На некоторых портретах дам 19 века прическа украшена веночком «а-ля Тальони» из японских роз.
Portrait of princess Theodolinde of Leuchtenberg, 1834 год.
Бальные наряды, 1832 год.
Венок получил название по имени знаменитой балерины Марии Тальони (выступала в Петербурге с 1837 года).
На портрете 1832 года Мария Тальони в прелестном розовом веночке. Так она выглядела в балете «Сильфида».
Мария Тальона в роли Сильфиды, 1832 год
Однако, если судить по портретам знатных дам, такие венки стали популярны ближе к 1840 году, когда изменился модный стиль и локоны стали свободно падать вниз.
К таким причёскам венки из крупных роз, наверное, подходили больше, чем к прическам стиля бидермейер.
Йозеф Карл Штиллер. Баронесса Розали Джули Бонар, 1840 год. Изображение на фарфоровой тарелочке.
Хотя венок «а-ля Тальони» чаще носили с причёсками без локонов. Если судить по портретам, опять таки.
Портрет Великой княгини Александры Иосифовны, 1840-е годы, художник неизвестен.
А.М. Апраксина, портрет кисти В. Гау 1848 год.
Обычно встречаются белые или розовые венки.
Но изредка попадаются красные, как на одном из портретов Натальи Пушкиной.
Ф.В.Сычков. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской с оригинала В. Гау 1849 года.
Как правило, такие венки состоят из крупных роз. Но встречаются и небольшие розы…
Поэтому у меня и возник вопрос: а точно ли все эти венки назывались «венок а-ля Тальони»?
Узнать сложно. В интернете я вообще ничего не нашла по данной теме. В книге по истории причёски – название без иллюстраций (это просто прекрасно, чёрт возьми). Вот и гадай сам.
Никез де Кейзер. Великая княжна Александра Николаевна, 1843 год.
Екатерина Николаевна Адлерберг, ур. Полтавцева 1840-е годы.
Похожие венки носили и до того, как их ввела в моду Тальони.
Ниже – портрет дамы, написанный в 1825 году.
А под ним – портрет Великой княгини Елизаветы Алексеевны, написанный в 1795 году.
Вот тогда такие венки и вошли в моду. Перед тем, как появились платья «в греческом стиле» с высокими талями. Именно увлечение античностью породило моду на венки – и из роз, и из других цветов. Задолго до балета «Сильфида» с участием Марии Тальони.
Christian Albrecht Jensen. Вильгельмина Мария Датская, 1825 год.
Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, 1795 год.
Но венок для парадных причёсок, ставший популярным в конце 1830-х, почему-то назвали в честь Марии Тальони.
Ну, во-первых, это красиво звучит и вызывает романтические ассоциации.
Во-вторых, такие венки в период расцвета ампирной моды носили, наверное, редко, раз они встречаются лишь на единичных портретах.
В 1830-х о них почти забыли. И они уже выглядели новшеством…
Joseph Karl Stieler. Prinzessin Elisabeth von Sachsen-Altenburg, 1846 год.
https://dzen.ru/a/Y87Z0VTSRU7sCIgm
«Цветок – как звезда во лбу». Когда эта мода появилась
Не венчик из цветов. И не просто – цветы в волосах. А цветок в центре пробора, прямо надо лбом. Иногда он смотрится, словно звёздочка.
Например, на модной картинке 1862 года.
Бальный наряд и причёска, январь 1862 года.
Теперь интересный вопрос: когда она появилась?
Наверное, в 1861 – 1862 годах. Когда изменилась форма кринолина, и он стал не круглым, и в форме колокола.
И тогда же изменились причёски. Стали меньше, компактней…В общем, стали соответствовать форме кринолина.
Вечерние или бальные наряды, около 1862 года.
Это не значит, что цветочных венчиков больше не носили. Просто появилось ещё и такое поветрие – крепить цветок надо лбом.
И не только цветок. У дамы в бело-зелёном наряде на картинке не цветок, а нежные перышки. Оригинально и мило.
Вечерние или бальные наряды, первая половина 1860-х.
На портретах Винтерхальтера таких причёсок не встретишь. Потому что расцвет его творчества пришёлся на 1850-е.
Только на портрете Александры Датской (сестры нашей императрицы Марии Фёдоровны) мы видим крупную розу прямо надо лбом. Но тут не один цветок, а замысловатое украшение причёски.
Винтерхальтер. Портрет Александры Датской, принцессы Уэльской, 1864 год. Фрагмент.
На портретах ниже – одиночные цветки надо лбом, по центру. Некрупные розы с листочками. Как на многих модных картинках.
Constant Mayer. Julia Greer, 1864-1865 годы.
Федерико Мадрасо. Женский потрет, 1863 год.
У дамы в белом наряде красуются две или три розы надо лбом.
Тут вообще очень интересная причёска. Она так изящно украшена! Розы надо лбом, розы снизу причёски, листочки…
Если убрать розочки, будет некрасиво. У дамы большой лоб… Плоско лежащие волосы ей бы не пошли. Она стала бы выглядеть простовато, поэтому и пошла мода украшать середину пробора цветками.
В 1860-х волосы надо лбом стало модно укладывать почти плоско. Причёски стали низкими.
Это мало кому к лицу. А цветки создают объём! Венчики – тоже, но они не очень-то сочетались с кринолинами в форме колокола.
Carl Wilhelm Friedrich Oesterley. Juliane, Countess of Brockdorff, 1865 год.
Мода на цветки надо лбом не прошла и в начале 1870-х. Хотя тогда уже появились чёлки.
Платье для прогулок и бальное, 1870 год.
Но, во-первых, пышные завитые чёлки не сразу вошли в массовую моду.Во-вторых, в начале «турнюрной эпохи» причёски оставались ещё довольно низкими.
Можно целый букетик прицепить, как у дамы в белом. Это маргаритки, наверное. А у дамы в розовом одна роза по центру, над завитой чёлкой, а другие – сбоку.
Вечерние наряды, 1872 год.
Ниже - интересный портрет.Здесь уже алмазный цветок, от которого как будто не листья, а колоски расходятся вверх.
https://dzen.ru/a/Y6n4YiobEXpYgagv