-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ntjanev

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.11.2014
Записей: 370
Комментариев: 48
Написано: 569


Художник Константин Васильев

Воскресенье, 07 Августа 2016 г. 01:56 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана Художник Константин Васильев./страницы жизни/

"Искусство постоянно возвращается к своим истокам,пересоздавая все сызнова,и в этом новом возрождая жизнь.Наследное,как спасающая сила..."/Васильев/



Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе Краснодарского края.Его отец,Алексей Алексеевич родом из Петербурга,был главным инженером на одном из заводов города и во время Великой Отечественной войны,оказавшись в тылу врага,активно участвовал в партизанском движении,организованном в Краснодарском крае.Его жена,Клавдия Парменовна,урожденная Шишкина/дальняя родственница Ивана Шишкина/,оставшись с маленьким Костей одна,попала в руки к фашистам,но,к счастью,им удалось избежать расстрела...В 1946 году у Константина появилась сестра Валентина,в 1950 — Людмила...После войны в 1949 году Алексей Алексеевич с супругой и детьми был отправлен в Татарию восстанавливать один из заводов под Казанью.Семья поселилась в небольшом поселке Васильево на берегу Волги,где и прошло детство будущего художника.От своих сверстников Костя отличался тем,что не интересовался игрушками,всегда возился с красками,карандашами и бумагой.Худенький,среднего роста,голубоглазый,с вьющимися волосами,он,казалось,был погружен в себя.Нечасто его видели в кругу сверстников,но никто из мальчишек не держал на него обиды.Ребята с уважением признавали,что Котька Васильев-художник,может срисовать из книжки богатыря или танк в точности.
Учился Константин прекрасно.Первая любимая его книжка–"Сказание о трех богатырях".Тогда же познакомился мальчик с картиной В.М.Васнецова "Три богатыря",

а годом позже скопировал ее цветными карандашами.Родители,как могли,помогали развитию способностей:тактично и ненавязчиво,оберегая вкус,подбирали книги и репродукции,знакомили Костю с музыкой,возили его в музеи Казани,Москвы,Ленинграда,когда представлялся случай и возможность.В 1954 году газета "Комсомольская правда" поместила объявление,что Московская средняя художественная школа при институте имени В.И.Сурикова принимает одаренных в области рисования детей.Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек.Костя попал в их число,сдав все экзамены на "отлично".Во время учебы в художественной школе зародилась глубокая,прошедшая через всю его жизнь любовь к старым мастерам.Васильев со страстью коллекционера собирал репродукции с картин,внимательно изучал композицию,рисунок,цветовые оттенки каждой работы и примерялся к ним, "проигрывая" на свой лад.
Менялось время,менялись методики преподавания.Настал жесткий период.От учащихся стали требовать строго соблюдения тематики и манеры письма.Образ Любого живописного произведения неприменно должен был вписаться в определенные рамки,писать пастозно,корпусно,интенсивно,определив её ни больше ни меньше,как живописью соцреализма.Имелось в виду,что мазок нужно класть густой,объемный,можно выдавливать краску из тюбика прямо на холст,что бы всё звучало ярко,празднично,утверждая торжество,мощь и силу социализма,тематика тоже вполне конкретная-пафос стройки,герои труда.Васильев отказался.Нет он не бунтовал,просто не хотел писать то,что ему не знакомо и чуждо.Позиция всегда уравновешанного,дисциплинированного Кости поразило его товарищей и возмутило его преподователей.И вот снова скандал,на занятие по живописи он принес и сдал в качестве домашнего задания натюрморт,на котором акварелью был нарисован желтый апельсин,обведенный по контуру синей краской-явное подражание гонимому в то время Сарьяну.Причем написано всё было без каких либо бликов света и тени.В итоге на школьной доске объявлений вывесили "объяснение",что ученик предвыпускного класса Константин Васильев остановился в своем художественном развитии.Костя решил после каникул в школу не возвращаться.

В ней вообще создалась не очень благоприятная для художников атмосфера.Несколько лучших учеников,финишировавших с отличием,отказались идти в Суриковский институт по зеленой для них улице."Если хочешь остатья самим собой и самостоятельно мыслить,незачем идти в Суриковский,-говорили между собой старшеклассники,-знаменитости подомнут под себя и тому,кто,скажем попадет в класс Дейнеки,придеться работать,как Дейнека,а у Мадорова-как Мадоров"...Закончить учебу в Москве талантливому подростку так и не удалось.После тяжелой болезни умирает отец и на семейном совете решили,что старший сын должен остаться.Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс.Студенты училища,признавая одаренность новичка,всячески старались подружиться с ним,но он держался очень замкнуто,молчаливо,а если говорил,то чаще всего колкости,остроты,всегда очень точные.Улыбался редко,как бы вынужденно.По началу приняли его за гордеца,решившего жить в своем мире,но вскоре убедились,что он добродушный и веселый человек... Костины рисунки не походили на работы ученика.Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки.Жаль,что в большинстве своем они утрачены...Он постоянно искал себя.Пробовал стили и направления,"переболел" абстракционизмом и сюрреализмом.тогда были модные в то время имена,как Пабло Пикассо,Сальвадор Дали,Генри Мур.Васильев довольно таки быстро постиг это направление в искусстве,создавал интересные работы.
"Струна"


"Вознесение"


"Апостол"



Однако Васильев быстро разочаровался:"Единственное,чем интересен сюрреализм-это чисто внешней эффективностью,возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли,но отнюдь не глубинные чувства".Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом,
"Квартет"


"Икона памяти"

Овладев изображением внешних форм в совершенстве,научившись придавать им особую жизненность,Константин мучился мыслью о том,что за этими формами ничего,в сущности,не скрывается,что,оставаясь на этом пути,он растеряет главное – творческую духовную силу и не сможет выразить по-настоящему своего отношения к миру. Позже он назовёт эти свои увлечения ошибками молодости.
Весной 1961 года Константин закончил Казанское художественное училище.По распределению был направлен художником-оформителем передвижного народного театра в Мензелинск,между Татарией и Башкириии.Васильева там не ждали,должность художника была занята.Этот художник вовсе и не имел диплома,зато воспитывал троих детей,которых надо кормить и поить.Конечно же Костя не хочет занимать его место и отказывается,получив соответствующую пометку в направлении на работу,отбыл домой.Он поступает на работу в художественный фонд в Казани.Приняли в штат,но в первую получку бухгалтер не нашла его фамилии в списках.Васильев промолчал и продолжал трудиться,а когда и в следующий раз не выдали зарплату пошел к директору,тот сделал удивленные глаза:
- Молодой человек,я вас вижу в первый раз!..
Больше Костя не появлялся в этой организации.Довелось ему расписывать декорации к новогоднему празднику в городском парке.Художники чаще всего разбивают большую площадь на клетки и с их помощью делают точный перенос изображения с маленького рисунка,либо пользуются эпидиаскопом /проекционный аппарат/..А Васильев просто брал длинную палку,привязывал к ней уголь и в мгновении рисовал Снегурочку,Деда Мороза,медведя...Раскрашивали его творение уже другие художники,он только обозначил,какими могут быть цветовые соотношения.
-Красить,это уже не творческая,а производственная работа.
Васильев не скрывал свое отношение к такому труду,чем вызвал неодобрение посредственностей,пожелавшие избавиться от конкурента.Вновь оказавшись без работы,слегка подтрунивая над собой,он пишет в Москву своему верному другу :"Здравствуй,Толя!Рад был получить от тебя письмо,спешу ответить.Я сейчас тоже отдыхаю,ибо нигде не работаю.Для поступления в фонд еще не отремонтирован пиджак и к тому же лапти прохудились.Рисую тоже мало,больше пишу пейзажи...На что нибудь посерьезнее нет пока денег..."
Примерно через год он смог устроиться учителем рисования в местную школу.Рассказывал ученикам о Репине,Нестерове,Васнецове,Сурикове..,о западной живописи..Принес в школу гипсовые фигурки Венеры и Давида.
-Кто это у ваших учеников изображен нагишом на рисунке?...Чтобы я больше не видел!-возмущался директор школы.
-Но не горшки же им с натуры рисовать!-пробОвал защищаться Константин.
-У вас,товарищ Васильев,плохо обстоят дела с методикой...!
И снова художник оказался без работы.
Вскоре он устроился художником-оформителем на лесокомбинат на ставку слесаря-ремонтника..Начальник отдела был доволен,за различные диаграммы с подписями типа "Не налягай сгоряча,а бери исподволь" и прочее,отдел труда стал получать премии,Васильева почему то игнорировали.А он забавляясь,порой приносил таблички с подобными надписями домой.Как то принес и повесил табличку на
свой маленький домик,что за огородами "На ходу руками ремень не снимать"...К праздникам работы много на заводе-плакаты,транспаранты..,возвращался поздно.
-Матушка,сегодня много выдали за полмесяца,аж 23 рубля.Да еще рубль железный в придачу.
Трудно было,но в семье царило добро,понимание и легкая самоирония...Весной 1967 года, в дом Васильевых пришла новая беда:тяжелый, неизлечимый недуг /саркома/ обрушился на младшую
сестру–десятиклассницу Людмилу.Для Кости она была не только любимой сестрой,но и близким другом.

Девушка весьма одаренная,любила и хорошо понимала музыку,отличалась начитанностью.В последние месяцы жизни,не имея сил подняться с постели,она вслух читала брату былины,а Костя в той же комнате писал картины...

Васильев специально делает по краям некоторых рисунков подпалины огнем,как бы вызывая в сознании зрителя ассоциацию
этого рисунка со страницей какой-нибудь древней обгоревшей книги.

Писал он легко,без видимого напряжения,быстро,в манере старых мастеров,очень мягкими кистями,используя технику послойного наложения.На день рождения мамы в 1966 году Васильев написал картину "Жница"

работал всю ночь,чтобы к утру был готов подарок.
Иногда,не имея в запасе чистого холста,Константин брал уже готовую работу и прямо по живописи делал новую запись.
— Костя, разве тебе не мешают старые краски?
— Нет, мама, нисколько.
Найденный образ жил в нем и ничем не мог быть затуманен...
Однажды /Константину было тогда семнадцать лет/ его сестра Валентина,вернувшись из школы,рассказала,что к ним в восьмой класс пришла новенькая–красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами и длинными,до плеч,волосами.И он захотел неприменно её нарисовать.Первый сеанс длился долго.Вечером Костя пошел провожать Люду домой.Ватага ребят,попавшихся им навстречу, жестоко избила его.Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника?Он полюбил девушку.Каждый день писал ее портреты.Людмила пересказывала ему свои романтические сны,и он делал к ним цветные иллюстрации,оба не любили желтый цвет.
Константин приобщал Люду к музыке,литературе.Казалось,они понимали друг друга с полуслова,с полу взгляда...Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой.Он в это время вместе со своим другом увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал.Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным,и она утащила её за руку.После этого девушка долго боялась встреч,чувствуя,что обидела Костю...Дружеские отношения прервались.Прошло несколько лет.Как-то на электричке Константин возвращался из Казани вместе с товарищем.Встретив в вагоне Людмилу,он подошел к ней и пригласил:
- У меня в Зеленодольске открылась выставка.Приходи.Там есть и твой портрет.
Радостная надежда пробудилась в ее душе.Конечно же,она приедет! Но дома мать категорически запретила:
-Не поедешь!Чего мотаться куда-то,у тебя и без того полно его рисунков и портретов!
Выставка закрылась,и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом.Собрав все свои рисунки,на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел.Навсегда...
Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории.

Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника.Елена успешно закончила учебное заведение по классу фортепиано и,естественно,прекрасно разбиралась в музыке.Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке.Однажды он решился и сделал ей предложение.Девушка
ответила,что должна подумать...Не сложилось...Зрелым уже человеком,в возрасте около тридцати лет,он полюбил девушку,также получившую музыкальное образование.Умная,тонкая,обворожительная она растревожила сердце Константина.В нем вновь,как в юности,проснулось сильное,настоящее чувство,но боязнь получить отказ,встретить непонимание так и не позволило ему устроить свое счастье...Единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись.По словам самого Константина,он часто влюблялся в свою работу еще до ее написания.Но после завершения картины художника начинало преследовать обостренное чувство неудовлетворенности...Как раз в это время получил он письмо от друга,уехавшего из Казани после окончания художественного училища."... Мне тяжело слышать,что ты уничтожаешь некоторые свои работы.Я еще раз советую не делать этого.В минуты,когда меняется мировоззрение,спрячь то,от чего ты отходишь.Спрячь и не смотри.Ты знаешь,что ты большой художник,значит,даже если твоя философия в искусстве изменяется,то все равно ты сделал
способные работы.Но много мыслить и мало практически работать–к этому можно быстро привыкнуть и стать ненужным теоретиком.Это страшная штука.Потом,когда покажется,что мысль стала кристальной,–руки откажутся осуществлять ее,поздно будет спрашивать,куда девались способности..."
Но Васильев продолжал безжалостно уничтожать то,чем еще вчера восхищались друзья.Найдя в себе мужество навсегда
отказаться от прежнего направления,Васильев не знал еще,каким будет новое.Он оставил живопись,не делал никаких зарисовок,даже эскизов.Несколько месяцев полного творческого бездействия...Вскоре он зачастил со своим другом в лес,стал прихватывать этюдник и кисти.











Общение художника с природой незаметно всколыхнуло впечатление детства.Началось бурное возвращение к искусству,к народной литературе,сказкам,легендам.Это был мучительный период его творческих исканий.Перестройка его сознания не совпала с
перестройкой в технике живописи.Он начинал писать новое,а рисовал старое,отвергнутое им же самим.Манера письма оставалась прежней.Уничтожал и начинал снова...
Одно время делал даже всевозможные цветовые коллажи.Специалисты отмечали среди них подленные шедевры,но он отказался и от них.Все до единого пустил на абажуры или сжег.
Васильева всегда интересовал русский былинно-сказочный фольклор,древнеславянские и скандинавские мифы и легенды,а также общность корней в истории арийских народов.

























В середине 70-х появилась ещё одна его знаменитая серия картин о Второй мировой войне.
"Маршал Жуков"







Вообще о войне он знал много,поскольку его отец был участников трёх войн: Первой мировой,Гражданской, где он служил в Чапаевской дивизии и Второй мировой.Также на фронтах ВОВ участвовали и 4 брата его матери,два из которых погибли. Сам же Васильев служить в армии не смог по состоянию здоровья, о чём неоднократно жалел.
Константин чаще всего рисовал ночью,в этом есть какой то смысл-зарождение искусства должно быть таинством.Он никогда не рисовал при друзьях и знакомых.В его мастерскую свободный вход был заказан всем,кроме племянниц.Они "помогали" ему в работе,держали в руках кисти и малевали прямо по низу холста.Иногда художник сажал одну из девчонок на плечи и продолжал работу.Чаще же всего он находился в привычной для него замкнутой среде,в окружении женщин и детворы: матушки,сестер,племянниц и под давлением друзей он решается отправиться со своими картинами в столицу
в затянувшуюся трехмесячную поездку.Константин взял расчет на заводе,где он работал художником-оформителем,заказали машину для перевозки картин до самой Москвы.Васильевы выложили все имевшиеся деньги,кое-что продали из вещей и собрали в итоге незначительную сумму,которой можно было,однако,покрыть дорожные
расходы и обеспечить пропитание в большом городе.И в конце декабря 1974 года вместе со своим другом отправились в путь.В Москве состоялось несколько встреч Васильева с Ильей Сергеевичем Глазуновым.Общение с маститым художником оставило глубокий след в душе Константина. Глазунов вдохновил Васильева на создание большой серии работ из цикла "Русь былинная"







Пребывание Константина в Москве затягивалось из-за многочисленных встреч,хлопот о выставке.Все чаще и чаще получал он письма от родных с просьбой поскорее возвращаться.Клавдия Парменовна уже беспокоилась о сыне.И,не дождавшись выставки своих работ /тамошние организаторы его подвели/,Васильев едет домой.
– Вот мы здесь,в деревне,на своем насесте что-то создаем,к чему-то стремимся.А нужно ли это кому-нибудь?..
Наступила очередная полоса депрессии,творческого застоя художника.Живя в поселке,Константин находился в замкнутой атмосфере,ставшей его сложной судьбой.Любимым писателем Кости был Достоевский,который прошел через всю его сознательную жизнь.Все двадцать лет напряженной творческой жизни художника,когда он колебался,круто менял направления поиска,писатель был ему родственен и близок.

Перед Федором Михайловичем стоит горящая свеча, про которую сам художник однажды сказал: "Это не просто свеча - это светоч!"
Свеча превращалась у Васильева в некий символ-светоч.Символы его картин каждый понимает по-своему.

К сожалению,при жизни гениального художника притесняли официальные власти и многие критики,обвиняя в "русском фашизме".Ему долго не разрешали выставляться,призывали прекратить писать бесполезные "не советские" картины.Да и после смерти художника,несмотря на вроде смягчившиеся отношения,до перестройки его картины преследовались,были попытки их уничтожить.Только благодаря старанию его друзей,большинство работ удалось сохранить и поместить в музей.Константин Васильев оставил свой,ни с чем несравнимый,след в русской живописи.Его полотна легко узнаваемы.Его можно не признавать,некоторые работы спорны,но увидев однажды картины Васильева уже нельзя остаться к ним равнодушным.Из повести Владимира Солоухина "Продолжение времени":
-...Константин Васильев?! - запротестовали художники.- Но это же непрофессионально.У живописи есть свои законы,свои правила.А это безграмотно с точки зрения живописи.Он любитель...,дилетант, и все картины его-дилетантская мазня.Там же ни одно живописное пятно не соответствует другому живописному пятну!
- Но позвольте, если эта живопись вовсе даже и не искусство, то чем же и почему же она действует на людей?...
На дворе стоял 1976 год,религиозная живопись в Союзе была под запретом,даже рисуя былинные сюжеты художник вынужден был минимизировать христианскую атрибутику.Васильев пишет свою последнюю работу "Человек с филином"

Это Велес, повелитель мира смерти.Этот мир, по представлению неоязычников,рождает новую жизнь.Работа над картиной потребовала от Васильева больших душевных затрат.Завершив её,он почувствовал потребность в уединении и уехал на несколько дней,якобы, поохотиться в марийские леса.Вернулся он задумчивый и какой-то отрешенный,матери и близкому другу сказал:
-Я теперь понял, что надо писать и как надо писать...
С первого взгляда Васильев производил впечатление замкнутого человека, погруженного в самосозерцание,на самом же деле,отшельником он не был никогда.Любил компании,умел быть и внимательным слушателем и хорошим рассказчиком.Интересно отмечал Васильев свои дни рождения. Близкие друзья собирались в
Васильевском доме,художник приглашал всех в пустую комнату,где на мольберте стояла новая картина,скрытая до поры занавесью.Обязательно звучала музыка,в других случаях это могли быть и народные песни.Оглядевшись по сторонам,гости замечали,что комната украшена по-особому: необычные шторы на окнах,скульптурные композиции возле мольберта,и начинали гадать,что же может быть изображено на картине?Покровы снимались,начиналось обсуждение новой работы.Таким образом,в день своего рождения именинник сам одаривал друзей правом стать первыми зрителями,критиками,поклонниками...Трижды в рамках этой традиции выставлялись автопортреты Васильева.Всех потряс портрет 1976 года.Самого себя Васильев изобразил зрелым мужем,гораздо старше своего реального возраста,а в трагичном взгляде читалась смерть.

Гостей художника посетило тревожное чувство приближающейся катастрофы.Сестра художника Валентина,вспоминает,что испугалась,увидев на портрете чужого,незнакомца.На замечания
друзей,Васильев,расхохотавшись,заявил,что этого эффекта и добивался...А через три недели Костя погиб.В октябре 1976 года в Зеленодольске была организована объединенная выставка художников района и города,где Константин представил три своих работы:
"Нечаянная встреча"



"Ожидание"




и "Портрет Лены Асеевой".

Судя по многочисленным записям в книге отзывов,картины его очень понравились зрителям.После закрытия выставки,29 октября,в 18.00 часов было решено устроить обсуждение работ с присутствием художников.Константин в этот вечер казался очень бодрым.Собираясь на встречу,приводил в порядок свой парадный
коричневый костюм и напевал в такт военному маршу,гремевшему с пластинки.Когда все было готово и Константин направился уже к выходу,как к нему неожиданно зашел казанский знакомый.Узнав,что
Костя едет на выставку,захотел присоединиться к нему.Вдруг увидел "Человека с филином" и остановился,словно завороженный.Тогда Константин вернулся,поставил на проигрыватель пластинку Вагнера.Уходя,сказал:
-Я долго не задержусь, после обсуждения — сразу домой...
Только через три дня сообщили матери о его гибели...Нашли его с проломленной головой у ж/д платформы.Якобы в тот вечер на железнодорожном переезде обоих друзей сбил проходящий поезд...Существуют четыре версии его смерти:был избит хулиганами в пустой электричке,выброшен на ходу из поезда,был зарублен топором,был сбит поездом...Обстоятельства и причины гибели Константина Васильева,наверное,так и останутся тайной.Ему было 34 года...Похоронили Константина в березовой роще,в том самом лесу,где он любил бывать. /фото Николая Назарова/

На мраморной табличке: "Народный художник Константин Васильев". Мастер,который изготовил памятник,не сомневался,что Васильев был народным художником.Хотя даже в Союз художников его так и не приняли.Друзья выносили Константина из дома,в последний путь,под звуки траурного марша Вагнера "На смерть Зигфрида"...В его комнате вдоль стен сиротливо остались стоять не завершенные им работы...




ист.:http://www.bibliotekar.ru/Kvasiliev/
http://rebell91.livejournal.com/18595.html
http://vasilyev-museum.ru/biografiya/
Из книги Анатолия Доронина "Руси волшебная палитра"
http://veliko-ross.ru/news13.htm/.энцикл.живописи...
Источникhttp://my.mail.ru/community/zhivopisgrafika/6543F1BA958103B0.html

Рубрики:  живопись
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

XP0H0METP   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2016 г. 06:28 (ссылка)
Очень понравилась статья, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2016 г. 21:34 (ссылка)
Спасибо за визит и цитирование.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку