-Метки

ЖЗЛ акварель афоризмы бабульки балет библиотеки биография видео война времена года вышивка вязание гадание городской пейзаж гороскоп графика девушки дедульки декор декоративно-прикладное искусство детские иллюстрации детское для дневника для дома дуэт жанровое женские образы живопись животные жилет заготовки зима иллюстрации интересное история камни картинки кнопочки компьютерный ликбез кошки куклы кулинария лето литература лошади мастерство мать и дитя монархи море морской пейзаж мудрые мысли мужской образ музыка музыка для души на злобу дня натюрморт новогоднее о жизни о любви о своём осень открытки пейзаж пейзажи петербург пин-ап полезные советы политика портрет праздники природа прогулка по зимнему птицы путешествие по миру путешествия разделители рамочка религия рецепт рецепты рождество рокамадур рукоделие своими руками скульптура собаки советы соло статуэтки стихи стихи для души сюр танец тест тест-гадание уроки фото франция фэнтези цветы цитата цитаты шапка шторы юмор

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Notabena

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 15799


Маленький принц, который создал великую советскую эпоху

Воскресенье, 07 Апреля 2013 г. 15:14 + в цитатник
Цитата сообщения galkapogonina Маленький принц, который создал великую советскую эпоху



Экзюпери А - Маленький принц (М.Бабанова и А.Консовский)

Маленький принц, который создал великую советскую эпоху

13:3005.04.2013
Дмитрий Косырев
К юбилею загадочной книги, придуманной в пустыне, о секретах писательского успеха размышляет Дмитрий Косырев.

© РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрациюДмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Маленькому принцу исполняется 70 лет — он появился на свет в книге, изданной 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке, и надолго пережил своего создателя, Антуана де Сент-Экзюпери. Тот погиб в 44 года (в 1944 году) в водах Средиземного моря в ходе разведывательного полета, причем никто всерьез не знает, как именно. Но загадка смерти летчика и писателя — ничто в сравнении с загадкой рождения его самой знаменитой книги. Как автор это сделал? Почему "Маленький принц" стал объектом всемирного культа, причем в России явно в большей степени, чем в других местах?

Как написать шедевр

Конечно, это нахальная постановка вопроса — как создают шедевры. Мне уже приходилось как-то писать, что если на этот вопрос будет когда-нибудь дан точный ответ, то шедевров с этого момента не будет, потому что уйдет их главный компонент — необъяснимость.

Но ответа-то нет. Да вот хотя бы "Маленький принц" — факты о том, как и когда родилась идея сказки, известны. Да и вообще об авторе и всех его работах столько всего написано, что, вроде бы, изучай и делай как он.

Волшебство, знакомое с детства. Песчаная сказка "Маленький принц"

Вдобавок трудно представить человека, который сказку бы не читал. Она вообще превратилась в умах в какой-то универсально известный набор цитат. Классических две: "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил", и "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету". Хотя чем плоха вот эта: "Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками".

Но все-таки о том, как книга появилась: 29 декабря 1935 года Антуан де Сент-Экзюпери, знаменитый авиатор и не менее знаменитый писатель, пытается пролететь на собственном самолете от Парижа до Сайгона, но терпит катастрофу в ливийской пустыне. Его спасли через пять дней. И, конечно, книга вот в эти пять дней и была написана, просто автор об этом не догадывался. Может быть, думал, что об этом никому нельзя рассказывать — это ведь уже не литература, это что-то большее.

Ну, а примерно за год до смерти он ее… записал. Понял, что все-таки надо. Наверное, писал очень быстро, потому что в голове она была готова целиком. И картинки тоже — известно, что портрет маленького принца в плаще Экзюпери начал набрасывать на каких угодно бумагах именно после спасения из пустыни.

И еще — он много раз после этого говорил о том, как любит пустыню.

О главном

Вроде бы, что уж тут, в этой сказке, такого — по форме и жанру перепев нравоучительной французской классики XVIII века. "Ночной полет" и "Планета людей" того же Экзюпери чисто теоретически должны считаться книгами куда лучшими. Но литература (и вообще искусство) — это не сборник фактов, не конструкция, это нечто из сферы чувств. Тут как с Робертом Льюисом Стивенсоном: конечно, это прежде всего автор великого двухтомника — "Похищенный" и "Катриона". Но вот всерьез бьет по нервам маленькая "Черная стрела". А почему — кто же ее знает. Вроде ничего особенного. Музыка у нее такая. Что-то, для автора по-настоящему главное, и тогда неважно, о чем он писал, о ком…

Давайте послушаем музыку Экзюпери. Детей у него не было, в пустыне он говорил с самим собой — прежним, ребенком. И важнее всего то, как он сам себя назвал — а раз так, кем на самом деле был. Антуан де Сент-Экзюпери не был принцем. Он не был даже виконтом, а только третьим сыном такового, титул в таких случаях наследуется редко.

Мыслить и поступать как аристократ может каждый. Но настоящему аристократу это делать все же легче. Причем богатство тут не обязательно (Экзюпери лишился отца и родового замка в 4 года, деньги зарабатывал всю жизнь сам). Важно, если мама вовремя назовет тебя принцем, и ты, к твоему счастью, в это поверишь. Хотя Экзюпери вообще-то мама называла маленьким королем.

О чем он сам с собой говорил перед казавшейся неизбежной смертью? О главном, конечно. О том, что настоящий человек — это тот, каким он был в детстве. О том, для чего мужчине женщина и для чего друг. Ну, а все прочее — давайте честно скажем, второстепенные герои сказки второстепенными и остались. А насчет того, что надо опасаться баобабов (фашизм ли это или вообще все, что портит людям жизнь — вопрос сложный)… ну, да, интересно, конечно…

Но то, что для автора было главным — вот оно получилось. Потому что это настоящее, и его ощущает поверх разума, только чувством, любой, кто читает сказку. Наверное, нет в мире сказки или рассказа, за которую автор заплатил бы такой ценой. Этого можно не знать, но нельзя не почувствовать, когда читаешь.

Это примерно как с великим испанцем Хулио Иглесиасом: он ведь не пишет для себя песен, их, бывает, поет кто-то еще. Но почему тогда никто не может спеть их так, как Иглесиас? А потому, что он начал петь, когда лежал в больнице после перелома позвоночника (он был футболистом) и не знал, что с ним будет, встанет или нет. Сейчас боль возвращается к нему всю жизнь. Тем более прекрасно каждое мгновение жизни. И поэтому в голосе Иглесиаса есть то, за что другие такую цену не заплатили.

А Антуан де Сент-Экзюпери — ну да, теперь мы знаем все, кроме одного: так как же все-таки он эту сказку сделал, словами на бумаге? Наверняка сам не понимал и удивлялся больше всех. Но знал, что вот это — настоящее.

Нора Галь

Хотя вряд ли автор мог вообразить, что у его "Маленького принца" будет совсем особая судьба в России, точнее, сначала в СССР, и что история будет грандиозная. Ведь нигде эту сказку не любят так трепетно, как у нас, в прочем мире Экзюпери ценят как-то более ровно, за все его книги и воздушные полеты сразу.

Но у нас "Маленький принц" появился в особую эпоху. Москва 1958 года — это совсем не то, что Нью-Йорк 1943-го. Другой воздух. Воздух ожидания чего-то, что еще не началось.

Это была абсолютно советская страна, еще любившая комиссаров, равенство и братство, где главным классом был рабочий. Но принцы-то в ней все равно были — столько, скольким людям хотелось ими быть. И первый шок был от самого названия, для советского человека не то чтобы запретного, но ошеломляющего. Принц? У нас?

Конечно, помогла безупречная для СССР репутация автора, французского Чкалова, героя войны с фашистами. Но еще была одна абсолютно замечательная женщина — Нора Галь.

Вообще-то — Элеонора Яковлевна Гальперина, из числа тех, чье имя миллионам не было знакомо, но без таких людей у этих миллионов не было бы волны блестяще сделанной переводной литературы, что хлынула в СССР начиная с той самой эпохи. Их вообще-то было двое, Нора Галь и Рита Райт-Ковалева. Экзюпери "нашла" и перевела Галь, и это отдельная длинная история, включающая астероид ее имени над нашими головами.

А дальше началась великая эпоха. Романтичные и счастливые 1960-е, умные 1970-е, неудержимые 1980-е. Только сейчас гаснут ее последние искры, но нам и их хватает. Писатели, поэты, режиссеры, музыканты, начинавшие в 1960-х… Ведь эпоха могла бы быть слегка другой, без этой высокой степени безумства, доброты, иронии, интеллекта. Но у самых ее истоков стоял "Маленький принц" — и еще кое-кто. Не понятый современниками Александр Грин ("о чем он вообще пишет?" — так воспринимали его при жизни), с его мгновенно запылавшими "Алыми парусами".

Тоже, кстати, маленькая повесть, пустяк на фоне грандиозных "Блистающего мира" и "Бегущей по волнам". И даже не повесть сначала, а кино с Лановым и Вертинской — и тоже о приходе принца. Год — 1961. И все, что было с выросшими в СССР поколениями потом, отталкивалось от этих почти одновременно зазвучавших камертонов наступившей эпохи. Они дали шанс миллионам услышать принца в человеке.



РИА Новости http://ria.ru/analytics/20130405/931140492.html#ixzz2Pbss6XjI
Рубрики:  Книжная полка
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку