Виталий Нахманович: Открытое обращение к евреям всего мира
Трижды за последний месяц на прихожан киевской синагоги на Подоле были совершены нападения. Два были неудачными, одно – с травмами для студента ешивы. Почерк и обстоятельства не оставляют сомнений в авторстве. Спонтанный всплеск агрессии "антисемитов с Майдана" исключается. Для "спонтанного всплеска" есть синагога в центре Киева. Сознательно же планировать такую акцию сегодня на Майдане может только пациент психбольницы. Это значит своими руками похоронить все надежды на помощь с Запада. А вот для противоположной стороны... Во-первых, наглость и чувство полной безнаказанности. Задержанный самими прихожанами "наблюдатель", старательно зарисовывавший в блокноте "маршруты движения" ешиботников, абсолютно спокойно пошел в милицию, где и пропал. Во-вторых, сама милиция, так никого и не нашедшая и, судя по всему, не искавшая. Знакомая для сегодняшнего Киева картина – нанятая шпана под прикрытием "правоохранителей" сжигает машины, бьет витрины, нападает на прохожих и растворяется во мраке ночи... Расчет простой. Или евреи решат, что стали жертвой "бендеровцев" и потребуют от правительства и мирового сообщества прекратить "безобразия" на Майдане, или поймут, что стали объектом запугивания властей, и... тем более будут требовать "закрыть" Майдан, чтобы не вышло еще хуже...
Мы пришли на эту землю давно. Еврейские общины в Крыму существуют более двух тысяч лет. Впервые Киев упомянут в письме, написанном на иврите. Но современная наша история на украинских землях началась всего пятьсот лет назад. Это была разная история: великая и ничтожная, счастливая и страшная. "Золотой век" и хасидизм, сионизм и Гаскала, погромы и Холокост, коммунизм и "борьба с космополитами" – все это пережили мы здесь. И так получалось, что мы все время жили рядом с украинцами, но очень редко вместе с ними. Потому что эта земля принадлежала кому угодно, кроме них самих. Литва и Польша, Турция и Россия, Австрия и Венгрия, Румыния и Чехословакия, СССР и Третий рейх – империи и республики, монархии и тирании, все они были едины в одном – народ этой земли должен был оставаться безмолвным и покорным. И мы, движимые естественным чувством самосохранения, всегда старались быть на стороне сильных, на стороне власти, а значит – не на стороне украинцев. Но это также значило, что при всякой их попытке наконец-то сбросить чужеземное иго мы становились одними из первых объектов стихийной ненависти или целенаправленной пропаганды. И снова мы обращались за защитой к властям, и снова попадали в тот же замкнутый круг. Быть может, если бы хоть одна попытка украинцев достичь независимости оказалась удачной, наши отношения сложились бы по-другому.
Двадцать с лишним лет назад это вроде бы случилось. На развалинах последней империи Европы возникли или возродились независимые государства, в числе которых была и Украина. Все эти годы молодая страна с трудом искала свой путь и свое место в семье свободных народов. Прибалтам повезло – их сразу же приняли в европейскую семью. Молдаванам и грузинам навязали братоубийственные войны, расколовшие их страны. Украинцы демонстрировали чудеса спокойствия и выдержки, бескровно разрешая новые и новые политические кризисы. Но сегодня настал час истины. Силы имперского реванша снаружи и внутри Украины откровенно сделали ставку на самого одиозного политика просоветского лагеря, сочетающего в себе мелкоуголовное прошлое, необразованность и провинциальный кругозор. Меньше чем за три года своего правления он успел нажить огромные богатства и множество врагов, похоронив при этом экономику страны и ее надежды на европейскую интеграцию.
Два месяца назад граждане Украины, глотнувшие за предыдущие двадцать лет воздуха свободы, вышли на площадь с единственным требованием: остановить сползание страны к диктатуре и вернуть людям надежду на светлое будущее. С тех пор они стоят на киевском Майдане и множестве майданов во всех городах своей страны. Среди них не только украинцы, но и русские, армяне, белорусы, крымские татары. И евреи. Против них были брошены милицейский спецназ и внутренние войска, нанятые гопники и запуганные бюджетники. Все те, в ком еще сидит советское безразличие к судьбе своей страны и боязнь за кусок черствого хлеба, который бросает им с барского плеча всесильный чиновник.
Сегодня наше с вами слово очень много значит для этих людей и для всего мира. Кровью и пеплом Холокоста мы получили это право – говорить и быть услышанными. Сегодня, к сожалению, очень многие из нас снова пытаются найти в этой ситуации свою выгоду или остаться в стороне. Так было не один раз в истории. Но сегодня пришло время вспомнить, что свое право на бессмертие наш народ получил три с половиной тысячи лет назад, обязавшись не только выполнять заповеди Вс-вышнего, но и нести знание о Нем всем народам. Сегодня 45 миллионов людей в стране, обильно политой и нашей кровью, просят всего лишь о Справедливости и Милосердии. Двух вещах, на которых Г-сподь основал этот мир. Имеем ли мы право отказать им в этом?
Виталий Нахманович, историк, г. Киев