-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nurgolek

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2389


Народный костюм в достоверных рисунках и правдивых рассказах

Пятница, 27 Июня 2014 г. 11:07 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Народный костюм в достоверных рисунках и правдивых рассказах







Youth's Costume of the Beginning of the 20th Century

Они встретились июньским вечером на дворе у добротной крестьянской избы с большими окнами, опушенными резными наличниками. Она, дочь справного крестьянина, известного на всю округу плотника, он рубаха-парень, гармонист и гуляка. Она пришла на свидание в пестрядинном сарафане, в косе плисовая лента, в ушах серьги-одинцы, на запястье браслетка. Воротушка с широкой, украшенной орнаментом оборкой, праздничный белый передник с кружевными прошвами прекрасно сочетаются между собой, образуя костюмную пару. Новые по последней моде полусапожки на каблучке дополняют облик первой деревенской красавицы.

Парень тоже не промах. На сапогах цвета ночного неба играют легкие блики. Рубаха плотно расшита по груди, рукавам и подолу красно-белым орнаментом. Тонкий поясок перетягивает талию, бьются о бок кисти-баклуши. Поверх рубахи парень нацепил жилетку, стал похож на приказчика. Картуз с блестящим околышем скрывает сноп кудрей на голове. Сегодня он позовет ее замуж. Подумав немного, она согласится и предложит засылать сватов. Тут уж парню надобно так себя показать, чтобы не только суженая, но и родня ее слова против их свадьбы не сказали. Если не понравится что-то отцу невесты, расстроит женитьбу...



Woman's Haymaking Costume

Крестьянка в рубахе-покоснице, довольно потянувшись, распрямила спину. Поле убрано, можно перевести дух. Ее сенокосный костюм при внешней простоте хранит в себе следы древних верований ее далеких предков. Рубаха-покосница от подола до ворота украшена сложным орнаментом, смысл которого глубоко символичен. Кружевные фигурки «репьи» по подолу — магический оберег, он защищает край одежды, пояс — тоже оберег от нечистой силы. Не случайно, если овладела кем нечисть, то про такого говорят, распоясался. Красно-белые полосы на подоле и рукавах означают близость крестьянки к земле-матушке. Кони-лодки — символ самого солнца, которое не само по небу идет, плывет в ладье от утренней зари к вечерней. Каждая деталь орнамента на ее одежде в тысячах образцов была повторена поколениями, пройдя сквозь пелену тысячелетий. Но крестьянка XIX века уже не знает истинного смысла этих узоров. Для нее они — просто декоративный орнамент, которым по традиции расшиваются одежды. Домотканые рубахи с магическими сюжетами не только от комаров летней порой защищали. Традиционная система миропонимания вдохновляла крестьянство не хуже веры Христовой. В XX столетии утратили они и то, и другое. Тут и посыпались напасти на русскую деревню. Где вы теперь кони-обереги?



Traditional Unmarried Girl's Costume


Главные праздники в деревне в августе — это Спасы. В день яблочного Спаса принято всем семейством бывать в церкви на службе. Будут святить овощи, придет много народу. В такое время и о женихе подумать не грех. Девушка роду небогатого ждет под яблоней посреди деревни, как народ будет к церкви собираться. По такому случаю и оделась она подобающе. Девушка — невеста, но денег в семье на покупку нарядов не выкроить, бедность не порок. Вот и приходится ходить в домотканом. Все бы ничего, да только лапоточки вид портят. Зато сарафан — не какой-нибудь пестрядинный, сшит из кубовой набивной ткани. Пояс сплела сама, вышила рукава рубахи и узор на повязке. Наряд готовила девушка почти год. Пряла пряжу, ткала холсты, вышивала. Потом удалось кое-что из рукоделия продать, хватило на позумент, что на повязку и перед сарафана пришит, и на ленты в косу, и на платочек батистовый. Есть чем девушке гордиться, хоть из семьи она из бедной. Про такую не скажут, что горазда лишь по лесу ходить, да шишки собирать. Стоит она на дороге к церкви и ждет подружек. Знает девица: оценят ее наряд не только девчонки-однолетки, но и бабы постарше, у кого уже сыновья подрастают. Сначала обсудят меж собой, какова рукодельница, а потом, может, и сватов зашлют. Не даром говорят: «Пришел Спас — всему час».



Festive Women's Costume


Молодая женщина с дочкой живет в губернской Вологде на заречной окраине. В воскресный день они пошли, как здесь говорят, «в город», чтобы посетить церковь и потом прогуляться по лавкам. На календаре первые дни осени — «бабье лето». По случаю теплой погоды одеты они по-летнему. На женщине репсовая пара — кофта «семишовка» и юбка. Костюм этот — предмет гордости. Пошита пара по городской моде, у портнихи. Украшений на женщине нет. Зато на голове вологодский кружевной платок, дороже любых бус и брошек. Не беда, что цена одежды — тяжелый труд прачки, зато в родной деревне бабы завидуют. Муж у нее не какой-нибудь, профессия почти благородная: лихач-извозчик. День и ночь «деньгу зашибает» муж, потом «зашибает» в трактире, проспится и снова на работу. Дочка подросла, не заметили как. Ее тоже одеть нужно по-городскому. На девочке ситцевое платье на кокетке, ботиночки и сатиновый платок. В руке у ребенка кукла в крестьянском наряде — подарок деревенской бабушки. Сегодня у них праздник. Девочка с любопытством разглядывает улицу, богатые городские дома и красивые церкви. Ее мать чуть грустно смотрит в сторону. Вечером она уберет дорогой наряд в сундук до следующего праздника и снова превратится в прачку с городской окраины.



Everyday Peasant Woman's Costume

Хорошо солнечным октябрьским деньком в лесу. Самое время на лесном болотце ягоду собирать. Для этого важного дела и снарядилась крестьянка в лес. По причине холодного утра надела шерстяной зимний сарафан в полоску и короткую шерстяную кофту домашней работы. Подвязалась красным льняным передником под цвет зрелой ягоды, чтобы не испортить вида, если вдруг брызнет сок. Ноги ее туго перетянуты портянками и одеты в лапти. Нашлось место в костюме для лесной прогулки платку с кистями и шапочке-«борушке».

В старину ягоду болотную руками брали редко. Специальная лопатка с прорезями и углублением считалась универсальным инструментом для сбора ягод. Такой лопаткой на хорошем месте ведерный туес набирали до полудня. Болотная ягода — от многих болезней спасение. Ее хоть в сыром, хоть в моченом, хоть в пареном виде подавай — одна польза. Поэтому и заготавливали в деревнях бруснику и клюкву целыми кадушками.



Automn Woman's Costume

Ноябрьским днем, когда уже вымерзли лужи, но снег еще не закрыл землю, приехала крестьянка из кадниковской деревни на поезде в губернскую Вологду. Привела ее в город надобность мужа проведать. Трудится муж в плотницкой артели уж более полугода, ни письма, ни грамотки не шлет. Делать нечего, собралась она и поехала.

По причине осенней погоды надела теплый шерстяной сак — не кофта, не полупальто, нечто среднее. К нему сшита в тон шерстяная юбка в складку. На голову надела шапочку с золотным шитьем — «сборник», чай мужняя жена, а поверх нее платок цветастый. Слышала крестьянка, что в городе дамы ходят с сумками, попросила тестя, сплел ей сумку лыковую — не пестерь, не коробушка, почти модный саквояж. Стоит она на перроне, не знает куда дальше следовать. Муж адреса не оставил, сказал только, что дом рубят в два этажа, с мезонином. Вот и думает она, хоть и велик город Вологда, да домов таких немного строится, наверняка извозчик любой знает. Спросила у одного — посмеялся, спросила у другого, ответил, что не припомнит, третий предложил поехать поискать, да цену запросил в целковый, отказалась сама.

Прошел час, другой. Дело к вечеру. Развела крестьянка руками. Вздохнула о своей простоте деревенской, да делать нечего, достала из сундучка рубль для извозчика. Вспомнилась ей тут поговорка, что тесть много раз повторял, когда пустяшное дело трудным становилось: «На словах, как на масле, а на деле, как на Вологде».



Warm Man's Costume


Старик-крестьянин отправился в лес на заготовку леса. В декабре это важное в хозяйстве дело изладить в самую пору. Земля промерзла, нет ни болот, ни топей. Непролазные дороги стали легки и доступны, заведут в любое место, где прежде только зверь лесной рыскал. От мороза завернулся старик в нагольный тулуп. Это большая и очень теплая шуба, сшитая из овчины. Нагольным прозывают его за то, что можно прямо на голое тело надевать, все равно мороз не страшен. Действительно из-под тулупа у старика виднеется одна пестрядинная рубаха. Рукавицы тоже для самых холодов предназначены. Называются они в том же духе «шубенки» или «голицы». Круглая шапка с опушкой дедовского еще покроя хранит от холода голову и уши. Окладистая борода закрывает все остальное, кроме носа и щек. Их то и треплет мороз, доводя до полного покраснения.

Зимой носили овчинные полушубки и шубы. Для шуб использовалась не только овчина, но и мех медведя, куницы, волка. Самой распространенной верхней теплой одеждой был кожух, в котором шкура животного помещалась мехом внутрь. Богатые люди покрывали кожухи красивой дорогой материей, обшивали кружевами, украшали камнями.



Warm Peasant Woman's Costume


Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные полушубки и меховые шубы. Богатые женщины предпочитали соболиные и бобровые меха.



Wedding Costume


В горнице чистота: пол намыт с песком добела, стены надраены до блеска, верхняя полка — «воронец» заставлена самолучшей посудой: медной ендовой и деревянной старинной братиной — «утицей». По стенам и окнам развешаны полотенца с дедовскими узорами, всадниками и птицами. Сама хозяйка будто из сказки. На голове у нее корона златом шитая с жемчугами, цены немалой, в ушах серьги-одинцы серебряной работы, на шее камни самоцветы в златотканом обрамлении. Парчовый сарафан с позументом пол подпирает. На плечах кофта распашная — душегрея, тоже из парчи златотканой. На руках перстни и браслеты, в косе лента атласная. По какой причине наряд самолучший? Сватов ждет хозяйка в дом, вот и нарядилась. На дворе февраль — самое время свадьбу играть. Невеста собой хороша: дородна, румяна, и приданое имеется. Жених, говорят, тоже парень не из последних, обещал сватов на трех упряжках заспать, к такому случаю и наряд самолучший девушке подавай.

Отойдут смотрины, отгремит свадьба, парчовый сарафан с короной надолго уберут в сундук, до следующего большого праздника. Лежат по клетям златотканые одеяния не одну сотню лет, переходя от бабки к внучке как одеяние венчальное. Не тускнеют златотканые нити на сарафане, не темнеет жемчуг в короне, продолжается крестьянский род.



Young Girl's Costume of the mid-19th Century


Сидит девица в горнице не в старом сарафанишке, принарядилась, вдруг, кто в дом заглянет, да что неладное увидит. Потом пойдут разговоры, известно, что по одежке встречают. Оделась девушка справно, но просто. Волосы заплела в косу, сарафан прикрыла большим запоном-передником, кончики платка, чтобы с плеч не спадали, подоткнула под грудь. Этот запон у девицы не просто одежда защитная. На нем целая сказка вышита: ромбы с цветами, кони-лоси, птицы с хвостами волшебными — павы. Птица пава для девушки первый знак, пока паву не вышьешь — замуж не выйдешь. Кто их придумал, эти приметы, девке неведомо, знать, из старины они древней. Почитает их девушка, словно мать и отца.



Peasant Man's Everyday Costume

Весна на севере всегда неожиданна. Только мужику апрельские дни в большие хлопоты выходят. Дороги проезжие пали, кругом грязь непролазная, а дела не ждут. Надо готовиться к севу: удобрять пашню, доставать семена, обновлять пахотные орудия. Домашнее хозяйство тоже в каждом месте мужских рук требует. Вышел он на двор, снял картуз и задумался, с чего начать. Странно как-то, кругом сыро, а мужик лапти с портянками надел. Шаг шагнул — и мокро в ступне, поднял ногу — вода из лыковых лаптей и вытекла. Быстро вымокнет, быстро и высохнет. Цена лаптям копейка, за весну не одну пару изорвет — не жалко, а сапоги кожаные сохранит. Одет мужик во все свое — домотканое: и порты, и рубаху, и пояс. Денег в крестьянском хозяйстве немного, по возможности надо экономить. Домотканое, кроме всего еще и прочнее покупного, рубахи по пяти лет не износить. Окинул мужик взором двор, смекнул с чего начать, и пошло работа. Не даром говорят, весенний день год кормит.

Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Также для защиты ткани от пота в области плеч, груди и спины с изнаночной стороны подшивали подкладку — подоплеку, которую тоже можно было легко заменить. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком.

Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Нижняя рубаха (сорочка) изготавливалась из более легкой и тонкой ткани и была менее декорирована. На пошив верхней (верхница) шла более плотная цветная ткань. Этот вид рубахи более богато украшался. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали «символической» вышивкой.

Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные). Последние украшались аппликацией и другими накладными деталями. До конца XVII века штаны, скорее всего, не имели карманов, поэтому все необходимые человеку предметы небольшого размера крепились к поясу или помещались в специальную сумку — калиту. А в XIX веке уже появились штаны с вшитым поясом, который застегивался на пуговицу, с клинообразными вставками на внутреннем шве и вшитыми карманами.
virtual.cie.ru




Unmarried Girl's Everyday Costume

К берегу Сиверского озера теплым майским вечером на мысок против монастыря пришла девушка, ждет кого-то. Приезжий купчик днем на торжище назначил ей встречу, уговаривал, подарил платок шелковый, просил не обмануть, да вот сам что-то опаздывает. По случаю свидания девица нарядилась во все самолучшее. На ногах высокие ботиночки на каблуке. Юбка с цветной прошвой, кофта и парный к ней передник радуют глаз чередой рядов вышивки и мерного кружева. Девушка заплела в косу ленту, надела старинные бабушкины серьги с жемчугом. Чудо как хороша!


Александр Быков
ОТ ЗИМНИХ СВЯТОК ДО ФИЛИППОВА ЗАГОВЕНИЯ


http://rushist.com/index.php/ilovajskij-1/1290-odezhda-drevnej-rusi
http://virtual.cie.ru/mod/resource/view.php?id=44
http://www.booksite.ru/fulltext/bykov/otz/imy/3.htm

.

Серия сообщений "История костюма":
Часть 1 - РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ - народное искусство
Часть 2 - Кокошники - короны для русских красавиц
...
Часть 4 - Бальные платья из ХIХ века
Часть 5 - Шали из «шантильи» 1860-е
Часть 6 - Народный костюм в достоверных рисунках и правдивых рассказах
Часть 7 - РЕДКИЕ КНИГИ.КОСТЮМЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ(1560 - 1570)
Часть 8 - Старинные головные уборы
...
Часть 18 - «Galerie des modes et costumes francaises» 1778-1787 («Галерея мод и французского костюма») | Часть 4
Часть 19 - Выкройка сорочки
Часть 20 - Шапка Мономаха - не Мономаха.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку