-Рубрики

 -Цитатник

Слава Военно-морскому флоту России! - (0)

С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЬЯ! С ДНЁМ ВМФ РОССИИ! https://s1.radikal.cloud/2024/05/11/DALEE16.png]

ВМФ России в живописи - (0)

ВМФ России в современной живописи. 🎨Александр СЫТОВ. Высадка морского десантаАлександр АН...

Поздравление от Лизы! - (0)

С днем рождения дорогая Леночка(officersha)!!! ...

"В тумане звезд уходит самолет..." - (2)

Десант... Помните?.. "В тумане звёзд уходит самолет..."     &n...

Выборг. Выборгские драккары. - (2)

Из путешествия по Выборгу. Выборгские драккары. На берегу бухты Саллакка-Лахти(Большой Ковш) ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в officersha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2016
Записей: 9165
Комментариев: 11495
Написано: 25480


"Записки подводника"

Суббота, 17 Октября 2020 г. 01:26 + в цитатник

"Записки подводника" - В.А.Меркушов

К столетию русского подводного плавания военные архивисты, историки, издатели приурочили выход книги В.А.Меркушова «Записки подводника, 1905–1915» (сост. и науч. ред. В.В.Лобицын. М. : Согласие, 2004. 622 с. : ил., портр.).

 
 
  Книга написана одним из первых русских офицеров-подводников —
Василием Александровичем Меркушовым, начавшим службу на подводной лодке в апреле 1905 года.
 
Её автор воскрешает то время, когда в русском подводном плавании всё было первым. Тогда же складывались традиции русского подплава и вырабатывался новый тип флотских офицеров-подводников. Главным для них были интересы службы, которая требовала бесстрашия и исключительной выносливости… Не зря подбор кадров для службы на подводных лодках был особым: они комплектовались исключительно из добровольцев.
 
 
Герой Советского Союза, командир подводных лодок трёх проектов, командующий флотилией атомных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота вице-адмирал Лев Матушкин говорит в обращении «К читателю»:
 
"Мы по праву гордимся нашим современным подводным флотом, несущим службу в океанах, совершающим походы во льдах Арктики. Но этому предшествовала столетняя история — первая русская боевая подводная лодка ещё в 1903 году была зачислена в состав флота как «Миноносец № 150», а в июне 1904 года, получив название «Дельфин», стала учебным судном для подготовки экипажей. В 1906 году подводные лодки были выделены в особый класс военных судов, и эту дату решили считать началом русского подводного плавания."
 
 
В.А.Меркушов (в дореволюционных списках его фамилия писалась Меркушев) в ноябре 1912 года получил в командование подводную лодку «Окунь», на котором начал Первую мировую войну и стал одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота. За две торпедные атаки немецких кораблей (21 мая и 15 июня 1915 года) командир лодки «Окунь» был удостоен соответственно ордена Св. Георгия 4-й степени (он стал первым офицером Балтийского флота, получившим эту высокую боевую награду во время Первой мировой войны), награждён Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почётного Легиона.
 
После Октября — белый офицер, служил на Черноморском флоте.
С января 1920 года состоял при штабе главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России. В марте 1920 года был назначен комендантом парохода «Харакс», в ноябре эвакуировавшего из Керчи донских казаков. 19 мая 1920 года произведён в капитаны 1-го ранга. В ноябре 1922 года, командуя буксиром «Скиф», участвовал в перегоне русских кораблей, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель.
Потом обосновался в Париже. Скончался 4 декабря 1949 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
На его надгробии надпись: «Командир подводной лодки «Окунь», Георгиевский кавалер капитан 1 ранга В.А.Меркушов 1884–1949».
 
При этом он был ещё и талантливым морским писателем, летописцем русского флота. В книге «Записки подводника, 1905–1915» в тридцати двух новеллах В.А.Меркушова описано становление на флоте нового класса кораблей, которому в будущих войнах на море предстояло сыграть одну из главных ролей.
 
О том, какое это захватывающее чтение, дадут представление выдержки из рассказа «Гибель крейсера “Паллада” 28 сентября 1914 года»:
 
Броненосный крейсер «Паллада»
Высочайший смотр на крейсере «Паллада». Ревель, 1913 г:
 
"Вскоре после обеденного перерыва по Адмиралтейскому бассейну, где стоял «Окунь», разнеслась ужасная весть о гибели крейсера «Паллада», взорванного германской подводной лодкой в Финском заливе. Новость эта потрясла всех, причём некоторые бросились в гавань в надежде узнать подробности от случайно уцелевших или раненых, когда их доставят на пристань, но таковых не оказалось...
 
Впоследствии, из разговоров с офицерами крейсера «Баян» и других судов, бывших свидетелями взрыва крейсера «Паллада», выяснилось следующее.
 
Несмотря на грозное предупреждение в виде неудачной атаки «Адмирала Макарова» германской подводной лодкой, на следующее утро, 28 сентября/11 октября, крейсера «Паллада» и «Баян», предшествуемые миноносцем «Стройный», вышли с рейда Эрэ в дозор в устье Финского залива. Первая бригада крейсеров кончила свое дежурство, и оба корабля шли теперь в последнее крейсерство (с. 262).
 
12 ч. 14 м. Вахтенный начальник «Баяна» лейтенант Селянин заметил у обоих бортов впереди идущей «Паллады» три вспышки как бы от взрыва трёх мин. Вслед за этим взвились клубы бурого дыма, смешанного с паром, и поднялись столбы воды, скрывшие несчастный корабль от посторонних взоров. Раздался страшнейший взрыв. Вероятно, мина с германской подводной лодки попала в бомбовые погреба или в минный погреб, которые сдетонировали — одновременно с ними взорвались бывшие под парами восемнадцать котлов, что и послужило причиной мгновенной гибели крейсера.
 
Вахтенный начальник немедленно застопорил машины «Баяна» и пробил боевую тревогу, а взбежавший на мостик командир дал полный задний ход. Через полторы-две минуты дым приподнялся от воды, и на месте крейсера «Паллада» водоизмещением 7835 тонн, вооружённого двумя 8-дюймовыми, восемью 6-дюймовыми и двадцатью двумя 75-мм орудиями, плавали какие-то мелкие обломки, и не было видно ни одного человека...
 
Зрелище было настолько потрясающим, что офицеры и команда «Баяна», выскочившие на верхнюю палубу прямо из-за обеденных столов, как бы застыли на своих местах, причём судовой врач тут же впал в тихое помешательство (доктор был списан на берег и понемногу поправился).
 
Высота столба воды, пара и дыма, по определению с крейсера «Аврора», равнялась 3000 футов (914,4 м), вершина же его относилась ветром несколько в сторону, образуя гигантскую букву «Г». Дым продержался в воздухе около семи минут и был виден с разных судов и береговых постов на расстоянии до тридцати миль...
 
Вот как рассказывает об этом ревизор крейсера «Баян» лейтенант Лемишевский, только в полдень сменившийся с вахты и спустившийся в каюту, чтобы переодеться.
 
«Не успел я это сделать, как услышал звуки как бы от пистолетного выстрела. Надевая на ходу китель и бинокль, выскочил на верхнюю палубу. Передо мной стоял столб дыма бурого цвета, смешанного с паром. Когда дым приподнялся, на месте «Паллады» никого не оказалось.
 
В этот момент «Баян» находился в 1–1,5 кабельтова от места гибели. В бинокль были видны летающие фуражки, бумажки и разная мелочь. Крейсер остановился и медленно двинулся назад... (с. 263–264).
 
Получив донесение о гибели крейсера, командующий Балтийским флотом немедленно выслал в море все свободные миноносцы, которые в течение двух дней подряд обшаривали устье Финского залива, но германской лодки так и не видели.
 
Из официального германского издания «Война на Балтийском море», том первый, узнаём следующее.
 
«Подводная лодка U-26 в 10 ч. 30 м. утра усмотрела оба наших крейсера на курсе ост и, выйдя на линию их курса, пошла навстречу курсом вест. Во время атаки справа от лодки, в 10–20 кабельтовых, прошел тем же курсом большой русский миноносец. Сближение шло быстро. Вскоре после 11 часов подводная лодка, находясь в 20–30 кабельтовых от головного крейсера и идя малым ходом, повернула вправо, чтобы выстрелить из кормового минного аппарата. Скорость хода крейсеров считали в 15 узлов. В 11 ч. 10 м. дан выстрел по головному четырехтрубному крейсеру с расстояния 530 м. Мина попала прямо в середину крейсера. Командир U-26 видел в перископ падение дымовых труб, после чего должен быть уйти на 20 метров, т. к. был обстрелян сопровождавшим крейсер миноносцем»... <…>
 
Как известно, ни одного миноносца при наших кораблях, к сожалению, не было (за недостатком их), «Баян» же, по свидетельству лейтенанта Лемишевского, открыл огонь через десять минут после взрыва «Паллады». Таким образом, слышанные на германской подводной лодке глухие удары, принятые за разрывы снарядов, на самом деле были не что иное, как град больших и малых обломков несчастного корабля, падавших вокруг U-26, а также ряд отдельных, последовательных взрывов внутри тонувшей «Паллады». Ввиду небольшого расстояния между противниками — около 3 кабельтовых — эффект столь страшного взрыва должен был быть на подводной лодке очень велик, потому-то её командир дал полный ход, ушёл на глубину 20 метров и не показывался на поверхность в течение двадцати минут. Хотя в своем официальном описании войны на море немцы часто не останавливаются перед искажением истины, похоже на то, что они говорят правду…
 
Спасать было некого, ибо на месте гибели не плавало не только ни одного живого человека, но и ни одного трупа. Объясняется это тем, что весь личный состав, кроме вахтенного отделения, в момент взрыва мины обедал во внутренних помещениях корабля и не успел выскочить на верхнюю палубу.
 
Через несколько дней у острова Кокшер нашли поднявшийся из пучины судовой образ крейсера «Паллада» — Спаса Нерукотворного, ко всеобщему изумлению, не имевший на себе не только никаких повреждений, но даже царапин.
 
Образ передали храму Спаса на водах в Петрограде, сооруженному в память моряков, погибших в войну 1904–1905 годов.
8/21 октября 1914 года в районе Ганге к берегу прибило тело старшего артиллерийского офицера «Паллады» лейтенанта Л.А.Гаврилова, оказавшееся привязанным к какому-то дереву и без сапог. Когда он успел снять сапоги, достать дерево и привязать себя к нему, навсегда осталось загадкой. Это был единственный труп, выброшенный морем, из всего личного состава корабля в 25 офицеров и 572 человека команды... (с. 265–266).
 
Эффект, произведённый гибелью «Паллады», получился потрясающий. Иронического отношения к подводным лодкам как не бывало. Как же это случилось? — говорили все. Как же обезопасить корабли от атак подводных лодок? Как быть? Вот постоянные темы разговоров в кают-компаниях.
 
Паники не было, но настроение духа весьма подавленное. <…>
 
В приказе от 27 октября / 9 ноября 1914 года за № 332 адмирал фон Эссен имел гражданское мужество признаться в своих и всего личного состава Балтийского флота ошибках. Вот этот покаянный приказ.
 
“Последние недели войны ясно указали, что на некоторых морских театрах, к которым относится Балтийский, подводные лодки, мины заграждения и воздухоплавательные аппараты получают большое значение.
Все эти факторы не были нами достаточно изучены перед войной, поэтому обращаю внимание всех гг. офицеров на желательность серьезного ознакомления с вопросами, связанными с подводным плаванием, минным заграждением и воздухоплаванием, так как знание дела не только может разъяснить многие заблуждения и неверные представления, но и вызовет предложение различных способов активной и пассивной борьбы с этими элементами морской войны” (с. 267–268).
 
 
 На дне Балтийского моря нашли пять боевых кораблей России времен Первой мировой войны (2014-06-18 21:27)].
 
Гибель врага лихого
Сердцу всегда любезна:
Нет состраданью места —
Участь одна у всех!..
 
Радуются матросы,
И на спине железной
Рыбы железной этой —
Шутки, гармошка, смех.
 
Но загудел пропеллер —
Мчится стальная птица,
Бомба назревшей каплей
В лапе её висит.
 
Лодка ушла в пучину
И под водой таится,
Кружит над нею птица,
Хищную тень следит.
 
Бомба гремит за бомбой;
Словно киты, фонтаны
Алчно они вздымают,
Роют и глубь, и дно…
 
Ранена субмарина,
И из разверстой раны
Радужное всплывает
Масляное пятно.
 
Море пустынно. Волны
Ходят неспешным ходом,
Чайки, свистя крылами,
Стонут со всех сторон…
 
Кто-то светловолосый
Тихо идёт по водам,
Траурен на зелёном
Белый Его хитон.
     Арсений Несмелов. Эпизод
***
 
 
 
 

Серия сообщений "о флоте":
Часть 1 - Подлодка сверхмалого класса *Барракуда*
Часть 2 - Записки флота капитана Головнина
...
Часть 42 - Из записок севастопольского сторожила. 1852 г.
Часть 43 - "След оставляя пенный..."
Часть 44 - "Записки подводника"
Часть 45 - Балтийский флот накануне революциии
Часть 46 - *ОПЕРАЦИЯ "ОТЧЕ НАШ"*

Рубрики:  ФЛОТ РОССИИ/Военно-морской флот
Метки:  
Понравилось: 8 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 17 Октября 2020 г. 11:55 (ссылка)
Благодарю Лена! Хороших выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Октября 2020 г. 15:09ссылка
Хорошего дня, Лиза!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку