От "Школьника" до "Зенита" |
Решил я сегодня детство своё золотое вспомнить. В те годы далёкие увлёкся я фотографированием. Это сегодня каждый фотографирует, благо техника позволяет делать это легко: кнопочку нажал – и вот тебе уже готовая фоточка! Хочешь на компе любуйся, хочешь распечатай – никаких проблем. А в годы молодости нашей о таком и помыслить не могли. Фотоаппараты были плёночные, 36 кадров отщёлкал – перезаряжай кассету, если есть запасная. Часто случалось, что плёнки не хватало на самые интересные моменты и это было большим неудобством. В те годы фотографов было меньше, чем сейчас. Причина проста: чтобы получить приличный снимок в те годы, надо было кое-что знать и уметь. И я скажу знать надо было не так уж мало. Кроме устройства фотоаппарата, уметь заряжать фотоплёнку в кассету и фотобачок, приготовить растворы, проявлять, печатать снимки, сушить их и тд и тп. Всё это требовало немало времени и терпения. Вот почему готовы были преодолеть все эти испытания только самые увлечённые. Им в помощь в библиотеке можно было найти разные книжки по фотоделу, практически в каждой школе был фотокружок. Вот с такого фотокружка и начался мой путь в фотографию.
Моим первым фотоаппаратом был среднеформатный «Школьник». Всего два значения выдержки, то же с диафрагмой. Фокусировать на резкость не надо, переводи плёнку на следующий кадр и снимай. А чтобы не перемотать лишнего, сзади на крышке было круглое окошечко, в котором появлялся номер кадра. Словом, прощё некуда, 5-летний ребёнок справится.
Заряжался аппарат широкой плёнкой, размер кадра 6х6см, всего 12 кадров (снимков). Фотоплёнку не надо было заряжать в кассету, она выпускалась уже намотанной на катушку, причём сверху шёл бумажный ракорд с нанесёнными на нём номерами кадров. Это был самый простой и самый дешёвый фотоаппарат, 6 рублей, если не ошибаюсь. Для сравнения самый в то время распространённый и тоже достаточно простой «Смена» стоил 15 рублей, а профессиональный «Зенит» - 100р.
«Школьником» снимал недолго. Всё-таки простейшая оптика давала весьма посредственные по качеству снимки.
«Смена-6» был моим следующим. Невозможно передать радость от приобретения. Кто не пережил советское детство, тому не понять всех этих эмоций. Это уже был настоящий фотоаппарат! Тут уже всё было на месте: большой диапазон выдержек, диафрагм, шкала расстояний, есть гнездо для фотовспышки. Фотик лёгкий, удобный – идеален для школьников тех времён. К тому же неплохая оптика ЛОМО позволяла делать вполне приличные снимки. Неудивительно, что фотоаппараты «Смена» (этот и последующие модификации) были очень популярны в советское время.
И конечно знаменитый наш «Смена-8М». Кому же из советских фотолюбителей он не знаком! Большинство граждан в СССР снимали семейную хронику именно этим фотоаппаратом. Если верить Википедии (а я ей верю), «Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты! На протяжении 30 лет таких фотоаппаратов было выпущено 21 041 191 экземпляр.
На мой взгляд, очень удачен по компоновке, дизайну. Простой, лёгкий, недорогой. Есть всё необходимое. Просветлённый объектив с резьбой под светофильтр. Центральный затвор с выдержками от 1/30 до 1/250. Приёмная катушка съёмная, возможна съёмка в пустую кассету без обратной перемотки (Так всегда и делал: вставлял плёнку с двумя кассетами). Счётчик кадров. Футляр из кожзаменителя с ремнём на плечо. Кстати, эти футляры советских фотоаппаратов с кнопочками гораздо удобнее в работе нынешних сумок на молниях, поскольку позволяли быстро открыть фотоаппарат, сделать снимок и тут же легко закрыть футляр.
«Смена 8» - прекрасный фотоаппарат и для начинающих фотографов подходил идеально. Но я к тому времени имел уже достаточный опыт, аппетиты росли и хотелось большего. Так у меня появился «Зоркий-4». Стоил он в конце 60-х что-то около 40 рублей. Две моих стипендии. А добавив десятку можно было купить велосипед «Урал». Но «Урал» у меня уже был. Давно заглядывался в магазине на «ФЭД» и «Зоркий». Выбрал последний. Ну что сказать? Замечательный фотоаппарат. Профессиональный. Корпус металлический. Солидно, надёжно. Очень много памятных снимков сделано именно «Зорким».
Последним моим плёночным фотоаппаратом был «Зенит-ТТЛ». Тут и говорить нечего – мечта многих, даже профи. Самый дорогой – 100 рублей, месячная зарплата моя. Однако он того стоил. Купил, как сейчас помню, в Москве и был совершенно счастлив! «Зеркалка», полуавтоматическая установка экспозиции при помощи TTL-экспонометра, прекрасный светосильный объектив «Гелиос-44М». Не раз потом ловил завистливые взгляды друзей-фотолюбителей. Теперь оставалось только снимать и снимать. Качество снимков зависело только от мастерства фотографа. Снимал часто и много. Использовал сменные объективы, конвекторы, светофильтры, удлинительные кольца для макросъёмок. Этот фотоаппарат открывал широкое поле для творчества! Интересный эффект давали широкоугольник, телеобъектив.
Фотоаппарат был очень популярен среди профессионалов и продвинутых любителей.
Все фотоаппараты, за исключением «Школьника», в рабочем состоянии. Сохраняю как память.
В заключение ещё несколько советских фотоаппаратов, с которыми имел дело.
«Ломо-Компакт» - карманный фотоаппарат. Автоматический электронный затвор, электронный экспонометр. Прочный корпус. Простой, лёгкий, компактный.
«Агат-18К». Ещё один карманный фотоаппарат. По дизайну, исполнению – типично дамский.
Шедевров ожидать от этих фотиков конечно не приходилось, но зато можно было брать с собой куда угодно.
«Киев-60 ТТЛ» – зеркальный фотоаппарат с форматом кадра 6х6см. Одна зарядка - 12 кадров. В основном использовал для портретов, пейзажей. Крупный кадр и хорошая оптика позволяли добиться повышенной чёткости изображения.
«Фотоснайпер».То есть фоторужьё. Незаменимая вещь для съёмки птичек, зверушек или чего-то ещё. Тяжеловат, конечно, нелегко было сфокусировать объектив, не смазать объект. При некоторой тренировке получалось.
«Смена-символ». От предыдущих "Смен" отличалась тем, что слегка изменился корпус, сбоку от объектива появился спусковой рычажок (вместо кнопки сверху), вместо диска перемотки плёнки – рычаг. Когда рычагом взводился затвор, одновремённо переводилась плёнка на один кадр. Почему-то исключили возможность вставлять сразу две кассеты, теперь после съёмки 36 кадров плёнку надо было обязательно перемотать назад. Зато наводка на резкость проще - по символам.
Интересный факт: аппарат этот брали с собой альпинисты на Эверест, он выдержал все испытания и вернулся как ни в чём не бывало. Сделано в СССР!
«Вилия». Характеристики как у «Смена-символ». Лёгкий металлический корпус. Симпатичный дизайн.
«Зенит-Е» также очень был популярен в среде продвинутых любителей и профессионалов.
Рубрики: | СССР фото |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |