К вопросу о крестном знамении |
Недавно, на записи одной из детских программ разбирали, откуда пошел обычай налагать на себя крестное знамение. Хотел написать затем сюда, но все уже сказано и намного лучше)
Вопрос:
Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?
Анна
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.
Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.
Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.
http://www.pravoslavie.ru/answers/6391.htm
Здесь интересное исследование:
Крестное знамение– есть обряд (видимое выражение нашей веры). Совершением его мы исповедуем веру в Иисуса Христа распятого за нас. Установленно почитание креста было с древности. Тертуллиан: «при всяком действии …принимаясь за какое-нибудь дело, которым мы обычно занимаемся, мы запечатлеваем на нашем лбу маленький знак креста»[1] Однако постановления соборов относились к самому совершению крестного знамени, а не указывало как должно складывать персты(пальцы) при его совершении.
Крестное знамение в древней церкви не было установлено четко и едино образно. Первоначально крестили только лоб,[2] как указывает приведенная цитата из Тертуллиана. Существовало несколько традиций сложения престов:1)Никак ни складывать пальцы при совершении крестного знамени (такая практика до сих пор осталась в католичестве) 2)крестится одним перстом – указательным, выражая этим догмат единобожия. (такая практика осталась в древней коптской (африканской) церкви) 3)двумя - как старообрядцы, выражая веру в две природы Иисуса Христа. 4)тремя, собранными вместе, во исповедание св.Троицы.
Существуют свидетельства в сирийском кодексе Раббулы[3] * шестого века, этот кодекс снабжен миниатюрами, изображающими как двуперстное, так и троеперстное сложение перстов.[4] Троеперстное сложение известно и на миниатюре «Венской Библии» 5 – 6 века. « Три первых простерты в верх, а два криние пальца пригнуты к ладони.»[5]
Появились они не спонтанно и очевидно имеют под собою основания. Так единоперстие и троеперстие появляются с Первого Вселенского Собора, когда был выявлен догмат единой божественной сущности и троичности в лицах. Двуперстие появляется после четвертого вселенского собора, когда был выражен догмат о двух природах во Христе.
Впервые троеперстие упоминается в западной неразделенной церкви. Римский папа Лев четвертый (847 – 855гг.) говорит «Чашу знаменуйте правильным крестом, сжавши два пальца и большой внутрь загнувши, которыми Троица изображается»[6] Виноградов толкует его как двуперстие[7]. А затем будущий папа Иннокентий третий (12век): «Знамение креста тремя перстами изображаемо должно быть, чтоб сверху в низ сходило и переходило от правой стороны к левой».[8] В латинской церкви существовало так же и двуперстие - оно вело свое начало не от христологических споров, а от практики заимствованной у язычников: среди римлян существовал ораторский знак внимания, показав который оратор начинал речь[9]. За него потом К. Панагиот будет укорять латинян: «за то что они не сгибают для крестного знамени три персты, яко же творят греки, а творят крест обоими персты.»[10]
На востоке существовало множество практик одновременно, как правило, они появлялись в ответ на догматические споры,[11] и служили обрядовым выражением учения соответственно жесту, как было показано выше.
Свидетельство двуперстия на востоке такое же древнее, как и троеперстия - по сообщению Илии (Дамасского), митрополита несторианского, рукоположенного в 893г.двуперстие упоминается с употребления у несториан.
«Несториане и Мельхиты когда двумя перстами изображают крест с правой стороны к левой, то этим показывают, что на кресте человечество и божество были вместе соединены.».[12] Здесь два перста означают две природы во Христе, так же как и сейчас у старообрядцев. Однако первоначально это говорило о единстве двух природ (ибо два перста и одна рука), а несториане перетолковали её как видимое их разделение. Одновременно существовало и троеперстие как повествует Константин Панагиот.
Позже произошло вытеснение разных практик в разных традициях. Так монофизиты практиковали единоперстие и у них были вытеснены все другие виды. У несториан в основном практиковалось двуперстие. Православные, живущие среди еретиков, не крестились, так как еретики в полемических целях и для видимого отличия от них. Так происходил процесс унификации крестного знамени в церквах.
Русская Православная Церковь получила от византийской (греческой) традиции, как двуперстия, так и троеперстия, так как они существовали одновременно в греческой церкви в это время.
Со временем к16 веку с усилением обрядоверия и падением образованности (Византия в упадке, под турками), важность обряда стала ставиться выше исповедания. В этот период в России произошло вытеснение троеперстия как латинского, в то время как в Греции было вытеснено двуперстие как несторианское.[13]
Стоглавый собор по невежеству канонизовал двуперстие, произнеся анафему «аще кто не крестится двумя перстами яко же и Христос да будет анафема»[14] Позже анафема была отменена собором 1666г.
Патриарх Никон попытался привести в согласие практики Русской и греческой Церквей. Началась полемика. Старообрядцы указывали на существующие изображения – иконы, миниатюры, где были святые крестящиеся двуперстно[15]. Феодоритово слово было исправлено ими в пользу двуперстия[16].
С другой стороны Синод РПЦ указывал на другие изображения троеперстного осенения крестным знаменем, которых так же было множество. Так как тогда не было ни чего хуже, чем назвать человека католиком, то обе стороны успешно доказывали, что практика их оппонентов – католическая[17]. Решение такого недоразумения просто – обе практики существовали в католичестве одновременно.
Старообрядцы отвергли с обрядами и благодатность церковной иерархии, и пришли к протестантизму[18]
Старообрядцы были отлучены от церкви за свое непослушание иерархии.
В настоящее время анафемы на старые обряды сняты и они признаны равно спасительными.
Список дополнительной литературы по этому вопросу.
1. Барсов Н. «Как учил о крестном знамени свят. Иов» Спб. 1890г.
2. Виноградов Н. «Феодоритово слово» М 1866г.
3. Вишневский В «О сложении перстов для крестного знамени» б.м. 1861г.
4. Зубарев Е. «Апостольское предание о крестном знамени» Кострома 1910г.
5. Кутепов Н «О перстосложении для крестного знамени» Новочеркасск 1910г.
6. Никанор арх Одесский. «О перстосложении для крестного знамени». СПб.1890г.
7. «Собрание различных свидетельств в пользу двуперстия» б.м б.г
8. «Свидетельство о древности перстосложения имясловного и троеперстного». М.1884г.
9. Смирнов П «О перстосложении для крестного знамени» СПб. 1891г.
10. Чельцов М. «Мнения наших ученых по вопросу о новых церковноисторических свидетельствах древности двуперстия.» СПб. 1900г.
[2]Иером. Габриель Бунге. «Скудельничи сосуды» Рига 1999г.с159
[3]Кодекс Раббулы – древний список библии ок шестого века, принадлежащий каллиграфу Раббуле. Mansi. t. fol 2. Supplementconcil. Приводится по описанию арх. Никанора. «О перстосложении для крестного знамени» СПб 1890г. с68.
[4]там же. с65 – 68 в сумме.
[5]Кондаков Н«История византийского исскусства в иконографии по миниатюрам греческих рукописей» Записки Императорского Новороссийского Университета. Одесса 1876г.с38 – 39 табл 44.
[6]Patrologycurs. compl. tom65. цит. по Виноградов И. «Феодоритово слово о двуперстии.» М.1866г. с 46 Однако это туманное изображение и более оно похоже на двуперстие так как палец загибается внутрь
[7]Виноградов «Феодоритово слово о двуперстии»с47.
[8]Innozenz 3 “De sacro Altaris Mysterio” lib 2 c45/ цитпоИером. Габриель Бунге «Скудельничи сосуды» Рига 1999г. с 163
[9]Кондаков Н. «История византийского искусства в иконографии по миниатюрам греческих рукописей» Записки Императорского Новороссийского Университета. Одесса 1876г. с37-38
[10]«Прения Панагиота с Азимитом» Панагиот Константин – греческий философ 13го века, он относил двуперстие к ереси латинской опираясь на современную ему практику греков. Напечатан Макарьевские чети – минеи. июнь 10 день.
[11]Иером . Габриель Бунге «Скудельничи сосуды»с 162
[12]Виноградов И. «Феодоритово слово о двуперстии» с 46.
[13]Возможно, это произошло по другой причине: В течении первых веков после крещения Руси греческие митрополиты насаждали двуперстие и подогревали обрядоверие среди не просвещенных славян. А затем после флорентийской унии в 1439г. троеперстие у греков стало доминирующим под влиянием католичества.
[14]«Стоглав» глава 31.
[15]«Собрание различных свидетельств в пользу двуперстия» б.м б.г
[16]Виноградов И «Феодоритово слово о двуперстии» М.1866г. с246
[17]сравни: «Собрание различных свидетельств в пользу двуперстия» б.м б.г и Виноградов И «Феодоритово слово о двуперстии» М.1866г.
[18]Каково было влияние протестантизма на раскол старообрядцев до конца не изучено ,но основные догматические положения их сходны. Церковь пала – необходимо спасаться без иерархии.
Рубрики: | Дорога домой |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |