-Цитатник

Слава Военно-морскому флоту России! - (0)

С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЬЯ! С ДНЁМ ВМФ РОССИИ! https://s1.radikal.cloud/2024/05/11/DALEE16.png]

ВМФ России в живописи - (1)

ВМФ России в современной живописи. 🎨Александр СЫТОВ. Высадка морского десантаАлександр АН...

Поздравление от Лизы! - (0)

С днем рождения дорогая Леночка(officersha)!!! ...

"В тумане звезд уходит самолет..." - (2)

Десант... Помните?.. "В тумане звёзд уходит самолет..."     &n...

Выборг. Выборгские драккары. - (2)

Из путешествия по Выборгу. Выборгские драккары. На берегу бухты Саллакка-Лахти(Большой Ковш) ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в officersha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2016
Записей: 9166
Комментариев: 11520
Написано: 25511


Её называли русской Жорж Санд...

Пятница, 15 Октября 2021 г. 17:58 + в цитатник

Забытые имена русской литературы середины 19 века - 

 Елена Ган — забытая феминистка русской литературы

Неоднократно ее, когда-то очень популярную, но впоследствии канувшую в забвение, называли русской Жорж Санд.

Сегодня может показаться удивительным, что имя Елены Ган ставилось современниками в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Она была сотрудницей двух самых крупных журналов того времени — «Библиотеки для чтения» Сенковского и «Отечественных записок» Краевского. 

Елена Андреевна Ган (1814 — 1842), публиковавшаяся под псевдонимом Зенеида Р-ва, оставила незначительное по объему прозаическое наследство. Тем не менее критики и литературоведы ее и последующего времени ставят именно ей в заслугу введение женской тематики в русскую литературу. Некоторые рассматривают Елену Ган как основоположницу феминистически ангажированной русской женской литературы. 

«Но какой злой гений так исказил предназначение женщин? Теперь она родится для того, чтобы нравиться, прельщать, увеселять досуги мужчин, рядиться, плясать, владычествовать в обществе, а на деле быть бумажным царьком, которому паяц кланяется в присутствии зрителей и которого он бросает в темный угол наедине. Нам воздвигают в обществах троны; наше самолюбие украшает их, и мы не замечаем, что эти мишурные престолы — о трех ножнах, что нам стоит немного потерять равновесие, чтобы упасть и быть растоптанной ногами ничего не разбирающей толпы. Право, иногда кажется, будто мир божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная со всеми таинствами, для них и слова, и искусства, и познания; для них свобода и все радости жизни. Женщину от колыбели сковывают цепями приличий, опутывают ужасным "что скажет свет" — и если ее надежды на семейное счастие не сбудутся, что остается ей вне себя? Ее бедное, ограниченное воспитание не позволяет ей даже посвятить себя важным занятиям, и она поневоле должна броситься в омут света или до могилы влачить бесцветное существование» — писала в своем произведении «Идеал» Елена Ган, в девичестве Фадеева. 

 

ГАН ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА  "ИДЕАЛ"

http://az.lib.ru/g/gan_e_a/text_0010.shtml

"Дом дворянского собрания был великолепно освещен; плошки на воротах, плошки у подъезда; кареты, коляски, брички, сани везли целые грузы бабушек, маменек, дочек, внучек; собрание было блистательное. Два жандарма, стоявшие у крыльца, не успевали отгонять опорожненных экипажей..."

аудиокнига

https://knigavuhe.org/book/ideal-2/

 

Забытая феминистка русской литературы

Кроме того, что она была талантливой и популярной в свое время писательницей, Елена Ган была также одним из первых борцов за эмансипацию женщин в русской литературе, служившей, как известно, и общественно-политической трибуной. Эта тема была основной в повестях Ган, превращая излюбленный тогда жанр «светской повести» в нечто более интересное и значительное. 

Родилась Елена Фадеева 11-го января 1814 г. в многодетной дворянской семье.

Детство и юность провела в Екатеринославе.

 

Ее отец, Андрей Михайлович Фадеев, получил хорошее домашнее образование. В 1812 году, оказавшись по делам службы в местечке Ржищево, познакомился с Еленой Павловной Долгорукой.
«Мы вместе читали, переводили, и, наконец, искренно полюбили друг друга», — вспоминал А.М.Фадеев. 

 

В.П.Желиховская, их внучка, писала:
 
«… выходя замуж за человека без состояния и не чиновного, княжна Долгорукова, сделала misalliance. Но что такое было княжество… сравнительно с необычайными… достоинствами и дарованиями этой необыкновенной женщины? <…> Она говорила на пяти языках, знала историю, естественные науки, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой, …составляла редкие коллекции, …состояла  в ученой переписке…с европейскими известными натуралистами». 
 
В 1815 году А. М. Фадеева назначили членом, а затем управляющим новороссийской конторой иностранных поселенцев.
 
Семья жила в Екатеринославле. Здесь в 1820 году Андрей Михайлович и Елена Павловна познакомились с А.С.Пушкиным. 
 
 В последующие годы Фадеев часто бывал в Кишиневе. Он вспоминал:
 
«… меня помещали в одной комнате с Пушкиным, что для меня было крайне неудобно... я приезжал по делам, … вставал и ложился спать рано, а он по целым ночам не спал, писал, возился... и громко мне читал свои стихи... Он подарил мне две … поэмы, написанные им собственноручно, «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник». Зная любовь моей жены к поэзии, я повез их ей… вместо гостинца». 
 

Мать писательницы — Елена Павловна, необыкновенная женщина по уму и талантам, оказала большое влияние на умственное развитие своей дочери. До 1827 г. она была ее учительницей. Елена Павловна была высокообразованной женщиной, владела шестью языками, увлекалась естественными науками, а также историей, археологией и нумизматикой. Она составила огромную коллекцию (50 томов в лист) рисунков с натуры растений флоры саратовской, кавказской и всех тех местностей, где ей приходилось жить. Все эти растения Елена Павловна сама определяла при помощи домашней библиотеки из лучших ботанических сочинений. 

Елена Андреевна была старшей дочерью Фадеевых.

Под руководством матери она получила прекрасное домашнее образование, рано увлеклась поэзией, стала сама сочинять. 

Будущая писательница была хорошо образована, знала музыку и несколько языков: — французский, немецкий, итальянский, английский. Кроме того она прекрасно знала свой родной язык, что было редкостью в то время даже для писателей. 
 
В 13 лет Елена впервые начинает писать, «почти неведомо себе самой, без всякого участия в том воли», сознавая слабость первых опытов подражания «чудным звукам» любимых писателей. 
 
В 1830 году в 16 лет она вышла замуж за тридцатилетнего полковника Петра Алексеевича Гана.
Он вел свою родословную от германских рыцарей, получил воспитание в столичном Пажеском корпусе, говорил на иностранных языках, был начитан и умен. 
 

«Мы с женой очень неохотно согласились на брак нашей дочери, по причине ее слишком ранней молодости», — писал А.М.Фадеев. 

Брак, действительно, не стал счастливым, слишком разными оказались характеры.
 
“Мой отец, – писала В.П. Желиховская, —всю свою жизнь был скептиком, вольтерьянцем».
Елена Андреевна же была увлечена романтической литературой, театром, изобразительным искусством. 
 
 
В повести «Суд света», где есть много автобиографического, Елена Ган пишет:
 
«Тонкий, веселый ум моего мужа, приправленный всей едкостью иронии, ежедневно похищал у меня какое- нибудь сладкое упованье, невинное чувство. Всё, чему от детства поклонялась я, было осмеяно его холодным рассудком; всё, что чтила как святость, представили мне в жалком и пошлом виде». 
 
 
После женитьбы Елене Андреевне пришлось вести нелегкую жизнь жены артиллерийского офицера: переезжать из одного захолустного места в другое и вращаться в «обществе, дышащем мелочной завистью и сплетнями», как она писала в первой напечатанной повести «Идеал».
 
Эта повесть во многом автобиографична:
 
«Смеркается, офицеры от нечего делать вновь сходятся к своему начальнику, закуривают трубку,… они толкуют об ученье, о лошадях, собаках, пистолетах, шорах; разбирают военные приказы.… И сегодня, и завтра, и вечно все то же и то же» 
 
 
В 1831 году у Елены Андреевны родилась дочь Елена (в будущем известный теософ Блаватская), затем сын Александр, который умер в двухлетнем возрасте, что стало жестоким потрясением для матери, и дочь Вера (в будущем детская писательница Желиховская). 
 
Несмотря на семейные хлопоты, Елена Ган изучала иностранные языки, пробовала переводить и сочинять. 

Поворотным моментом в ее творческой жизни стал приезд в Петербург, куда перевели по службе мужа в 1836 году.

В письмах к сестре Елена Ган с восхищением описывала соборы, выставки картин, театральные пьесы,

которые она посещала в столице.

На одной из выставок она увидела Пушкина:

«Я вдруг наткнулась на человека, который показался мне очень знакомым... Я узнала Пушкина!.. Я воображала его черным брюнетом, а его волосы не темнее моих, длинные, взъерошенные… он был бы некрасив, если бы не глаза. Глаза — блестят, как угли, и в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картины, чтоб смотреть на него. И он… несколько раз взглядывал на меня, улыбался...»

 

В столице Елена Ган познакомилась с писателем и издателем О.И. Сенковским.

«Она высоко ставила литературные его заслуги и желала отдать свои произведения именно в «Библиотеку для чтения», — писала дочь Елены Ган.

Сенковский стал ее редактором, учителем и в 1837 году напечатал в журнале ее повесть «Идеал»

под псевдонимом Зенеида Р-ва.

Осип Иванович Сенковский — издателем журнала «Библиотека для чтения».

.Сенковский — знаменитый в литературном мире барон Брамбеус, с солидной литературной карьерой и положением, сразу оценил молодой талант и стал ее литературным ментором. Первой работой Ган для журнала Сенковского была компиляция из английского романа Бульвера, по-русски называвшаяся "Любовь и честолюбие".

В центре произведения  "Идеал"— две темы, которые станут основными во всем литературном творчестве писательницы: тема женской судьбы и конфликт одаренной личности и общества. «Положение мужчины с высшим умом нестерпимо в провинции; но положение женщины, которую сама природа поставила выше толпы, истинно ужасно», — писала Елена Ган. 

 

Весной 1837 года она уехала с детьми к отцу в Астрахань, куда его назначили попечителем над кочующими народами. Впечатления от поездок по калмыцкой степи писательница использовала в повести «Утбалла», напечатанной в 1838 году в «Библиотеке для чтения». 

В это время у Елена Ган начинаются проблемы со здоровьем, и лето 1837 года она проводит на Кавказских минеральных водах. Приехав на лечение через года, знакомится с ссыльным декабристом Сергеем Ивановичем Кривцовым. 

Совместные прогулки, пикники, балы и концерты, а главное — литературные интересы сблизили Сергея Ивановича и Елену Андреевну. После того, как она покинула Кавказ, между ними завязалась переписка. 
 
«…до знакомства с вами я отчасти разделял общее мнение об ученых женщинах писательницах, — писал Кривцов вскоре после ее отъезда. —Велико было мое удивление, когда я увидел вас! Неизъяснимая прелесть, которой дышит вся ваша личность … вывели из того нравственного усыпления, в которое я так давно был погружен, божественное пламя вашего взора, усмиряемое…тонкой чуткостью вашей прекрасной души… — все выдает в вас женщину, это совершеннейшее существо, венец творения». 
 
Впечатления писательницы от пребывания на Кавказе отразились в рассказе «Воспоминание Железноводска», повестях «Джеллаледин» и «Медальон», также напечатанных в «Библиотеке для чтения»
 
 
В феврале 1840 года в «Библиотеке для чтения» вышла одна из лучших ее повестей «Суд света».
 
В июне того же года у Елены родился сын — Леонид; после этого силы ее падают с каждым днем. Но несмотря на слабость и ухудшение ее здоровья, были написаны «Теофания Аббиаджио» и «Суд Божий». В 1841 году была написана повесть «Номерованная ложа», напечатанная в альманахе «Дегерротип» под названием «Ложа в одесской опере». В летом 1841 года Ган пишет повесть «Любинька» и «Напрасный дар». 
 
«Напрасный дар» самое ценное из всего ею написанного, в нем открывается весь внутренний мир писательницы. «Напрасный дар» вышел в марте 1842 года в журнале «Отечественные Записки». 
 
В 1842 году, совсем больная, Елена Ган едет в Одессу с детьми и гувернанткой. Здоровье ее ухудшается и в конце мая в Одессу съехалась вся семья.
Елена Андреевна задумала написать новую повесть «Цветочница» и еще за несколько дней до своей смерти говорила о ней. 
 
24-го июня 1842 года в возрасте 28 лет Елена Ган скончалась.
Похоронена она на одесском кладбище. На могиле выгравирована надпись «Сила 
души убила жизнь». 
 
Старшей ее дочери Лене было 11 лет, Вере пошел восьмой год. Первая из них станет основательницей современного теософического движения Еленой Петровной Блаватской, а вторая — известной в свое время детской писательницей и драматургом Верой Петровной Желиховской.
 
Через творчество Ган проходит одна общая идея, овладевшая всеми помыслами писательницы, проходила красной нитью через все ее работы. Все ее произведения — это один большой роман, текущий отдельными эпизодами и крепко спаянный внутри одним общим чувством, именно — о несправедливости женской доли. 
 
«Мужчины, как огромны ваши преимущества, как благословенны ваши права... тогда как женщина, равная вам талантами и высоко превосходящая вас сердцем, должна прозябать в пустоте, в неизвестности». 
 
 
Выход для женщины Ган видела только в образовании:
«Женщину от колыбели сковывают цепями «приличий», опутывают ужасом — «что скажет свет» и если ее надежды на семейное счастье не сбудутся, что остается ей вне себя? Ее бедное ограниченное воспитание не позволяет ей даже посвятить себя важным занятиям и она поневоле должна 
броситься в омут света или до могилы влачить свое бесцветное существование». 
 
 
Самым неожиданным в творчестве Ган является ее защита действительности, так презираемой романтиками.
 
И если в повести «Суд света» Ган еще спрашивает, что более необходимо человеческой душе — мечты или действительность (хорошо известно как отвечают на этот вопрос романтики, например, Гоголь в «Невском проспекте»), то в повести «Любинька» она отвечает: «Он понял, что в жизни человека — действительность, так унижаемая поэтами, одна существенна, следовательно она может быть источником всего прекрасного, возвышенного, как и всего дурного». Для романтика это мысль довольно неожиданная, особенно, если учесть влияние Шеллинга и Шиллера, заметное в произведениях Ган. 
 
 
 
Елена Ган сделала свой вклад в русскую прозу, ставшую теперь достоянием всего человечества, тогда когда эта проза только еще создавалась. Но и ее повести переводились на французский, немецкий и польский языки и помещались в сборниках рядом с произведениями таких популярных тогда в Европе писателей как Жорж Занд или Вашингтон Ирвинг. 
 
 

Каждая литературная эпоха «воскрешает» одни забытые имена, хоронит другие.

Литературный критик Белинский хорошо выразил то чувство признательности, которое было у современников к Ган:

«Благодарим тебя за краткую жизнь твою... цвела ты пышным цветом глубоких чувств и высоких мыслей». Он также писал о ней, что она «принадлежит к примечательнейшим талантам современной литературы... Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва... Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины... Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нем». 

Исследователи называют эту статью переломной, в ней Белинский создает традицию нового, серьезного отношения к женской литературе. 
 
«Бедной матери моей, —писала В.П.Желиховская, —приходилось расплачиваться за то, что она опередила свой век: женщина - писательница в то время еще была диво-дивное! Во Франции —Жорж Санд; в России—она, да … графиня Растопчина, —вот и весь, почти счет храбрым пионеркам по тернистому пути, который они сгладили…многим сотням последовательниц». 

 

Изображения: 

Сочинения Зенеиды Р-вой. Санкт-Петербург. 1843. Том третий 
Е.Ф. Крендовский Портрет Е.А. Ган. Изображение находится в Николаевском областном художественном музее имени В. В. Верещагина 

Автор текста — Вера Анатольевна Царева, заведующая экскурсионно-просветительским сектором музея. 

https://vk.com/museumpushkinspb

https://vk.com/wall-75397583_2344

 

 Овдовев в 1842 году, Петр Алексеевич Ган вынужден был согласиться

с последней волей своей жены и,понимая, что не сможет позаботиться о маленьких детях,

большую часть времени находясь в военных гарнизонах, лагерях и походах,

отдал их на воспитание ее родителям:

Андрею Михайловичу Фадееву (1789-1867) и Елене Павловне Фадеевой (1788-1860).

 

Завершив службу в Белоруссии, из местечка Деречин Гродненской губернии Петр Алексеевич Ган переезжает в Саратов,

где в то время в семье тестя – губернатора жили трое его детей: Елена, Вера и Леонид.

И в эти, и во все последующие годы до конца жизни он – заботливый отец всем своим детям.

П.А. Ган всегда был другом и поддержкой старшей дочери – Елене, как бы далеко от него она не находилась. 

