С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЬЯ! С ДНЁМ ВМФ РОССИИ! https://s1.radikal.cloud/2024/05/11/DALEE16.png]
ВМФ России в живописи - (1)ВМФ России в современной живописи. 🎨Александр СЫТОВ. Высадка морского десантаАлександр АН...
Поздравление от Лизы! - (0)С днем рождения дорогая Леночка(officersha)!!! ...
"В тумане звезд уходит самолет..." - (2)Десант... Помните?.. "В тумане звёзд уходит самолет..." &n...
Выборг. Выборгские драккары. - (2)Из путешествия по Выборгу. Выборгские драккары. На берегу бухты Саллакка-Лахти(Большой Ковш) ...
Её называли русской Жорж Санд... |
Забытые имена русской литературы середины 19 века -
Елена Ган — забытая феминистка русской литературы
Неоднократно ее, когда-то очень популярную, но впоследствии канувшую в забвение, называли русской Жорж Санд.
Сегодня может показаться удивительным, что имя Елены Ган ставилось современниками в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.
Она была сотрудницей двух самых крупных журналов того времени — «Библиотеки для чтения» Сенковского и «Отечественных записок» Краевского.
Елена Андреевна Ган (1814 — 1842), публиковавшаяся под псевдонимом Зенеида Р-ва, оставила незначительное по объему прозаическое наследство. Тем не менее критики и литературоведы ее и последующего времени ставят именно ей в заслугу введение женской тематики в русскую литературу. Некоторые рассматривают Елену Ган как основоположницу феминистически ангажированной русской женской литературы.
«Но какой злой гений так исказил предназначение женщин? Теперь она родится для того, чтобы нравиться, прельщать, увеселять досуги мужчин, рядиться, плясать, владычествовать в обществе, а на деле быть бумажным царьком, которому паяц кланяется в присутствии зрителей и которого он бросает в темный угол наедине. Нам воздвигают в обществах троны; наше самолюбие украшает их, и мы не замечаем, что эти мишурные престолы — о трех ножнах, что нам стоит немного потерять равновесие, чтобы упасть и быть растоптанной ногами ничего не разбирающей толпы. Право, иногда кажется, будто мир божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная со всеми таинствами, для них и слова, и искусства, и познания; для них свобода и все радости жизни. Женщину от колыбели сковывают цепями приличий, опутывают ужасным "что скажет свет" — и если ее надежды на семейное счастие не сбудутся, что остается ей вне себя? Ее бедное, ограниченное воспитание не позволяет ей даже посвятить себя важным занятиям, и она поневоле должна броситься в омут света или до могилы влачить бесцветное существование» — писала в своем произведении «Идеал» Елена Ган, в девичестве Фадеева.
ГАН ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА "ИДЕАЛ"
http://az.lib.ru/g/gan_e_a/text_0010.shtml
"Дом дворянского собрания был великолепно освещен; плошки на воротах, плошки у подъезда; кареты, коляски, брички, сани везли целые грузы бабушек, маменек, дочек, внучек; собрание было блистательное. Два жандарма, стоявшие у крыльца, не успевали отгонять опорожненных экипажей..."
аудиокнига
https://knigavuhe.org/book/ideal-2/
Забытая феминистка русской литературы
Кроме того, что она была талантливой и популярной в свое время писательницей, Елена Ган была также одним из первых борцов за эмансипацию женщин в русской литературе, служившей, как известно, и общественно-политической трибуной. Эта тема была основной в повестях Ган, превращая излюбленный тогда жанр «светской повести» в нечто более интересное и значительное.
Родилась Елена Фадеева 11-го января 1814 г. в многодетной дворянской семье.
Детство и юность провела в Екатеринославе.
Мать писательницы — Елена Павловна, необыкновенная женщина по уму и талантам, оказала большое влияние на умственное развитие своей дочери. До 1827 г. она была ее учительницей. Елена Павловна была высокообразованной женщиной, владела шестью языками, увлекалась естественными науками, а также историей, археологией и нумизматикой. Она составила огромную коллекцию (50 томов в лист) рисунков с натуры растений флоры саратовской, кавказской и всех тех местностей, где ей приходилось жить. Все эти растения Елена Павловна сама определяла при помощи домашней библиотеки из лучших ботанических сочинений.
Елена Андреевна была старшей дочерью Фадеевых.
Под руководством матери она получила прекрасное домашнее образование, рано увлеклась поэзией, стала сама сочинять.
«Мы с женой очень неохотно согласились на брак нашей дочери, по причине ее слишком ранней молодости», — писал А.М.Фадеев.
Поворотным моментом в ее творческой жизни стал приезд в Петербург, куда перевели по службе мужа в 1836 году.
В письмах к сестре Елена Ган с восхищением описывала соборы, выставки картин, театральные пьесы,
которые она посещала в столице.
На одной из выставок она увидела Пушкина:
«Я вдруг наткнулась на человека, который показался мне очень знакомым... Я узнала Пушкина!.. Я воображала его черным брюнетом, а его волосы не темнее моих, длинные, взъерошенные… он был бы некрасив, если бы не глаза. Глаза — блестят, как угли, и в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картины, чтоб смотреть на него. И он… несколько раз взглядывал на меня, улыбался...»
В столице Елена Ган познакомилась с писателем и издателем О.И. Сенковским.
«Она высоко ставила литературные его заслуги и желала отдать свои произведения именно в «Библиотеку для чтения», — писала дочь Елены Ган.
Сенковский стал ее редактором, учителем и в 1837 году напечатал в журнале ее повесть «Идеал»
под псевдонимом Зенеида Р-ва.
Осип Иванович Сенковский — издателем журнала «Библиотека для чтения».
.Сенковский — знаменитый в литературном мире барон Брамбеус, с солидной литературной карьерой и положением, сразу оценил молодой талант и стал ее литературным ментором. Первой работой Ган для журнала Сенковского была компиляция из английского романа Бульвера, по-русски называвшаяся "Любовь и честолюбие".
В это время у Елена Ган начинаются проблемы со здоровьем, и лето 1837 года она проводит на Кавказских минеральных водах. Приехав на лечение через года, знакомится с ссыльным декабристом Сергеем Ивановичем Кривцовым.
Каждая литературная эпоха «воскрешает» одни забытые имена, хоронит другие.
Литературный критик Белинский хорошо выразил то чувство признательности, которое было у современников к Ган:
«Благодарим тебя за краткую жизнь твою... цвела ты пышным цветом глубоких чувств и высоких мыслей». Он также писал о ней, что она «принадлежит к примечательнейшим талантам современной литературы... Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва... Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины... Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нем».
Изображения:
Автор текста — Вера Анатольевна Царева, заведующая экскурсионно-просветительским сектором музея.
https://vk.com/museumpushkinspb
https://vk.com/wall-75397583_2344
Овдовев в 1842 году, Петр Алексеевич Ган вынужден был согласиться
с последней волей своей жены и,понимая, что не сможет позаботиться о маленьких детях,
большую часть времени находясь в военных гарнизонах, лагерях и походах,
отдал их на воспитание ее родителям:
Андрею Михайловичу Фадееву (1789-1867) и Елене Павловне Фадеевой (1788-1860).
Завершив службу в Белоруссии, из местечка Деречин Гродненской губернии Петр Алексеевич Ган переезжает в Саратов,
где в то время в семье тестя – губернатора жили трое его детей: Елена, Вера и Леонид.
И в эти, и во все последующие годы до конца жизни он – заботливый отец всем своим детям.
П.А. Ган всегда был другом и поддержкой старшей дочери – Елене, как бы далеко от него она не находилась.
По линии своего отца — Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган. Борис Цирков, редактор и активный пропагандист теософского учения, в предисловии к Собранию Сочинений Блаватской, указывает на принадлежность Ганов к графскому роду von Hahn из Базедова (Мекленбург), восходящему, по другим сведеньям, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам.
https://museum-blavatsky.com.ua/ru/family/13/
https://www.liveinternet.ru/users/rudaya/post196544531/#
***
Рубрики: | КНИГИ/мемуарывоспоминанияИСТОРИЯ РОССИИ/Российская империя ИСТОРИЯ РОССИИ/Лица истории |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |