Слово 'киберпанк' в интернете мог не увидеть только ленивый. Чтобы не заметить его на этом сайте, нужно не читать новости, не заходить в 'Штуки Года', не заглядывать в разделы интересного и, желательно, не открывать сайт вообще. Стимпанк также занимает почётное место в рядах небезызвестных жанров. А вот остальным повезло куда меньше. Атомпанк, дизель, тесла, био... Что-то, вроде, слышали. На самом деле - даже видели и встречали, только не знали об этом. Ведь слышать и знать - не одно и то же. Последним мы и займёмся в этой статье.
Жанровый ликбез: кибер-, стим- и другие панки
Статья устраивает обзорную экскурсию по семейству "родственников" киберпанка - по крайней мере, наиболее известным из них.
Киберпанк (Cyberpunk)
High tech. Low life.
Киберпанк - наиболее известный из "панков": зародившись раньше остальных жанров, он был стимулом к их появлению, передал потомкам свод канонов и стал этаким "крёстным отцом".
Киберпанк возник в восьмидесятых годах прошлого века - эпоху роста популярности персональных компьютеров, когда стало понятно, что высокие технологии могут быть доступны не только государству, крупным корпорациям и толстосумам, но и простому люду. И пусть поначалу цена подобных новинок всё ещё ощутимо била по карману, тенденция была очевидна.
В этом заключён один из канонов киберпанка - технологии доступны каждому. Будь то нейроимплантат, домашний андроид-помощник, роботизированный пёс или ещё какая-нибудь вундервафля - всё, что изобретено, может купить практически каждый. Вспомните Deus Ex, где клиники имплантации встречаются чаще закусочных, а маргиналы оснащают своих псов киберлапами и киберклыками. Ещё проще приобрести необходимую вещицу с рук - взять хотя бы тот же Deus Ex с его китайскими "сборщиками", модифицирующими и толкающими из-под полы подержанные киберпротезы. Или торгаша на рынке из "Призрака в доспехах", пытающегося продать "улучшения". Как мешок картошки купить, не правда ли? При этом продукт не обязательно должен быть материальным - виртуальная реальность, обмен воспоминаниями, новые виды психотропных веществ... Все виды удовольствий для клиента, готового их купить.
Технологии для всех и каждого - казалось бы, настоящая утопия. Тем ироничней, что наиболее близким к киберпанку жанром является антиутопия. Несмотря на повсеместное распространение технологий (а зачастую - благодаря ему), уровень жизни в мире каноничного киберпанка чрезвычайно низок. Как пример: люди заменяются роботами и искусственным интеллектом, что вызывает рост безработицы и снижение зарплат. Сами технологии, будучи доступными к приобретению, могут быть отнюдь не дешёвыми в использовании - так установка имплантата требует постоянного приёма средств против отторжения, фактически вызывая пожизненную зависимость. Всё это приводит к постепенному разделению на богачей и бедных, причём промежуточные категории исчезают, а разрыв становится всё более значительным (пример - "Время"). Растёт число нарушителей - как обычных, так и киберпреступников, использующих современные наработки для достижения собственной выгоды.
Одновременно с этим исчезают понятия личной жизни и приватности - технический прогресс способствует развитию средств наблюдения и контроля за гражданами, а рост преступности - их применению. В конечном счёте получаем тот же тоталитаризм и полное подчинение власти - причём здесь это не обязательно правительство или иллюминаты. Чаще всего на первый план выходят мегакорпорации, являющиеся разработчиками и поставщиками технологических новинок. Научные достижения, ощутимая прибыль от продаж и мощные армии наёмников дают таким корпорациям больше возможностей и власти, чем имеют формальные главы государств. Особенно если учесть, что их влияние редко ограничивается лишь одной страной, распространяясь даже за пределы континента.
Из всего сказанного выше вполне естественным образом строится мрачный и контрастный облик мира киберпанка. Футуристичные небоскрёбы городов-муравейников соседствуют с трущобами, экологическая обстановка нередко находится в бедственном положении. В целом картина подаётся в стилистике неонуара: дневной свет здесь - нечастый гость, предпочтительней тёмное время суток, способное в равной степени отобразить красоту неоновых вывесок и гнетущую атмосферу. А постоянные дожди и смог дополняют впечатление и помогают сохранить атмосферу, если действие происходит днём.
Такой шаблон "мира в стиле киберпанк" возник одновременно с жанром. Даже немного раньше. Популяризатором и наиболее известным писателем жанра является Уильям Гибсон, опубликовавший в 1984 году роман "Нейромант" - канон и отправную точку киберпанка. Достижения в области компьютеров, мегакорпорации, искусственный интеллект, хакеры и виртуальная реальность - всё это было описано Гибсоном. А за два года до публикации "Нейроманта" вышел на экраны "Бегущий по лезвию" и показал зрителям технологичный мир будущего, лежащий буквально посреди руин и радиации. Сочетание "нуар плюс фантастика" для того времени было новинкой, и фильм, хоть и будучи не слишком успешным в прокате, оказал влияние как на творчество Гибсона, так и на жанр в целом.
Базовые признаки киберпанка:
-Высокий уровень развития технологий с их повсеместным распространением
-Низкий уровень жизни большинства населения, зачастую вызванный описываемыми технологиями
-Большой разрыв между правящей элитой и остальным населением
Что может присутствовать (необязательно):
-Огромные небоскрёбы, соседствующие с трущобами
-Плачевная экологическая ситуация
-Роботы / андроиды / синтетики / киборги
-Искусственный интеллект
-Бионические улучшения, имплантанты, киберпротезы
-Виртуальная реальность, обширные компьютерные сети, хакеры
-Криминальные структуры (мафия, якудза и другие группировки)
-Мегакорпорации
Стимпанк / паропанк (Steampunk)
"Старший сын" киберпанка, заслуживающий отцовской гордости. В отличие от родителя, стимпанк закрепил планку технического прогресса на уровне викторианской эпохи: пар здесь - наше всё. Технологии не выходят за пределы паровых механизмов, однако степень их развития может варьироваться от произведения к произведению: от самых примитивных механизмов до механических компьютеров и паровых роботов.
И вновь следует поблагодарить Уильяма Гибсона: его "Нейромант" принёс популярность киберпанку, а написанный в соавторстве с Брюсом Стерлингом роман "Машина различий" сделал известным стимпанк. Все базовые признаки киберпанка в нём, кстати, имеются. Вообще эти признаки делят произведения любого жанра с частичкой "-панк" на два лагеря: те, кто перенёс в другую эпоху их все, и те, кто ограничился лишь первым признаком - высоким уровнем развития и распространением технологий выбранной эпохи.
Что это всё значит? А вот что - если мы уберём из киберпанка низкий уровень жизни и социальное неравенство, оставив только роботов, летающие автомобили и прочие подарки науки, это будет что угодно, но только не киберпанк, поскольку социальная часть является важной его составляющей. Всё остальное было описано фантастами и до киберпанка. Для стимпанка же требования смягчились - если убрать из него социальную составляющую, он по-прежнему останется стимпанком, пусть и с оговорками. В этом плане он смог превзойти своего "родителя", став не только социальным, но и декоративным жанром. Акцент здесь может смещаться на научные достижения, замысловатые паровые механизмы и общую стилистику в духе Англии XIX века. Сейчас стимпанк - это не только книги, фильмы и игры, но также одежда, аксессуары, дизайн предметов, помещений и даже музыка.
Соответственно, общая атмосфера стимпанка по сравнению с киберпанком может быть гораздо более светлой и жизнерадостной, вплоть до комедии ("Дикий, дикий Запад"), а временами и вовсе доброты (Ходячий замок). Однако не дайте себя обмануть - стимпанк способен быть мрачным, и серия Dishonored тому пример.
Несмотря на то, что основной движущей силой в мирах стимпанка является пар, жанр допускает некоторые отклонения. Помимо пара техника может приводиться в действие пружинными механизмами или электричеством, в предельных случаях пар может не использоваться вообще. Хотя формально это по-прежнему будет стимпанк, такие ответвления имеют собственные названия.
Если в произведении присутствуют различного рода электрические штуковины, генерирующие вокруг себя молнии в промышленных масштабах и работающие по принципу "эффектность превыше эффективности", то это -
теслапанк .
Редко используется в качестве полноценного жанра - чаще посредством своих электроагрегатов просто вносит разнообразие во славу Зевса и Николы, иногда с воплощением последнего (Престиж). Однако бывают и исключения - в мире Dishonored прогресс успешно миновал паровую эпоху, перепрыгнув сразу к электричеству, поэтому практически все технологии здесь работают на силе тока.
Клокпанк , в свою очередь, делает акцент на технологиях, идущих не вслед за паровыми двигателями, а перед ними - механизмы здесь работают на пружинах и гирях.
Для достижения большего эстетического эффекта можно предоставить возможность любоваться шестерёнками. Действие клокпанка может происходить как в эпоху Возрождения или индустриализации, так и ближе к нашему времени (Syberia), а то и вовсе в будущем (Доктор Кто, s2e4).
Признаки стимпанка
-Технологии XIX века с высоким уровнем развития
-Урбанистические пейзажи времён "промышленной революции"
-Общий стиль викторианской эпохи и типичные для неё персонажи
-Общественные настроения конца XIX века
-Всевозможный воздушный транспорт - шары, дирижабли или даже самолёты на паровой тяге
-Различные виды парового (иногда - электрического) оружия, вплоть до паровых танков и гигантских роботов
Потомки стимпанка
Стимпанк описал уже ушедшую эпоху с несвойственным для неё технологическим развитием, однако во времени ограничился Средневековьем с одной стороны и началом XX века - с другой, оставляя простор для творчества и место для создания новых жанров.
Дизельпанк (Dieselpunk)
Дизельпанк следует сразу же за стимпанком и показывает общество первой половины XX века - быстрый рост тяжёлой промышленности наряду с постоянно улучшаемым вооружением и увеличением напряжённости на мировой арене.
Произведения дизельпанка можно разделить на два довольно отличающихся течения. Первое концентрируется на мирной жизни - "Ревущие двадцатые", ар-деко и джаз, бурное развитие промышленности и достижения науки. В целом это течение является довольно оптимистичным, особенно в сравнении со вторым ответвлением дизельпанка, большее внимание уделяющее военным конфликтам первой половины XX века. Общая атмосфера здесь гораздо более депрессивная, а наука и промышленность служат исключительно военным нуждам. Нередко описываются различного рода вундервафли - от танков и бронемашин до летающих крепостей.
Ярким представителем жанра является вселенная 1920+, где на фронтах Первой мировой пехотинцы сражаются бок о бок с шагоходами. По данной вселенной уже выпущена настольная игра "Серп" (Scythe) и готовится к выходу стратегия Iron Harvest.
Как ещё один подвид можно выделить оккультный дизельпанк, где помимо технических достижений в войне используются потусторонние силы, обычно на стороне нацистов. Если у вас появилось смутное воспоминание о чём-то подобном, но так и не оформилось до конца, я напомню - это игры серии Wolfenstein.
Признаки дизельпанка
-Технологии первой половины XX века с высоким уровнем развития. Большое распространение ДВС и электричества, иногда - первые атомные устройства
-Урбанизация, небоскрёбы, здания в духе Чикагской архитектурной школы, модерна, ар-деко
-Военные конфликты: Первая и Вторая мировые войны
-Множество военной техники - от реально существовавшей до фантастической, вплоть до подводных крейсеров и гигантских роботов
-Различные летательные аппараты - дирижабли, самолёты, летающие корабли и даже небесные замки
Атомпанк (Atompunk)
Мир атомпанка базируется на технологиях и реалиях второй половины XX века - холодная война, гонка вооружений, шпионаж, тайные агенты, освоение космоса и, конечно же, атомная энергия. В идеале - очень много атомной энергии: атомоходы, атомные подводные лодки, танки с ядерными реакторами, ядерные батареи, питающие всю технику от автомобилей до лифтов, ядерные пылесосы и Ядер-Кола. Иногда квантовая. Да, это он - старый-добрый Fallout. Несмотря на то, что основная часть действий происходит уже после войны, благодаря сохранившейся технике, внутриигровым описаниям и довоенным сюжетным вставкам (Fallout 4) мы можем представить, какой была жизнь до ядерной катастрофы. Из необычного: роботы - от простейших домашних помощников до синтов, искусственный интеллект, довольно развитые космические аппараты, достижения в микробиологии и терраформировании, а также обилие военных технологий, начиная энергетическим оружием и бронёй и заканчивая смертоносными световыми лучами.
Другой пример атомпанка (что характерно - тоже после ядерного конфликта) - Саракш из "Обитаемого острова" Стругацких. Причём здесь показаны не только атомная техника и напряжённые отношения между странами, но и "панк" в его базовом значении - не забываем, что "панковские" жанры в первую очередь социальные, а уж потом технологические.
Признаки атомпанка
-Антураж второй половины XX века
-Высокое развитие атомной энергетики, активное использование энергии атома
-Громоздкие ламповые компьютеры (и вообще ламповая техника)
-Развитие ракетостроения, освоение космоса
-Необычные транспортные средства - гигантские дирижабли, летающие подлодки, автомобили-амфибии
-Напряжённые международные отношения, холодная (иногда - полноценная) война, гонка вооружений
-Секретные агенты, шпионы, противостояние разведывательных служб
...и прочие родственники
Дизель- и атомпанк - лишь верхушка айсберга жанров, родственных киберпанку и стимпанку. Причём оба находятся в "будущем" по отношению к последнему, а ведь есть ещё и прошлое. Итак, поехали.
Миддлпанк (middlepunk, candlepunk, castlepunk) - мир с технологиями Средневековья. Plaguepunk - ещё и с чумой
Сандалпанк (sandalpunk) - технологии и механизмы Античности - бронза, железо
Стоунпанк (stonepunk) - технологии каменного века
У всех этих жанров есть существенный недостаток - не так-то просто придумать технологии, работающие на доступных для данной эпохи материалах, не отклонившись при этом в сторону стим/клокпанка. В том же стоунпанке единственным известным примером, кочующим из статьи в статью, являются Флинтстоуны - мультсериал, показывающий американское общество середины прошлого века в эпоху динозавров и мамонтов.
Другой ветвью развития являются жанры, опирающиеся не на конкретную эпоху, а на раздел науки.
Биопанк показывает общество, достигшее значительных успехов в генетике, микробиологии и других видах биологии. Посмотрите на изображение выше: Флинтстоуны, использующие динозавров в качестве газонокосилок - стоунпанк. Если же эти динозавры были для тех же целей выращены искусственно - это уже биопанк. Для удовлетворения нужд государства могут создаваться новые виды животных, изменяться существующие виды, а можно просто заняться клонированием человека и производить целые армии для достижения своих целей. Вивисекция тоже в моде, ага.
Отличный пример биопанка - Bioshock, не только обыгрывающий применение биотехнологий, но и сохраняющий каноны киберпанка - именно повсеместное распространение упомянутых технологий и стало причиной упадка.
При этом визуальный стиль первых двух частей можно отнести к мрачному дизельпанку, в то время как третью - Bioshock Infinite - к стимпанку.
Нанопанк описывает цивилизации, достигшие большого прогресса в нанотехнологиях, которые могут быть как мирными, так и не очень - порой могут довести даже до полного апокалипсиса, уничтожив человека как вид.
Манапанк - несколько необычный жанр, где в качестве источника энергии используется магия. Причем действие не обязательно происходит посреди эльфов и гномов (хотя и они могут быть в наличии) - может описываться мир, близкий к современному, или даже будущее. Примеры - Arcanum; вместе со стимпанком - технологии двемеров из вселенной Elder Scrolls (к слову - уже далеко не первая серия от Bethesda в этой статье).
Разумеется, есть ещё немало жанров, оканчивающихся на "-панк". Модно это, видимо, да и +10 к звучанию сразу же, поэтому данную частичку уже добавляют везде, где можно и где нельзя. Возможно, когда-нибудь в будущем мне придётся дополнить эту статью и добавить внезапно ставший жутко популярным жанр. Когда-нибудь...
А на сегодня остался ещё один момент: в начале статьи я упомянул просьбу, которая будет опубликована ближе к завершению. Вот её суть: читая статью вы, возможно, вспоминали произведения, которые можно было бы отнести к описанным жанрам. Фильмы, книги, игры, аниме... Всё, что угодно. Также это относится к жанрам антиутопии, пост-апокалипсиса и космической оперы.
https://wtftime.ru/articles/86777/zhanrovyj-likbez-kiber--stim--i-drugie-panki/