Цитата сообщения Elena_ARVIK
По волнам нашей памяти. Новелла Матвеева.
"Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты..."
Новелла Матвеева
Имя и голос Новеллы Матвеевой помню с детства. У нас была старая пластинка с её песнями ( эта самая, на фото). На обложке не очень молодая, обычной внешности женщина. А голос юный, почти детский. И мир в её песнях необычный, такой же по -юношески или даже по-детски непосредственный, добрый, можно сказать сказочный. Хотя, сказку Новелла Матвеева могла видеть совсем в обычном. Например, в городской окраине с недостроенными домами. ( «Дома без крыш»)
Казалось бы, что там может быть романтичного – на стройке?
Но у неё «эти окраины были оправлены вышками вырезными, кружевными кранами», где
«на ветру волшебном, танцевал бумажный сор...
А эти дома без крыш словно куда-то шли... Шли... Плыли,— как -будто были не дома, а корабли...»
Она внесла в мир моего детства свой - невероятно интересный, романтичный, в котором были парусные корабли с отважными капитанами, караваны и пустыни, дальние неведомые страны, развесёлые цыгане, укравшие юную молдаванку, которая потом, в свою очередь "из берлоги утащила медвежонка".
Потом, позже, песни с этой пластинки мы переписали на магнитофон и с удовольствием слушали уже в студенческие годы .
Очень жаль, что песни Новеллы Матвеевой практически невозможно услышать ни по ТВ, ни по радио. Разве что иногда прозвучит «Девушка из харчевни».
:
Я, честно говоря, мало знаю поэтов, которые бы создали такой собственный добрый чудесный мир, какой создала Новелла Матвеева.
Ласково цветёт глициния —
Она нежнее инея...
А где-то есть земля Дельфиния
И город Кенгуру.
Новелла Матвеева , родившаяся 7 октября 1934 (Детское Село, ныне Пушкин)— поэтический символ эпохи «шестидесятников», принадлежит к числу основоположников жанра авторской песни в России. Булат Окуджава сказал: «Матвеева первая взяла в руки гитару». Вслед за ней запела под гитару вся страна.
В 1966 году вышла первая отечественная бардовская пластинка. Это были песни Новеллы Матвеевой. К тому времени их знала вся студенческая молодежь. Самиздатовские пленки переписывали друг у друга, разучивали слова и аккорды и (как вспоминает сама Новелла Матвеева) - «пели всюду».
Дома без крыш
Летняя ночь была
Теплая, как зола...
Так, незаметным шагом, до окраин я дошла.
Эти окраины
Были оправлены
Вышками вырезными, кружевными кранами.
Облики облаков, отблески облаков
Плавали сквозь каркасы недостроенных домов.
Эти дома без крыш — в белой ночной дали —
В пустошь меня зазвали, в грязь и в глину завели...
На пустыре ночном светлый железный лом,
Медленно остывая, обдавал дневным теплом.
А эти дома без крыш — в душной ночной дали —
Что-то такое знали, что и молвить не могли!
Из-за угла, как вор, выглянул бледный двор:
Там, на ветру волшебном, танцевал бумажный сор...
А эти дома без крыш словно куда-то шли... Шли...
Плыли,— как будто были не дома, а корабли...
Встретилась мне в пути между цементных волн
Кадка с какой-то краской,— точно в теплом море — челн;
Палка-мешалка в ней — словно в челне — весло...
От кораблей кирпичных кадку-лодку отнесло.
Было волшебно все: даже бумажный сор!
Даже мешалку-палку вспоминаю до сих пор!..
И эти дома без крыш,— светлые без огня;
Эту печаль и радость;
Эту ночь с улыбкой дня!
Вот несколько отзывов из интернета.
- "Девушку из харчевни" улышав в 16 лет один раз, запомнил практически дословно , носил ссобой все это время периодически мурлыча строки из песни и через 34 года просто набрав куплет песни не надеясь на ответ, был поражен . Почему в нашей любимой стране раскручивают вскую шалупонь а про настоящи таланты не хватает ни денег ни культуры ни места в эфире?.... Тем не менее спасибо что сохранили Новеллу Матвееву и ее творчесво.
- Обожаю эту поэтессу неповторимая,нежная ,волшебная сказка ,песни действуют на душу как лучшее из музыкальной классики.
- Забытое наследие погибшей страны...а,жаль что забыто..
Стихи Новеллы Матвеевой я во многом открыла для себя недавно.
Величие?
Величие мы часто видим в том,
Чтоб, ни греха не чуя, ни вины,
Напасть на безоружного — гуртом,
Впотьмах, из-за угла и со спины.
В кощунстве — там, где во скиту святом
Жил мученик. В грабительстве казны.
Величие мы в девках видим... В том,
В чём непотребство видеть бы должны.
Мы с виду — хоть куда! (Хотя не раз
Со стороны подошвы видел нас
Щенок бездомный, сын пинков и травль.)
Но в грозных сечах нам страшнее всех —
Бунт роз. Ягнячье право. Мёртвый лев.
И хиросимский маленький журавль.
И о внешнем
Наружность гениев изменчива, как море:
Есенин1 то хорош, то плох. Один портрет
С другим не вяжется! Лицо в одном наклоне —
Одно. В другом — оно совсем другое! Свет
За облик борется, а тьма — за силуэт
Марины2. То она, дорической колонне
Подобная, стоит. То — с лёгкостью каноэ
По водам жизни мчит... Но взмах!— и тайны след
Простыл... И в сушу вдруг уткнётся неказисто...
Лик Лермонтова3 то в гримасе исказится,
То звёздной нежностью оденутся черты
И вспыхнет грусть в очах прекрасных богомольно..
— Да он почти урод! — один вскричит невольно,
Другой найдёт в нём то, что лучше красоты.
Новелла Николаевна со своим мужем - поэтом Иваном Киуру.
Радость
У ворот июля замерли улитки,
Хлопает листами
Вымокший орех,
Ветер из дождя
Выдергивает нитки,
Солнце сыплет блеск
Из облачных прорех.
Светятся лягушки и себя не помня
Скачут через камни рыжего ручья...
Дай мне задержаться
На пороге полдня,
Дай облокотиться
О косяк луча!
Старинные корабли
Как прекрасны старые корабли!
Будто жарким днем, в холодке квартир,
Кружевницы гентские их плели,
А точили резчик и ювелир.
Грациозно выгнуто их крыло.
И настолько тонкий на них чекан,
Будто их готовили под стекло.
А послали все-таки — в ураган.
(Лишь обломки их под «секло» легли...)
Хороши старинные корабли!
Были души: чистые, как хрусталь,
Тоньше кружев, угольев горячей;
Их обидеть жаль, покоробить жаль,—
А ушли они — в перестук мечей,
Словно к мысу Горн — корабли...
Да уж как не так! Перестук мечей
Сладкой музыкой был бы для их ушей!
Но ушла их жизнь... в толчею толчей,
На съеденье крыс, на расхват мышей,
На подметку туфель для мелкой тли...
Потому от них на лице земли
И следа следов не нашли...
Опустелые, как безлистый сад,
Бригантины спят:
Им равны теперь ураган и бриз,—
Паруса, как тени, скользнули вниз,
Такелаж провис...
Уж теперь и в прошлое не спешат:
Сколько могли — ушли.
...Но опять над вами сердца дрожат!
Но опять заботы на вас лежат!
И опять вам жребии подлежат,
О старинные корабли!
После девяти лет совместной семейно-творческой жизни, в 1972 году, Матвеева стала писать музыку и на стихи своего мужа - поэта Ивана Киуру, а также выступать с ним в общих концертах
Киуру называл лирику Матвеевой “рыцарски щедрой, поскольку она не ворчливо умудрённая, а детски мудрая и всегда на стороне справедливости”. Он успел завершить свой роман-эссе «Дастан об ашугах, или Девушка из харчевни», а та, кому роман посвящён, писала в год кончины Киуру: “…Будучи сам кругом заблокирован, зафлажкован, затёрт, он всяческими способами вызволял меня из бед… помогая мне во всём, в том числе в печатной реализации песен, в заботе о дисках, в устройстве концертов… читал со сцены мои стихи, ругался с моими редакторами… заглавные трудности нашего быта он тоже взваливал на себя”.
(http://lit.1september.ru/article.php?ID=200901803)
Она написала книгу воспоминаний "Мяч, оставшийся в небе". Страницы книги позвучали на «Радио России. Культура». Они о том, что самое главное случается в детстве; о семье, в которой так много поэтов; о том, как во время войны начала писать стихи и что слову «барды» предпочитает старинное «менестрели»...
Песни Новеллы Матвеевой в передаче «Песни под гитару»
Елена Камбурова - "Фокусник"
И плакать буду я — счастливцам на потеху
По истинным слезам и подлинному смеху.
Новелла Матвеева
Новелла Матвеева - "Мяч, оставшийся в небе" (аудиокнига)
http://obuk.ru/212013-novella-matveeva-myach-ostavshiysya-v-nebe-audiokniga.html
Альбомы песен Новеллы Матвеевой можно прослушать здесь
http://www.mnogopesen.ru/cd/Swe12/Novella/Novella.htm
http://musicmp3spb.org/album/pesni_novelly_matveevoi.html