-Метки

ЖЗЛ акварель афоризмы бабульки балет библиотеки биография видео война времена года вышивка вязание гадание городской пейзаж гороскоп графика девушки дедульки декор декоративно-прикладное искусство детские иллюстрации детское для дневника для дома дуэт жанровое женские образы живопись животные жилет заготовки зима иллюстрации интересное история камни картинки кнопочки компьютерный ликбез кошки куклы кулинария лето литература лошади мастерство мать и дитя монархи море морской пейзаж мудрые мысли мужской образ музыка музыка для души на злобу дня натюрморт новогоднее о жизни о любви о своём осень открытки пейзаж пейзажи петербург пин-ап полезные советы политика портрет праздники природа прогулка по зимнему птицы путешествие по миру путешествия разделители рамочка религия рецепт рецепты рождество рокамадур рукоделие своими руками скульптура собаки советы соло статуэтки стихи стихи для души сюр танец тест тест-гадание уроки фото франция фэнтези цветы цитата цитаты шапка шторы юмор

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Notabena

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 15799


История любви Петра и Февронии. День семьи, любви и верности. День влюбленных

Среда, 08 Июля 2015 г. 21:21 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова История любви Петра и Февронии. День семьи, любви и верности. День влюбленных


8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.


Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены.

Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понимает, что Феврония - его единственная любовь.

И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.

Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.

Молитва благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам

В России до 1917 года праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше — о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака.








Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, история о необоримой любви, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых. Особенно их почитают 8 июля, когда, как говорится в повести, они оба скончались в тот же самый день и час (по летописям - в апреле 1228 года). Рака с мощами супружеской четы хранится под сводами Троицкого собора города Мурома, что лежит на реке Оке, километрах в трёхстах на юго-восток от Москвы.


О Петре и Февронии муромских
А. М. Ремизов (1877-1957)

В начале 13 века в городе Муроме правил благоверный князь Павел. Он был добрым и справедливым правителем, но случилась в его семье одна беда: дьявольский змей стал по ночам летать к его жене и склонять её к бесчестию, и у неё не было сил противостоять ему. Змей имел обыкновение принимать облик Павла. Это повторялось много раз, и однажды жена рассказала обо всём своему супругу. Князь стал искать способ, как ему справиться со змеем, но ничего не мог придумать. Тогда он сказал жене, чтобы она подольстилась к змею и выпытала у него, от чего тот может умереть. Когда змей прилетел к ней снова, она постаралась сделать так, чтобы он открыл ей свою тайну. Он сказал: "Смерть моя - от Петрова плеча, Агрикова меча" (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса). Жена передала эти слова своему мужу, и он стал раздумывать, что бы это значило. Павел решил открыться своему младшему брату Петру и рассказал ему о словах змея. Однажды, когда Пётр в одиночестве молился в церкви, ему явился отрок и показал место в алтарной стене, где хранился Агриков меч. Пётр взял этот меч и вскоре убил змея, но на него попала змеиная ядовитая кровь, от чего он весь покрылся струпьями.


Победив самого змея, Пётр не мог победить причинённую им болезнь, и никто не мог исцелить его. (Возможно, в реальности князь заболел чем-то вроде проказы). И вот один юноша сказал ему, что в селе Ласково, что недалеко от Рязани находится, живёт мудрая дева, которая умеет лечить всякие трудные болезни. Пётр вместе с приближёнными из последних сил отправился в Ласково. Дева, которую звали Февронией, согласилась вылечить князя, но поставила такое условие, что лечение будет иметь силу, если князь женится на ней. (Она сразу поняла будущее: только с нею князь будет здоров и телом и душой). Князь согласился, и дева приготовила мазь, сказав, чтобы князь намазал ею всё своё тело, кроме одного струпа. Наутро князь поправился, обрадовался и засобирался в обратный путь, не придав значения своему обещанию, данному простой девушке, дочери бортника (сборщика мёда). Подарки его она не приняла. Пётр вернулся в Муром, но вскоре почувствовал, что болезнь возвращается к нему. Пришлось ему снова отправиться в Ласково, на поклон к Февронии, и она опять вылечила его, а он с ней обвенчался.


Супруги прибыли в Муром и зажили в согласии и благочестии. Вскоре князь Павел скончался, и Пётр стал править городом.

Жёны его придворных невзлюбили княгиню Февронию за то, что властвует над ними дочка бортника. Они подговорили своих мужей обратиться к князю Петру с просьбой, чтобы тот прогнал Февронию, дав ей достаточно богатства, и взял себе другую жену, подобающего происхождения. Пётр отослал их к Февронии: что она сама скажет?
Княгиня ответила, что готова уйти, если ей позволят взять с собой только то одно, что ей нужно: своего супруга. Петра спросили, хочет ли он этого. Помня, что говорится в Божиих заповедях о супружестве, он решил, что ему нельзя расстаться с Февронией, и дал согласие уйти вместе с ней.
Вскоре они, с несколькими преданными слугами, сели на суда и поплыли по реке Оке в поисках нового пристанища. Всё это время Феврония старалась утешить и ободрить супруга, обещая ему, что будут они жить лучше прежнего.


Однажды вечером сошли они на берег, чтобы переночевать и приготовить себе пищу. Повар воткнул в землю две рогатые палки, чтобы на перекладину повесить котёл. Феврония говорила мужу, что Бог не оставит их и пошлёт им своё благословение. Она указала Петру на эти сухие ветки, предсказав, что наутро они будут зелёными деревьями. Утром встали и увидели, что всё так и случилось. Пётр понял этот знак: с ними сами так будет. И только они приготовились отправиться дальше по реке, как к ним прибыли бояре из Мурома просить их вернуться. Они умоляли их снова принять правление в городе, т.к. без них в городе разразились междоусобицы - каждый из вельмож хотел взять власть в свои руки - и было убито много народа.

Пётр и Феврония, не помня зла, вернулись в свой город и стали править там по-доброму, по справедливости, и жить благочестиво, в любви и согласии. Остаток жизни оба решили провести в молитвах, вступив в монастыри: он - в Богоявленский (?), что в самом городе находился, она - в Крестовоздвиженский, за городом. В монашестве они приняли имена Давида и Евфросинии.

Думая друг о друге, они просили Бога, чтобы он послал им смерть в один и тот же час, и завещали людям похоронить их в едином каменном гробу, с перегородкой посередине, который Пётр для них приготовил. Когда пришёл срок им покинуть этот мир, Феврония как раз сидела и вышивала для храма "воздух", покрывало для жертвенной чащи, когда получила от Петра весть: "Возлюбленная сестра моя Евфросиния, чувствую свой конец и жду тебя, чтобы уйти вместе." Она ответила: "Подожди немного, мне надо работу мою закончить".

"Подожду" - передал ей Пётр, а через какое-то время снова прислал весть: "Не могу больше ждать", а она: "Ещё чуть-чуть осталось". "Не жду, ухожу." - в третий раз дал знать ей знать Пётр. Тогда она ответила: "Иду!", воткнула иголку в "воздух", обернув вокруг неё нитку, и с молитвой отошла вслед за Петром.


Люди не решились положить в один гроб монаха и монахиню, хотя и помнили об их желании покоиться вместе. Поэтому их похоронили порознь: Петра положили в городском соборе (по летописям Давид первоначально был погребён в Борисоглебском соборе, что стоял на месте нынешнего Троицкого монастыря), а Февронию - в монастыре за городом, у церкви Воздвижения. Двойной же гроб, также находящийся в соборе в городе, оставили пустым.
Наутро увидели, что отдельные гробы опустели, а тела почивших лежат вместе в общем гробу, в соборе. Люди удивились, но снова переложили их в отдельные гробы, а утром опять нашли их лежащими рядом друг с другом.

После того люди уже не разлучали их и оставили покоиться вместе в соборе Рождества Богородицы, как сказано в повести (по летописям - в крипте Борисоглебского собора, т.к. на тот момент Рождественский собор ещё не был возведён в городе).

"И всякий раз на Москве, в день их смерти, Петра и Февронии,
на литии лебедь-колокол разносил весть из Кремля по русской земле
о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой."

В XV веке мощи супругов были перенесены (возможно, 8 июля - отсюда дата почитания) из старого Борисоглебского собора в построенный к тому времени деревянный собор Рождества Богородицы. В 1565 году, по распоряжению царя Ивана Грозного, на этом месте был построен каменный собор Рождества Богородицы. В 1799 году мощи святой четы были переложены из каменной раки в кипарисовую на мраморном подножии, под золочёной сенью. Они пребывали в кафедральном Рождественском соборе до 1921 года, когда, при советской власти, их оттуда изъяли и выставили в качестве экспоната в местном музее. В 1970-х годах мощи были убраны в хранилище музея. В 1989 году их перенесли в Благовещенский собор, где они находились три года, после чего, 19 сентября 1992 года, они были торжественно установлены в Троицком соборе. В Москве икона и частица мощей святых Петра и Февронии находится в храме Вознесения Господня ("Малое Вознесение") на Большой Никитской улице.


К Петру и Февронии: Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме.

В 2008 году, когда день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником Днем семьи, любви и верности, в российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично, первый памятник появился в городе Петра и Февронии – в древнем Муроме. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви — мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки.

В день открытия этого памятника, 8 июля 2008 года, в Муроме появилась и еще одна скульптурная композиция, посвященная Петру и Февронии – барельеф на стене Спасо-Преображенского монастыря. Именно в этом монастыре преставился князь Петр (в иночестве Давид).

Памятники Петру и Февронии открыты и в других городах: в Архангельске, Абакане, Сочи, Ульяновске, Ярославле, Ейске.


Петр и Феврония в Ханты-Мансийске

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония в Рыбинске

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония в Самаре

Святые Петр и Феврония в Омске.

Памятник Петру и Февронии в Ростове-на-Дону.

Памятник Петру и Февронии в Кирове

Святые Петр и Феврония в Саратове

Святые Петр и Феврония в Чебоксарах

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония в Сочи

via
Рубрики:  С праздником!
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку