[ 29.09.2003 ] // И.В. Борисов
Вопрос о свастике весьма сложен, но в наше политизированное и неспокойное время от него нельзя уходить. С одной стороны, мы знаем свастику как древний знак, который являлся эмблемой человеческого счастья и добрых пожеланий. С другой стороны, свастика - знак, демагогически присвоенный нацистами, взятый ими за основу своей государственной эмблемы и превратившийся в символ, который олицетворяет бесконечное горе и страдания для миллионов людей. Вокруг этого знака по-прежнему кипят полемика и споры, сталкиваются абсолютно противоположные мнения. Наверное, это редчайший в жизни значительной части человечества случай, когда древний ритуальный знак стал политической эмблемой, разделившей людей на две части - принявших или не принявших ее. Характерно, что с крахом национал-социалистической Германии ее главный знаковый атрибут не умер, не канул в вечность. Свастика как эмблема продолжала существовать и в послевоенные десятилетия. В наши дни вопрос ее использования теперь уже в России неожиданно оказался актуальным.
Как же этот знак трактуется? Каковы его исторические корни и значение? Каковы его определения?
Мы знаем, что у многих народов Азии (в частности, у китайцев и индусов) свастика означала счастье, а в сочетании с некоторыми другими символами - бесконечную радость и торжество. Рассматривая старинные предметы, мы сталкиваемся со свастикой довольно часто - она присутствует на различных украшениях, бытовых вещах, в орнаменте и проч. Свастическим мозаичным орнаментом украшены, например, арки и своды гробницы в Равенне и многих других древнейших памятников(1).
Свастика - это тип „крюковой фигуры", эмблематически выраженной в виде креста с загнутыми концами.
Литература о ней весьма солидна и обширна, но серьезных изданий на русском языке не так много. Свастика упоминается в трудах: Е.Н. Клетновой «Символика народных украс Смоленского края», А.А. Бобринского «О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии», Иевлева «Происхождение креста». Это работы первой четверти XX в. Вновь к изучению свастики русские исследователи вернулись относительно недавно. Но самые разнообразные сведения о ней сегодня можно почерпнуть в различных эмблематических справочниках (чаще переводных), в переводной литературе, посвященной истории национал-социализма.
У древних индусов свастика считалась эмблемой бога огня - Агни. Изображения свастики встречены на золотой короне, найденной в саркофаге египетской царевны Кхиумиты, принадлежавшей к III или IV династии, царствовавшей в конце IV тыс. до Р.Х. Встречается она также в древнейших культурных слоях г. Трои.
Можно предполагать, что первоначально знак свастики был эмблемой огня и притом именно молнии; символом той же молнии являлась летящая птица, которая напоминала стремительностью своего полета в небесной вышине. Если бы знак свастики изображал лишь деревянные, накрест сложенные палочки, из которых добывался огонь, то для чего было давать им загибы? Между тем, именно эти загибы, притом обращенные в разные стороны, ближе всего передают изломанную линию молнии; наложенные же друг на друга крест накрест они образуют, хотя и не замкнутую, но все же ромбическую фигуру – «несомненный символ огня – солнца»(2).
В американском издании «Крест в традициях, истории и искусстве» рассказывается об особой форме креста - свастике, который существует уже более трех тысяч лет и очень почитаем в Индии, Кроме того, в нем видят священный символ египетских могил и пирамид, а также римских катакомб. Далее следует очень интересный и важный для нас тезис о том, что свастика сегодня используется как «мистический символ в различных тайных обществах, которые переняли форму, но потеряли сущность»(3) этого знака. Буддисты называют этот знак «савастика», что означает «это хорошо», «так этому и быть». Кроме этого у них она еще и символ покорности.
Приведенные примеры подтверждают мнение многих авторов 20-50-х гг. о том, что свастика как символ не является принадлежностью исключительно Германии.
В последнее время отечественные исследователи также посвятили свастике свои статьи или комментарии. Это В.В. Похлебкин (Словарь международной символики и эмблематики), В. Кулаков (статья «Знак «Сегнерова колеса» в древностях Европы» в журнале «Гербовед») и др. Говорится о свастике, ее употреблении и распространении и в экспертном политологическом заключении по назначению Южно-Сахалинского городского суда от 20.02.1997 (дела 2-41, 2-42, эксперт - д.и.н., профессор Л. Я. Дадиани). В нем речь, прежде всего, идет об анализе деятельности местного отделения партии «Русское Национальное Единство».
Многие из исследователей фашизма считали, что масонство сыграло значительную роль в идеологии национал-социализма. Считается, что именно Карл Хаусгофер (Гаусгофер), бывший генерал кайзеровской Германии, глава геополитической школы германского нацизма, идеолог масонской секты «Туле», профессор-мистик, избрал свастику в качестве эмблемы. Приветствие при помощи вытянутой на уровне плеча правой руки взято Гаусгофером якобы тоже из масонских ритуалов (знак воздуха). Тем не менее, мы бы сказали, что Гаусгофер не «избрал» свастику, а воссоздал ее, расшифровал ее, сохранив тот же смысл, который был ей присущ ранее, но, безусловно, искусно вплетя в него и новые, нужные идеи, замаскировав их под старые традиции.
А. Гитлер так объясняет нацистскую символику: «Красный цвет олицетворяет социальные идеи, заложенные в нашем движении. Белый цвет - идею национализма. Мотыгообразный крест - миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда»(4).
Таким образом, свастика в наше время по-прежнему в большей степени связывается с Германией, чем с Россией. «Свастика является преемницей меча как символа германского христианства»(5), - утверждал профессор богословия Эрнст Бергман в 1934 г. Для немецких национал-социалистов свастика – «символ грома, огня и плодородия у древних арийских магов». А Гитлер видел в свастике «символ творческого движения и превосходство арийцев»(6).
В русском зарубежном фашистском движении свастика также была главным эмблематическим элементом.
То, что свастике можно придать любой смысл, показывают нам все истории национальных движений до русского расизма и национал-социализма включительно. Зарубежные и доморощенные национал-социалисты наполнили свастику религиозным содержанием. Но нужно иметь в виду, что далеко не все восприняли свастику как религиозный, да еще славянский, русский знак. Многие с такой трактовкой не согласились. Тем не менее, нельзя отрицать религиозную подоплеку этого знака во многих русских националистических группировках.
Итак, свастика в той или иной мере была известна во многих культурах. Восточные народы издревле использовали ее в своем быту и идеологии и не отрешились от свастики, несмотря на употребление свастики 3-м Рейхом как официальной эмблемы и последовавшие затем события 2-й мировой войны. Поэтому надо проникнуться восточной мудростью и признать, что свастика, как и другие символы, созданные человечеством, будет жить всегда.
Ссылки и примечания:
1. Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным. - СПб, 1887. - Табл. XXXIX. 2. Клётнова Е.Н. Символика народных украс Смоленского края. - 1924. С.12-13. 3. The Cross in Tradition, History and Art. - N.Y. and London, 1898. P.11. 4. Hitler A. MeinKampf. - M., 1992. S.414-415. 5. Энциклопедия Третьего Рейха. - М., 1996. C.405. 6. Hitler A. MeinKampf.-M., 1992. S.426.
|