-Рубрики

 -Цитатник

Лермонтов, Тамбов, казначейша! - (0)

ЛИТЕРАТУРНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭПОХУ ЛЕРМОНТОВА Михаил Лермонтов «Тамбовская каз...

Слава Военно-морскому флоту России! - (0)

С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЬЯ! С ДНЁМ ВМФ РОССИИ! https://s1.radikal.cloud/2024/05/11/DALEE16.png]

ВМФ России в живописи - (1)

ВМФ России в современной живописи. 🎨Александр СЫТОВ. Высадка морского десантаАлександр АН...

Поздравление от Лизы! - (0)

С днем рождения дорогая Леночка(officersha)!!! ...

"В тумане звезд уходит самолет..." - (2)

Десант... Помните?.. "В тумане звёзд уходит самолет..."     &n...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в officersha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2016
Записей: 9167
Комментариев: 11520
Написано: 25515


Забытые имена - В.С.Голенищев, основоположник российской египтологии

Четверг, 19 Марта 2020 г. 15:31 + в цитатник

В.С.Голенищев и его знаменитый "египетский музеум"

Выдающейся русский востоковед Владимир Семенович Голенищев (1856-1947) – основоположник российской египтологии.
 
 Владимир Голенищев был, прежде всего, первым профессиональным российским египтологом, оставившим после себя Отечеству не только многочисленные, поистине бесценные научные исследования и публикации и знаменитую коллекцию памятников древнеегипетского искусства, но и сложившуюся египтологическую традицию, продолженную Б.А. Тураевым, О. фон Леммом, В.В. Струве.
 
 
В.С. Голенищев. Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина.
 
 
Просвещенный русский дворянин, филолог исключительного таланта и знаток древнеегипетского искусства, он был поистине энциклопедической личностью. Исследователь иероглифического письма и клинописи, блистательный искусствовед, определивший значение и роль многих выдающихся памятников египетского искусства, Владимир Семенович прожил долгую, яркую и очень непростую жизнь, достойную романа. 
 

Владимир Семенович Голенищев (1856-1947) - коллекционер древнеегипетского искусства.



 

Владимир Семенович родился 17 января 1856 года в Петербурге, в семье Царскосельского купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Семена Васильевича Голенищева (1821?-1858), мать будущего египтолога – Софья Гавриловна Голенищева (1837?-?). Интерес юного Голенищева к Востоку начался очень рано, в детстве; он сам связывал его со своим гувернером, швейцарцем, который, обладая превосходным образованием, привил юному воспитаннику любовь к древности и языкам. В 14 лет Владимир приобрел свой первый египетский подлинный памятник, послуживший началом долгим годам собирательства. Первые исследования Голенищева датируются 1874 годом ; это было начало долгого пути в восемь десятилетий, полностью посвященного древности.

 В 1875-1879 гг. Голенищев учился на факультете восточных языков Петербургского университета, где его научным руководителем был известный арабист В.Р. Розен. В университеские годы истинной школой Голенищева становятся стены Эрмитажа; здесь Голенищев разворачивает древние свитки, публикация которых вводит его в число ведущих египтологов того времени. 

***

"Родившись на берегах Невы, всю свою жизнь он стремился на берега Нила; его, не принявшего октябрьский переворот в России 1917-го, судьба заставила забыть о родине и делить свое время между Парижем, Ниццей и Каиром. Там, у подножия пирамид, он основал кафедру археологии Каирского университета и стал учить первых египтологов – египтян понимать истоки культуры своей страны. 
 
Человек исключительного благородства, он собирал свои древние сокровища с такой же тщательностью, с какой щедростью потом предлагал их для публикации коллегам – европейским и русским ученным, прежде всего ценя распространение знаний и Просвещение.
 
Памятники его превосходной собственной коллекции египетского искусства, хранящейся ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина, стали лишь частью его огромного наследия, рассредоточенного между Москвой, Санкт-Петербургом, Парижем и Каиром.
 
Обо всем этом и многом другом пойдет речь на лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, которую будут сопровождать уникальные фотоматериалы."

Лекция



***

В 1880 году В. С. Голенищев зачислен на службу в Эрмитаж. Здесь он начал работу по каталогизации, реставрации и исследованию древнеегипетских памятников. До него этим никто не занимался, и никто точно не знал, что же из египетских древностей хранилось в Эрмитаже. Здесь, в Эрмитаже Владимир Семёнович сделал открытие, прославившее его как египтолога. Он нашёл прекрасный папирус с иератическими письменами. В результате своих исследований он выяснил, что папирус состоит из двух литературных произведений. Назвал он эту находку «Папирус № 1 Санкт-Петербурга». Папирус этот содержал «Поучение Мерикара» (Сейчас Папирус Эрмитаж 1116A) и «Пророчество Неферти» (Папирус Эрмитаж 1116B), вошедшие в список известнейших произведений Древнего Египта.
 
С 1886 года он становится хранителем отделения египетских древностей музея, для которого наступил один из самых ярких периодов расцвета. Новый хранитель настаивает на том, чтобы в Эрмитаж были переданы сначала самые значительные, а потом и все остальные египетские памятники из Кунсткамеры.
 
«Поступление г. Голенищева, единственного в Петербурге специалиста по Египтологии, на службу будет неоценимым приобретением для Эрмитажа, - писал в рапорте на имя министра директор музея Васильчиков. – Занимаясь уже давно любимой наукою, он подробно изучает те памятники Египетского искусства, которые находятся в Петербурге. Из них многие валяются в пыли кладовых по разным казенным учреждениям. С назначением Голенищева без малейшего расхода для казны, не только приведено будет в порядок, но и значительно может быть увеличено и пополнено находящееся в Эрмитаже собрание Египетских древностей и в то же время многие памятники древнего искусства спасены будут от конечного разорения, кроме того, наконец, составлен будет подробный научный каталог, о котором до сих пор за неимением специалиста невозможно было и думать».
 
Голенищев незамедлительно приступает к составлению полноценного каталога собрания, увидевшего свет в 1891 году.
 
Среди выявленных памятников – знаменитый папирус с текстом «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», ставший сенсацией в 1881 году на Международном конгрессе востоковедов в Берлине.
Научные выводы Голенищева, открывшего миру шедевр египетской литературы, не утратили своей актуальности и по сей день.
 
"Сказка о потерпевшем кораблекрушение"
 
Wells egyptian ship red sea.png
 
«Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (также «Змеиный остров»)[1] — произведение древнеегипетской литературы эпохи Среднего царства (ок. XX—XVII века до н. э., XII династии)[2], хранящееся в Эрмитаже (папирус № 1115, pLeningrad 1115; pErmitage 1115)[3][4]. Сказка описывает фантастические приключения героя, спасающегося после кораблекрушения на острове с огромным Змием.
 
Произведение лежит в основе авантюрного, приключенческого жанра мировой литературы.
 
Сюжет
Повествование ведётся от первого лица главного героя, чьё имя не называется. Обладатель титула «достойный спутник [фараона]» (по мнению Берлева О. Д. титул помогает датировать сказку, поскольку он вошёл в обиход не раньше фараона Сенусерта III)[8] утешает провинившегося перед фараоном вельможу, напутствует его не запинаться при встрече с властелином, «ибо спасение человека — в устах его, ибо слово пробуждает снисхождение»[9]. Для ободрения автор рассказывает свою историю.
 
Направлявшийся по заданию фараона в медные рудники (вероятно на Синайском полуострове, откуда собирался вернуться по Красному морю)[10] герой с командой матросов в 120 человек плыл на большом корабле (60 м в длину и 20 м в ширину)[3].
 
И вот грянула буря, когда мы были в море, и не успели мы достигнуть суши, плывя под парусами, И вот ветер всё крепче, и волны высотою в восемь локтей[a]. И вот рухнула мачта в волну, и судно погибло, и никто из моряков не уцелел. Я один был выброшен на остров волнами моря[9].
 
Три дня находится герой в пограничном состоянии, без сил, затем пошёл искать пропитание и обнаружил избыток яств. Он принёс огнём жертву богам. На четвёртый день раздался гром и появился хозяин острова — огромный Змей:
 
Длина его — тридцать локтей. Борода[b] его — больше двух локтей. Чешуя его — из золота, брови его — из лазурита. Тело его изогнуто кверху[9].
 
Он расспрашивал незваного гостя, с какой целью он прибыл на этот пустынный остров, и даже угрожал сжечь огненным дыханием, если тот откажется говорить правду. Затем Змей относит в своей пасти обмершего от страха путника в своё жилище и осторожно кладёт на землю. Выслушав правдивую историю путника, со слезами Змей рассказал, что прежде обитали на «острове Ка» 75 змеев — родные его братья и их дети, а также «малая дочь»[c], добытая молитвой.
 
И вот упала звезда и попалила их. Это случилось, когда меня не было — не было меня среди них. Я чуть было не умер, когда нашёл их всех в одной груде спалённых тел[9].
 
Растроганный рассказом мореплаватель обещает передать её фараону, чтобы тот вознаградил Змея за страдания. В ответ Змей рассмеялся и сказал, что остров обилен всеми благами, сравнивая его с благодатным Пунтом. Змей советует мореплавателю вернуться в Египет с этим рассказом для людей, но никогда не искать вновь остров, так как вскоре его поглотит вода. Вскоре приплыл корабль фараона, куда погрузили люди благовония и богатые дары Змея:
 
Он даровал мне груз мирры, иби[d], хекену, нуденба, хесанта[e], даровал черни для глаз, хвосты жираф, большую груду ладана, слоновьи клыки, охотничьих собак, обезьян и всякое прекрасное добро[9].
Как и предсказывал Змей, через два месяца причалил корабль в родную бухту, а герой стал более почитаемым и приближённым при фараоне.
 
 Сакральный подтекст сказки отсылает к мифологическим мотивам путешествия героя в потусторонний мир, инициации, добычи ценных даров у хтонического существа — Змея. Пройдя все испытания, герой получает новый социальный статус, особые дары и особый титул от фараона.
 
 
 
В.С. Голенищев в Египте. Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина.
 
 
В 1884—1885 годах Голенищев проводил свои эпиграфические исследования в Вади-Хаммамате, которые сам же и финансировал, а после опубликовал их результаты.
На протяжении следующих 25 лет он совершил более 60 поездок в Египет и собрал коллекцию из более чем 6000 египетских предметов, среди которых наиболее известны:
 
Московский математический папирус
Папирус с записью «Путешествия Уну-Амона»
Фаюмские портреты.



 

Превосходное знание арабского языка оказало Голенищеву большую услугу: он мог свободно общаться с современными ему египтянами и, следовательно, не иметь ограничений в деле розыска и покупки древностей для своей коллекции. Наделенный тонким вкусом, обширными знаниями и, что особенно, прозорливостью в атрибуции памятников, он в полной мере использовал имевшиеся в его распоряжении средства, приобретая порой истинные шедевры искусства для своего собрания. В 1879 году Владимир Семенович первый раз вступил на берега Нила. Позже его поездки в Египет стали регулярными. Колоннады храмов Луксора и залы музея в Булаке стали пристанищем, где он коротал холодные петербургские зимы, общаясь с коллегами – крупнейшими египтологами того времени. Итоги поездок были представлены на заседаниях Восточного отделения Императорского Русского Археологического Общества и частично опубликованы.
 
Эти отчеты сохранили не только ценную информацию о египетской археологии, находках, но и о той атмосфере предчувствия открытий и знакомства Европы со землей пирамид, которая царила в стране на исходе XIX столетия. Эти документальные наброски, живые, написанные эмоционально и с глубоким знанием истории Египта, не менее ценны, чем научное наследие Голенищева, но, увы, все еще не изданы полностью.
 
 
Интерьеры "египетского музеума" В.С. Голенищева в его доме на Моховой в Санкт-Петербурге. Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина.
 
 
К началу XX столетия в коллекции насчитывалось более шести тысяч памятников – Голенищев пополнял ее более трех десятилетий. Памятники хранились в Петербурге в доме номер 15 по Моховой улице. Сохранились фотографии, на которых видно, с какой любовью были расставлены миниатюрные предметы в превосходных деревянных витринах с зеркальными стеклами. Меж витрин, на полках стояли предметы крупной скульптуры и саркофаги, на стенах висели стелы и папирусы, обрамленные в стекло и деревянные рамы. 
 
Где еще в России в стенах одного и того же дома можно было увидеть бледно-зеленые иероглифы «Текстов пирамид» на фрагменте стены из пирамиды Пепи I, уникальную погребальную маску царя Пепи II, выполненную из картонажа и расписанную, двадцать пять фрагментов рельефов из мастаб вельмож Древнего царства, более шести десятков стел разных эпох, сфинкса Аменхотепа II, шедевры мелкой деревянной пластики, включая знаменитые вотивные статуи жреца Аменхотепа и его супруги Раннаи, выполненные из эбенового дерева и инкрустированные золотом и серебром, ушебти замечательного художника Сеннеджема и наместника фараона в Нубии Усерсатета, модели заупокойных ладей Среднего царства, девять саркофагов различных эпох, включая особенно красивый, отделанный черной смолой и золотыми полосами саркофаг Маху – «земледельца дома Амона», жившего при Аменхотепе III и, наконец, двадцать один фаюмский портрет, которые были редкостью даже для крупнейших музеев Европы?
 
Увы, Голенищеву не пришлось спокойно изучать свою коллекцию на протяжении всей жизни, судьба распорядилась иначе. Из-за внезапного разорения Средне-Уральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого была семья египтолога, он оказался полностью разоренным. Любимое детище – коллекцию древностей - пришлось продавать.
 
Сразу же посыпались предложения от различных иностранных музеев. Однако, Владимир Семёнович, будучи патриотом, решил, что коллекция должна остаться в России.
В 1909 году, благодаря усилиям Б. А. Тураева, И. В. Цветаева и других представителей интеллигенции, Дума согласилась приобрести коллекцию в рассрочку у разорившегося к тому моменту Голенищева.
В апреле 1911 года Иван Цветаев поручает своему помощнику Александру Назаревскому привезти коллекциию из Санкт-Петербурга.
 
"
...голенищевская кладь перевозится ныне из Эрмитажа преображенцами до Николаевского вокзала, и в полночь Назаревский со служителем садятся в товарно-пассажирский поезд, который через 2 ночи и день...привезёт кладь и их в Москву. 224 ящика весят свыше 1300 пудов, — И. В. Цветаев в письме Ю. С. Нечаеву—Мальцеву, Москва, 4 апреля 1911 года."
 
Коллекция попала в государственную собственность как раз к открытию нового Музея изящных искусств.
 
Поразительные шедевры древнего искусства предстали перед посетителями 12 мая 1912 года в день открытия музея. Не было на открытии только самого Голенищева, который большую часть времени после продажи коллекции проводил во Франции, в Ницце и на открытие музея не приехал.
Думается, вежливые извинения, обращенные египтологом к И.В. Цветаеву, скрывали боль расставания с прошлой жизнью, для которой у Голенищева не было ни сил, ни возможностей. «Ни одна из громких египетских коллекций в мире не вызывает такого, не скажу интереса, а исступленного энтузиазма, - писал Б.А. Тураев Голенищеву в Ниццу. – Посетители в музей валят тысячами; путеводители раскупаются нарасхват – в два месяца продано 12 тыс. экземпляров. Ваше имя у всех на устах: египетский зал музея называют храмом, в который надо входить с трепетом и которому не место в общем здании музея. У меня уже составился кружок молодых людей обоего пола, желающих заниматься иероглифами».
 
С 1910 года Голенищев из-за болезни жены переезжает во Францию и остаётся там. Первоначально он поселился в Ницце, в родном городе жены, а с 1915 года, по приглашению переезжает в Египет. Здесь он основал кафедру египтологии в Каирском университете, которую возглавлял с 1924 по 1929 годы. В Египетском музее в Каире он систематизировал собрание иератических папирусов в «Сводный каталог Каирского музея».
 В.С. Голенищев в Каире во второй половине жизни. Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В. С. Голенищев умер в Ницце в 1947 году в возрасте 91 года.
 
Kairo Ägyptisches Museum 06.jpg В 2006 году, к 150-летию со дня рождения Владимира Голенищева ему был установлен памятник в мемориале великих египтологов мира при Каирском Египетском музее, 
работы российского скульптора Петра Степанова.
 
 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Голенищев,_Владимир_Семёнович

https://banshur69.livejournal.com/409436.html

 

 

 

 

Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ/Российская империя
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/Зимний дворец, Эрмитаж
ИСТОРИЯ РОССИИ/Лица истории
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2020 г. 21:20 (ссылка)
Великий человек был! Светлая память...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Марта 2020 г. 13:20ссылка
Благодарю, Лиза! Да хранится память о нем в веках.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку