочется, чтобы у детей остались от школы самые приятные воспоминания, хочется, чтобы школа была местом получения детьми знаний и умений, и соответственно реагируем, замечая, что школа превращается для наших детей в место пыток.
Школа должна быть местом приобщения детей к наиболее позитивным сторонам человеческого существования, а отнюдь не средством устрашения и подавления индивидуальности. Факты издевательств над ребенком в школе вызывают соответствующую бурную реакцию родителей. Однако многие дети не сообщают им о случившемся, не желая выглядеть предателями в глазах своей возрастной группы или из боязни потерять самостоятельность. В случае страдания собственного ребенка неизбежна эмоциональная реакция со стороны родителей.
Начинается обстоятельное расследование причин инцидента. Как это могло произойти? Каковы были побудительные мотивы? Где виновники? Кто виноват в детской жестокости? В ходе этого разбирательства, порой довольно продолжительного, у родителей возникают разнообразные теории и объяснения. В соответствии со своим мировоззрением и идейными установками они пытаются найти объяснения фактам избиения, надругательства или угроз. С целью осознания случившегося они прибегают к имеющейся у них системе референтных связей.
Многие родители во всем винят школу. Преподавателям следует не миндальничать, а проявить строгость и наказать виновников. Если бы зачинщиков исключили из школы, проблема была бы решена. Если бы учитель не делал никому поблажек, подобные инциденты пошли бы на убыль. Выдвигаются и другие требования противоположного свойства: преподавание ведется слишком авторитарно, дети нуждаются в большей свободе выбора и в понимании. Зачастую родителей не устраивает состав класса: они находят чрезмерной долю иностранцев или недостаточным количество девочек.
Объяснения родителей бывают самыми разными, а порой просто диковинными, однако нередко содержат крупицу истины. Поскольку разбирательство касается их лично, люди отстаивают свою позицию с пеной у рта. Понятно, что родители желают улучшения морального климата в школе и требуют осуществления способствующих этому мероприятий. В школе надо строже следить за дисциплиной, в случае возмутительного поступка виновника или виновницу надо тут же посылать за родителями. Но тон родителей меняется, как только речь заходит об их собственном чаде. Ситуация учителя не менее трудна. Эскалация насилия во вверенном ему классе, агрессивно‑настороженная атмосфера и непрекращающиеся стычки учеников затрудняют преподавание.
В случае серьезного отношения учителя к делу это отравляет ему общение с классом. С другой стороны, он переживает инциденты как личную неудачу. Процесс преподавания становится мучительным. В подобных ситуациях у многих учителей класс вызывает раздражение. Подходя к дверям класса, они ждут любого хулиганства. Недовольные нотки звучат в первых же словах, адресуемых ученикам. «Почему не видно тетрадей? Вы должны положить их перед собой!» – набрасывается классный наставник на учеников после четырехдневного перерыва. Заменив приветствие упреком, он первым идет в атаку. Если учитель приписывает ненормальную обстановку в классе собственной профессиональной несостоятельности как преподавателя, ему грозит душевный кризис.
Позиция учителей
У преподавателей старшего поколения возникают комплексы, связанные с ощущением неспособности понять новое поколение, которое им совершенно чуждо и олицетворяет дух времени, который их пугает. Нарастает внутреннее отчуждение от профессии. Профессия учителя перестает быть для них привлекательной, превращается в обузу. Учитель считает месяцы и недели, оставшиеся до того момента, когда он сможет расстаться с классом, стоически переносит уроки как наказание, прилагая усилия лишь к тому, чтобы по возможности минимизировать издержки, связанные с процессом преподавания. Ощущение профессиональной несостоятельности отражается и на самочувствии учителя вне стен школы: постепенно усиливается его депрессивное состояние.
Молодые учителя нередко чувствуют себя обманутыми в своих ожиданиях. Они обескуражены тем, что дети игнорируют их педагогические установки. В начале своей карьеры они верят в возможность заинтересовать и увлечь предметом путем применения тщательно продуманных стимулов к обучению, а также предоставления детям максимальной степени свободы. После того как они убеждаются в полной несостоятельности своей открытой, рассчитанной на диалог и понимание позиции, их охватывает чувство глубокого разочарования. Какая муха укусила этих детей? Почему они отказываются принимать участие в проекте, на подготовку которого у учителя ушло столько времени? Молодые учителя только недоумевают и напрочь отказываются понимать происходящее в их классе. Как могло случиться, что после двух уроков, посвященных теме позитивного решения конфликтных ситуаций, двое мальчиков избили своего одноклассника только за то, что он носит кроссовки красного цвета?
В поисках причин насилия, преподаватели, подобно родителям, исходят из объяснений, наиболее удобных для себя. По их мнению, причины агрессивного поведения детей, как правило, заключаются не в огрехах преподавания или неустойчивости порядка в школе, а во влиянии на детей улицы или семьи. Немало учителей настаивают на том, что дети уже приходят в школу взвинченными, напряженными, утомленными и полными скрытой агрессии. С точки зрения учителей, дети подвержены многочисленным влияниям извне, толкающим их к насилию: это и перенасыщение продукцией телевидения, и нехватка жилплощади, и брутальные методы воспитания, и предоставленность самим себе. Если десятилетнему подростку разрешено каждый вечер слоняться по городу, не удивительно, что он ведет себя в школе резко и вызывающе.
Если отец не решается поставить сына на место в ответ на его заявление, что он не собирается делать что‑либо по хозяйству и отныне будет уходить и приходить домой, когда ему вздумается, то перенос подобного стиля поведения в школьные условия нетрудно предсказать. Взаимная установка на экстернализацию фактора насилия заводит отношения в тупик. Признание теми и другими внешнего фактора в качестве единственной причины роста насилия чревато отказом от каких бы то ни было мер по его преодолению. Учителя предъявляют претензии родителям, родители обвиняют учителей, и те и другие перегибают палку. Каждый сваливает вину на другого. При этом упускается из виду собственная доля ответственности за случившееся.
© Материал принадлежит
www.astromeridian.ru