-Рубрики

 -Цитатник

Лермонтов, Тамбов, казначейша! - (0)

ЛИТЕРАТУРНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭПОХУ ЛЕРМОНТОВА Михаил Лермонтов «Тамбовская каз...

Слава Военно-морскому флоту России! - (0)

С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЬЯ! С ДНЁМ ВМФ РОССИИ! https://s1.radikal.cloud/2024/05/11/DALEE16.png]

ВМФ России в живописи - (1)

ВМФ России в современной живописи. 🎨Александр СЫТОВ. Высадка морского десантаАлександр АН...

Поздравление от Лизы! - (0)

С днем рождения дорогая Леночка(officersha)!!! ...

"В тумане звезд уходит самолет..." - (2)

Десант... Помните?.. "В тумане звёзд уходит самолет..."     &n...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в officersha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2016
Записей: 9167
Комментариев: 11520
Написано: 25515


Женщина-водолаз Нина Соколова

Четверг, 13 Декабря 2018 г. 10:35 + в цитатник
Цитата сообщения Сергей_Тамбовчанин 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз


Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз
Фото: Архив Кронштадского Морского музея

Нина Соколова — инженер-полковник Военно-морских сил СССР, водолаз. В 1943 году она участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда "артерией жизни".

Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства.

В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания получила направление в ЭПРОН — Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов.

Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову, понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: "Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных". Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.

Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику. В осажденном городе 27-й отряд ЭПРОНа работал в условиях артиллерийского обстрела и авиационных налетов: водолазы поднимали с затонувших барж мешки зерна, прокладывали подводный телефонный кабель.

На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней.

Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

Легендарная женщина-водолаз участвовала в строительстве бензопровода через Ладогу — "артерии жизни" для осажденного Ленинграда. Руководитель Кронштадтского Морского музея Владимир Шатров рассказывает, что начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков называл саму Соколову автором идеи спасительного подводного бензопровода. Сооружение этой магистрали для многих стало главным делом жизни — и для эпроновцев, и для специалистов "Нефтепроводпроекта", предшественника компании "Гипротрубопровод".

Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней. Главным инженером был назначен опытный проектировщик "Нефтепроводпроекта" Давид Шинберг.

Сотрудники отряда Соколовой в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.

Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

Началась укладка первой километровой плети 26 мая. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая — подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей.

Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

Задание было выполнено за 43 дня — 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть — 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном — резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации — с июня 1942 по март 1943 года — в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об "артерии жизни" немцы так и не узнали.

Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой — 644 часа, то есть почти 27 суток. Легенда ЭПРОНа награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и "Знак Почета".

В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (ныне — Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

Артерия ее жизни. 27 суток под водой провела первая в стране женщина-водолаз

http://investxp.ru/blogs/blackcat06/arteriya-ee-zh...ya-v-strane-zhenshina-vodolaz/


Серия сообщений "Женщины во флоте":
Часть 1 - Женщины - капитаны морских судов
Часть 2 - Первая полярная путешественница - Татьяна (Мария) Прончищева
...
Часть 7 - Первая женщина-подводник в Аргентине
Часть 8 - Капитан I ранга Рёко Адзума
Часть 9 - Женщина-водолаз Нина Соколова
Часть 10 - Легендарная советская женщина-капитан

Рубрики:  ВОВ/Они сражались за Ленинград
ВОВ, бои за Ленинград, блокада города
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

LuGe   обратиться по имени Четверг, 13 Декабря 2018 г. 14:56 (ссылка)
Я восхищаюсь такими женщинами! Вечная ей память.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Декабря 2018 г. 20:16ссылка
Достойна восхищения и памяти!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку