Цитата сообщения JapanBlog
Японский лотос
Японский лотос
В Японии
лотос (蓮の花) считается священным цветом. Он олицетворяет непорочность, совершенство, изящество и стремление вверх к солнцу, к духовной чистоте. Лотос также является символом духовного самосовершенствования, в какой бы среде, хорошей или плохой, не находился человек, он всегда должен сохранять душевную чистоту. Цветок начинается расти на дне пруда в грязи и иле. Он медленно растет вверх, к поверхности воды, и постоянно перемещается к свету. Как только лотос выходит на поверхность воды, он начинает цвести и превращается в прекрасный цветок. Поэтому символическое значение цветка - появление в красоте и торжество после борьбы жизни.
Историки считают лотос самым древним цветком, по латыни цветок называется
Nelumbo, это кустарник из семейства Rhamnaceae. Считается, что родом цветок из Северной Африки, из Египта попал в Индию, оттуда в Китай, а уже с китайскими буддийскими миссионерами лотос проник на архипелаг. Лотос является главным цветком в буддизме, он символизирует учения Будды. О происхождении лотоса бытует множество легенд, одна из которых гласит, что, едва родившись, Будда самостоятельно сделал семь шагов. И там где он ступал, распускались красивейшие цветы лотоса со множеством розовых лепестков. Японцы отнеслись к лотосу с особым вниманием. Он символизирует чистоту, не подверженную воздействиям негативных проявлений реального мира. И главное – лотос тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса. Древние японцы обожествляли лотос, считали его священным, цветок занимает особое место в сердцах японцев.
Примечательно, что цветок лотоса, являющийся в сознании народа олицетворением моральной чистоты и целомудрия, был использован буддизмом и превращен в один из своих религиозных символов, непременных храмовых атрибутов. В буддийской живописи и храмовой скульптуре, получивших необыкновенное развитие в Японии, Будда и его сподвижники нередко изображены восседающими на троне из гигантских цветов лотоса.
В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, "Жемчужине Лотоса", явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.
Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю в водоемах, сделанных из драгоценностей, цветут удивительные лотосы разных цветов.
Сразу же после проникновения на Японские острова буддизма японцам стала известна Лотосовая сутра, которая комментировалась в первом японском буддийском трактате "Толкование смысла трёх сутр" (Сангё гисё), автором которого считается японский принц Сётоку-тайси (574 - 622). В VIII веке Лотосовая сутра была объявлена одной из трёх сутр, защищающих страну, что означало признание её исключительной роли. Лотосовая сутра представляет из себя цикл проповедей, произнесённых Буддой Шакьямуни на горе Гридхракута и в небе над этой священной для буддистов горой. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (Мёхо рэнгэ кё) - один из самых известных канонических текстов махаяны, ведущего направления буддизма. Авторитет и известность Сутры возросли в IX веке, когда основанная в 804 году школа Тэндай стала фактически государственной церковью.
Общеизвестна глубокая приверженность японцев к живым цветам, к их выращиванию и разведению. Культ цветов можно назвать одной из характерных черт японского национального характера. В японских парках с их прудами и озерами есть заросли водяных растений с громадными темно-зелеными листьями и водопрозрачными белыми или розовыми цветами лотоса. Цветы лотоса привлекали внимание художников и поэтов с древнейших времен. Упоминание о лотосе встречается в народных песнях и стихах. Нежные и благоухающие цветы лотоса, гордо возвышающиеся над поверхностью воды, с давних времен служат олицетворением неподдельной чистоты и целомудрия. Прекрасно об этом сказано в поэтическом произведении "Я лотос люблю", принадлежащем известному китайскому художнику слова Чжоу Дунь-и (1017 –1073), творчество которого пользуется большой любовью в Японии.
***
И на воде, и на сухих листах, среди травы и на деревьях цветов
Есть очень много всяких, которые ты мог бы полюбить.
При Цзинь жил Тао Юань-мин : один лишь он умел любить, как надо, хризантему.
А начиная с Тан и вплоть до наших дней любовь толпы сильней всего к пиону.
Но я один люблю лотос, за то, что из грязи растет он, а сам не грязнится;
Чистою рябью омытый, кокетства женщин он не знает.
Сквозя внутри, снаружи прям.
Не расползается и не ветвится.
И запах от него чем далее, тем лучше.
Он строен и высок, отчетливо растет.
Ты можешь издали им разве любоваться: нельзя играть
С ним фамильярно в безделушки.
И вот я говорю:
О хризантема, ты среди цветов – отшельник, мир презревший.
А ты , пион, среди цветов богач, вельможа пышный ! Но, лотос, ты средь них
чистейший, благородный человек!
Да, хризантему полюбить, как Тао, ох редко кто, сколь знаем мы, умел!
В любви же к лотосу со мной единым стать кто может из людей ?
К пиону же любовь – ну, это для толпы.
***
Корень лотоса
В Японии очень ценят корень лотоса ренкон (蓮根) - подводная часть растения лотос - за его эстетическое совершенство – неповторимый рисунок в виде цветка на срезе. Он сделикатесом в японской кухне и имеет самое широкое применение - его тушат, готовят из него суши и салаты. Примеры японских блюд с корнем лотоса - кисло-сладкий корень лотоса subasu, kombu to renkon no nimono (вареная морская капуста и корень лотоса), тэмпура из корня лотоса. В японской кухне корень лотоса относится к весенним блюдам.
У японцев есть изображение лепестков лотоса, выгравированное на основании каменного фонаря. Называется это каэрибана (反花) - "цветы, которые зацвели повторно". Это символ увядания.
Лотос и кувшинка
***
Стремится лотос
на лунную дорожку
попасть скорее:
наверное, задумал
сбежать сегодня к звездам...
Не спит, страдая,
ревнивая кувшинка:
весь вечер караулит
беспечного супруга...
Шумит под ветром
озерная осока:
"Вс-с-сю жизнь не будеш-ш-шь
держ-ж-жаться возле муж-ж-жа.
Когда увянеш-ш-шь,
он наконец реш-ш-шится...
Что будеш-ш-шь делать?"
А звезд на небе -
как тины на болоте.
И лунной тропкой
расходятся навечно
кувшинкины надежды
и лотосовы думы...
***
© Андрей Широглазов