Я. учитель начальной школы, и расскажу, как УЧИЛА ЧИТАТЬ своего почти четырёхлетнего ребенка.
Когда моя дочь знала к двум годам уже многие буквы, я не раз пыталась ее учить читать, но дело не шло, я и не настаивала: у нас было много других занятий.
Нужно сказать, что мой ребенок сам периодически хотел поучиться читать.
Так вот, в очередной раз интерес проявился ближе к четырем годам. Это произошло летом. Мы были на отдыхе. Никаких пособий с собой не было.
Я взяла тетрадь, написала "ма" и сказала малышке: "Читай - [ма]". Написала "па":
"Читай[па]! То есть, как напишу любую "согласную", то её нужно читать со звуком [а] - ка, та, ша, ба... На "гласную" вообще не заостряла внимания. Это всё было на одном занятии.
И тут же дочь начала читать: ма-ма, па-па, ба-ба...
Теперь мы занимались ежедневно понемногу. У дочери получалось читать, а я ломала голову над тем, чтобы вспомнить слова только с буквой "а". Их набралось немного, ведь читали только "открытые" слоги, которые оканчиваются на "а".
Поэтому вскоре пришлось научить читать слова с закрытыми слогами: мак, сам, дай... Теперь дело пошло веселее. Я по-прежнему все слова писала в тетради. Дочь восторгалась своим умением читать слова и даже предложения: Папа, дай шарф.
Через пару недель я показала девочке игру, где буква М, путешествуя "по морю" на кораблике, который подплывает к разным островам, названным А, О, У, Ы, И, и у каждого острова издает определённый сигнал "Ма!", "Мо!", "Му!" и т.д. (Всё: кораблик, море, буквы, острова сделала из бумаги, раскрасила карандашами).
Так мы научились читать разные слоги с "м" и, соответственно, теперь зачитали слова: муха, мох, мышка и другие.
В очередное занятие "по морю" путешествовала одна из букв (н, л, р, ш...). Дочь поняла принцип и стала читать почти любое написанное печатным шрифтом слово.
Мы нашли букварь, рассматривали буквы, учились их писать, подбирали слова с этими буквами в начале, в середине, в конце слова и тоже записывали. В общем, читали с лёгкостью всё, что было предложено букварём. Занимались с большим интересом, так как слогослияние уже было усвоено.
Когда в букваре встретились буквы Е, Ё, Ю, Я мы опять вспомнили про игру "По морю" и уже без труда зачитали все слияния.
Таким образом за 4 месяца ребенок научился читать.
Хочу напомнить, что до обучения чтению девочка знала все буквы, что мы обучались методом проб и ошибок, что на первом этапе у нас не было никакой наглядности - только тетрадь и карандаш, но, самое главное, я периодически предлагала поиграть "в школу", и дочка не отказывалась.
Ну, а так как днём малышка не спала, и тихий час у нас никто не отменял, то дочь проводила его с книгой.
В итоге к поступлению в школу мой ребенок вполне прилично умел читать и делал это с удовольствием.