Деловая хватка директора как показатель выживания
Престижно ли в наше время учить ребенка музыке? Если бы этот вопрос был задан лет двадцать назад, то ответ на него звучал бы утвердительно. Сейчас же усилия большинства родителей направлены на то, как бы повыгоднее пристроить свое чадо в спортивную секцию или на курсы английского языка. Что ж, меняется время, а вместе с ним и понятие престижности.
На сегодняшний день в Новосибирске в систему муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (МОУДОД), подведомственных комитету по культуре и искусству мэрии, входят 32 школы: 14 музыкальных школ (ДМШ), 15 школ искусств (ДШИ) и три художественные школы (ДХШ). В них обучаются более 13 тысяч юных новосибирцев на бюджетных и самоокупаемых отделениях. В прошлом году 11% выпускников ДМШ, ДШИ и ДХШ поступили в ссузы и вузы художественной направленности, что несколько превысило среднегодовой показатель последних лет, когда около 10% выпускников становились студентами средних и высших учебных заведений.
Такова статистика. А вот что о проблемах и задачах дополнительного образования детей думают сами учителя: если раньше для поступления в ДМШ, ДШИ, ДХШ ребенку нужно было пройти конкурсный отбор, то теперь в школы берут всех желающих вне зависимости от наличия у них способностей к музыке, живописи, хореографии. Сейчас главное - увлечь мечтой о прекрасном и тем самым отвлечь от уличных забав.
Кстати, сейчас, даже если ребенок не справляется с учебной программой, его из музыкальной школы, школы искусств или художественной школы не отчисляют, руководствуясь принципом: каждый ребенок талантлив по-своему, надо только "ключик" к нему подобрать. Конечно, учить всех поголовно, а не только самых-самых, педагогам вдвойне сложно, при том, что заработная плата за их столь утомительный труд не соответствует затраченной энергии. Сейчас в учреждениях дополнительного образования детей работают 1105 преподавателей, и больше половины из них с высшим образованием. Проблема нехватки кадров затрагивает в основном отдаленные школы. Уходят педагоги из-за низкой заработной платы; те же, кто остается на рабочем месте, тянут иногда по 2,5-3 ставки, то есть работают примерно по 10 часов в день. С проблемой кадров тесно связана и проблема повышения квалификации педсостава. В нашем городе существуют только платные курсы стоимостью около двух тысяч рублей. Согласитесь, педагогу, и так получающему не много, проблематично выделить из семейного бюджета средства на курс лекций. Заметим, что преподаватели общеобразовательных школ повышают свою квалификацию бесплатно...
Еще одной проблемой является отсутствие финансирования участия воспитанников школ в конкурсах, выставках и фестивалях. Сложилось досадное несоответствие между огромным творческим потенциалом школ и реальными возможностями их участия в творческих состязаниях, особенно если речь идет о поездке в другой город или за рубеж на престижный творческий форум. Если бы городской бюджет хотя бы частично брал на себя расходы, как транспортные, так и аккредитационные, по участию юных музыкантов, танцоров и художников в конкурсах и фестивалях, то побед у нас на этих форумах могло быть больше.
Более 600 воспитанников школ стали лауреатами подобных творческих состязаний. Для них участие в конкурсах - это стимул к дальнейшей учебе, а для педагогов - показатель их мастерства. И еще о престиже. Многочисленная армия юных художников в Новосибирске до сих пор не имеет собственного выставочного зала. Если руководство Краеведческого музея детям не в силах отказать - выставки юных художников и умельцев проходят в его залах регулярно, то в Художественном музее редко и неохотно пускают на порог начинающих живописцев.
Та же самая ситуация складывается с престижными концертными площадками города, куда, если не оплачена аренда, не пускают вовсе. А ведь всем известны цифры: в прошлом году 16 учащихся были отмечены стипендиями администрации Новосибирской области для одаренных детей в области культуры и искусства, 4 - Новосибирского отделения Российского фонда культуры, 10 - фонда культуры Новосибирской области, 7 человек получили стипендии главы администрации Новосибирской области для одаренных детей-инвалидов. Учащаяся хореографического отделения ДШИ N 23 Лика Степанова стала стипендиатом государственной стипендии по Федеральной целевой программе "Дети России". Кстати, ДШИ N 23, в которой растут такие юные таланты, даже не имеет собственного здания, ютясь по арендованным у общеобразовательной школы углам. Те же школы, что живут в собственных особнячках, наоборот, вынуждены сдавать свои площади в аренду. Обзаведется ли та или иная школа собственным зданием, во многом зависит от расторопности и деловой хватки директора.
Так, ДМШ N 4 (Первомайский район) в ноябре отметила свое 50-летие уже в новом здании. Педсоставу школы пришлось буквально захватить здание перед самым носом у прочих претендентов. Они перенесли в двухэтажный особняк столы, стулья, инструменты, посадили вахтера, и администрации района ничего не оставалось сделать, как смириться и отдать здание музыкальной школе. А вот ДШИ N 26 (Кировский район) не так давно выселили вместе с инвентарем из помещения областного детского дома N 3, который закрылся на
ремонт. Сейчас около трехсот ребятишек занимаются в арендуемых школой комнатках, некоторые - с педагогами на дому. В общем, ситуация с ДШИ N 26 - сейчас головная боль для специалистов комитета по культуре, которые уверены, что закрывать школу нельзя, ведь на неблагополучной Бугринке она чуть ли не единственный "очаг культуры" для подрастающего поколения.
С детской хоровой музыкальной школой N 19 (Кировский район) вообще сложилась анекдотическая ситуация. Ее воспитанники постигают азы хорового пения в одном здании по соседству с кафе с одной стороны и церковью с другой. Недавно выстроили колокольню, и теперь звуки музыки частенько заглушает колокольный звон. Кроме того, в помещении, арендуемом церковью, в ближайшем будущем планируют открыть мужской монастырь! Остается только догадываться, как будут существовать вместе кафе, хоровая школа, где, кстати, практически все учащиеся - девочки от 5 до 15 лет, и мужской монастырь.
Еще несколько слов о благополучных в бытовом и творческом смысле школах. ДШИ N 24, директор которой еще несколько лет назад кричала "SOS" по поводу нехватки денег на реконструкцию двухэтажной развалины, сейчас ведет поиск очередных инвесторов для строительства нового здания школы. ДМШ N 9 (ОбьГЭС) наконец-то переехала в полностью отремонтированное здание бывшего садика. До этого светлого момента учащиеся школы несколько лет занимались в аварийном помещении. ДШИ N 29 (Центральный район) считается образцом хорошо живущего учреждения, и опять-таки это полностью заслуга директора школы, который смог найти инвесторов и переехать из деревянного "скворечника" в здание из стекла и бетона. ДШИ N 29 - лидер по количеству завоеванных международных дипломов и благотворительной деятельности. ДМШ N 1 (Центральный район) и помещение свое имеет, и педсостав - на зависть многим, и учеников титулованных год от года становится все больше. И вроде бы школа ни в чем не нуждается, но это лишь обман зрения, ведь, если не поддерживать здание в надлежащей форме, не чинить и не обновлять инвентарь, в трехэтажном доме быстро наступит разруха.
Из городского бюджета школы получают средства на ремонт лишь в случае аварийной ситуации, когда начинает протекать кровля, сыплется штукатурка или отказываются работать системы водоснабжения и отопления. Что же касается текущего ремонта и покупки самых дорогих инструментов - фортепиано, например, - в бюджете денег нет. Приходится директорам школ идти с протянутой рукой к спонсорам и просить помощи у родителей. Кстати, родительская плата за обучение детей в ДМШ, ДШИ, ДХШ не повышалась с 2001 года. Школам, которым в прошлом году посчастливилось справить новоселье, из городского бюджета были выделены средства в размере до 300 тысяч рублей на приобретение столов, стульев, шкафов. Один из директоров набрался смелости и попросил деньги на рояль, но ему мягко отказали. Уж больно дорогой инструмент - около 500 тысяч стоит, разумнее столы и стулья купить, чтобы было на чем сидеть. А на чем играть детям, если износ инструментария школ составляет 92%, пусть решает руководство.
Вот и живут учреждения дополнительного образования детей, приобщают, как говорится, ребятишек к искусству. А что до престижа, то можно сказать только одно: если дети учатся музыке, живописи, хореографии, значит, это им нужно.
//Источник информации: Вечерний Новосибирск //Дата источника: 16.06.2004