Минский метрополитен в будущем будет напоминать мир из фантастических утопий недавних времен: система распознавания лиц, проход через турникет с помощью SMS, автоведение поездов и много других новшеств.
Третья ветка метро появится в 2017 году. Вместе с ней – две новые пересадочные станции. О том, какие новинки будет иметь самая «технологичная» ветка и система метро в целом, журналистам рассказал Ростислав Юреня, начальник минского метрополитена.
Платформы новой ветки будут иметь заграждения, не позволяющие упасть в область движения поезда. Попасть в вагон можно будет через специальные двери в заграждениях.
Подвижной состав будет управляться без помощи машиниста – автоматически. Машинист будет лишь наблюдать за работой системы. «Я не пойду на то, чтобы сделать, как в Тулузе, где нет вообще машиниста. Может, у меня мировоззрение такое…», — утешил Ростислав Юреня испуганных журналистов. Необходимость внедрения новшества объясняется трудностью для человека остановить поезд так, чтобы проходы в вагон совпали с дверями заграждений.
Новые ультрасовременные вагоны белорусы намерены создавать собственными силами. Они будут оборудованы светодиодным освещением, видеонаблюдением, стеклопакетами в окнах, вагон будет закрытый, со специальными фильтрами кондиционирования салона. Поезд будет двигаться на пневматической подвеске – в этом случае отсутствует сопряжение металла с металлом напрямую, а потому снизится шум и повысится комфортность езды.
На каждой станции появится система досмотра по примеру Пекина. В столице Китая каждый человек, несущий большую сумку, должен провести ее через специальную установку, похожую на ту, через которую просматривают багаж в аэропортах. В прошлом году на «Октябрьской» уже появилась досмотровая зона с рентгенографическим сканером и рамочным металлоискателем. В текущем году планируется завершить проектирование таких установок на всех станциях, а в следующем году приступить к их оборудованию.
На проходах через турникеты в будущем будут стоять камеры с функцией интеллектуального видео. Каждый прошедший будет зафиксирован, при этом будет идти идентификация личности с базой («сами понимаете, о какой базе я говорю», — намекнул начальник метрополитена).
Обычные камеры видеонаблюдения уже установлены не только на всех платформах, вестибюлях и кассовых залах, но и в помещениях внутреннего пользования. Там, где нет света, установлены инфракрасные камеры, а также датчики движения и объемные датчики. «Если луч вдруг прервется, сразу подается сигнал нашему персоналу», — объяснил Ростислав Юреня.
Для сотрудников метрополитена будет внедрена система контроля доступа с помощью электронных карт, которая позволит отслеживать перемещение каждого из них. Такая система уже внедрена на 6 станциях. Сейчас все входы в помещения имеют специальный замок и ключ.
Служба охраны метрополитена насчитывает 290 человек. Для них разработан определенный машрут следования. Этот маршрут контролируется с помощью системы жетонов, которые должны быть помещены в определенную точку в определенное время.
Охранникам помогают дежурные по отправлению поездов. Это те самые женщины, которые находятся на платформе на конечной станции – в пилотках и с красно-белым диском.
Верхом мечтаний начальник метрополитена назвал внедрение автоматической системы оплаты за проезд банковской картой. Правда, там будет требоваться банковская карта с отдельным чипом.
Мобильный оператор «Лайф» предложил метрополитену ввести проход в метро по SMS-сообщениям. Каждый пользователь «Лайф» сможет купить SMS с 6-значным кодом. Установленные на турникетах оптические считыватели будут его фиксировать. Этот код можно написать и просто на бумажке. Деньги сниматься будут с того мобильного номера, на который запрошено SMS.
Сегодня уже подобных два терминала включены в работу. «Но к сожалению, со стороны “Лайф” пока затишье, — сетует Ростислав Юреня. – Вопрос упирается в элементарную вещь – сколько мы им отстегнем от стоимости билетика за услугу».
Все это — планы на далекое будущее. В более обозримой перспективе – вероятно, уже с нового года, исчезнут магнитные карты, которые мы получаем вместе с проездным. Останутся только радиокарты и жетоны. Планируется создать единую радиокарту совместно с наземным транспортом, которую можно пополнить прямо на станции с помощью инфокиоска.
Указатели на всех станциях будут переведены на английский язык. При этом географические названия по нормам не переводятся, а используется транскрипция с помощью белорусской латиницы.
Интервал движения поездов в час-пик немного сократится – с теперешних 2 минут до 1,45. Правда, это случится лишь с сентября следующего года, после ввода станции «Малиновка».