 

 

По линии своего отца — Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган. Борис Цирков, редактор и активный пропагандист теософского учения, в предисловии к Собранию Сочинений Блаватской, указывает на принадлежность Ганов к графскому роду von Hahn из Базедова (Мекленбург), восходящему, по другим сведеньям, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам.

https://museum-blavatsky.com.ua/ru/family/13/

https://www.liveinternet.ru/users/rudaya/post196544531/#

***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  КНИГИ/мемуары
воспоминания
ИСТОРИЯ РОССИИ/Российская империя
ИСТОРИЯ РОССИИ/Лица истории
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 15 пользователям

officersha   обратиться по имени Пятница, 15 Октября 2021 г. 18:01 (ссылка)
+http://ivorr.ru/blavatsk/section001/sub001/res_12_001001_002.html
"37. Мы нашли шандровское имение и дачу Ганов и их дачу в Алупке. Правда, в первом случае это лишь место на земле Приднепровья, где стояла усадьба, а во втором - искалеченный перестройками дом в Крыму. Побывав в селе Шандровка Юрьевского района Днепропетровской области и побеседовав со старожилами, мы узнали от них, что «панська якономия» располагалась не в самой Шандровке, а в нескольких километрах от нее - на хуторе Водяном (селяне произносят это название с ударением на первый слог). В том месте, где когда-то стояла процветающая старинная усадьба Ганов и располагалось их великолепное хозяйство, мы нашли лишь заросшую высокими травами июня степь, в некоторых местах с поросшими крапивой возвышениями и какими-то ямами, похожими на провалы. Несколько озер. Хозяйственные постройки 1920-1960-х, ныне тоже заброшенные. И единственное указание на барскую усадьбу - огромные, великолепные ясени, высаженные когда-то двумя рядами широкой аллеи и все еще сохраняющие свой строй. Потребуются специальные исследования, чтобы в дальнейшем получить новую информацию об усадьбе Ганов, в которой неоднократно бывала Е.П. Блаватская. Дача в Алупке - красивый дом, построенный в стиле модерн, - стала сегодня детским санаторием. Герб Ганов - «шагающий петух в овале под короной» (корона, как один из элементов герба Ганов, венчала и личную печать Е.П. Блаватской), который еще недавно можно было увидеть на фасадах здания, ныне кем-то и зачем-то сбит."
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Пятница, 15 Октября 2021 г. 20:49 (ссылка)
Благодарю Лена за очень интересный рассказ о Елене Ган -одной из первых русских писательниц, которая всеми своими произведениями пыталась представить женщину не как придаток мужу, а как полноценного члена общества , имеющего такие же права, как и мужчины.Жаль, что так мало жизни было ей отпущено.
Я ничего не знала о ней, поищу и почитаю . Неудивительно, что не сохранилась ни усадьба, ни дача. Ведь в то время было не до усадеб. Что не разрушили, то просто оставили умирать...хорошо, что дача в Алупке сохранилась.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Октября 2021 г. 23:56ссылка
Благодарю, Лиза, за интерес к теме и замечательный комментарий! Удивительно, что мы ничего не знаем о писательнице, а имя ее дочери и внучки нам хорошо знакомо. Имя Елены Ган не упоминается даже в сборнике "Писательницы пушкинской поры", там более 10 имен, но ее нет среди менее талантливых.
Узнала о ней благодаря пушкинскому музею в СПб.
Отложила ее книгу для прочтения, не знаю ещё буду слушать или читать.

Хорошего вечера, Лиза!
Agnieszka75   обратиться по имени Суббота, 16 Октября 2021 г. 05:43 (ссылка)
Спасибо за знакомство!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Октября 2021 г. 23:59ссылка
Благодарю, Сашенька, за интерес и цитирование!
Лия_плюс   обратиться по имени Четверг, 21 Октября 2021 г. 13:03 (ссылка)
Очень интересный пост! Ранее ничего не слышала об этой писательнице, а вот романами Жорж Санд зачитывалась.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 22 Октября 2021 г. 14:29ссылка
Добрый день, Лия! Мы ничего о ней не слышали и не знали, видимо, потому, что рано она ушла в мир иной, а родственники не стремились переиздавать ее произведения и поддерживать интерес к имени писательницы... Печально это... Жорж Санд читала с большим интересом и сейчас кое-что перечитываю.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку