7 главных версий гибели «боинга» на востоке Украины |
Мнение, высказанное первыми очевидцами катастрофы на востоке Украины: «Выживших нет, повсюду трупы и части тел. Жители не пострадали. Сейчас там находятся силы ополченцев ДНР. Самолёт взорвался в воздухе, тела пассажиров разбросало на большое расстояние, погибших находят и в соседнем посёлке Россипное» — именно так описала катастрофу журналистам местная жительница Грабова.
Эта версия не находит подтверждения. По сообщению авиакомпании Malaysia Airlines, разбившийся самолёт был исправен и своевременно проходил необходимые техосмотры. «Боинг-777» с регистрационным номером 9M-MRD в последний раз прошёл техническую проверку 11 июля 2014 года в международном аэропорту Куала-Лумпура. Следующий техосмотр был назначен на 27 августа.
Эта версия была озвучена вчера вечером в программе «Время» Первого канала. Согласно ей, украинский истребитель недалеко от города Снежное атаковал пассажирский самолёт, сбил его, но после этого сам был подбит ополченцами самопровозглашённой ДНР. «Самолёт выпустил несколько ракет, они взорвались где-то в небе. Сразу после этого раздался громкий хлопок или взрыв. Через несколько секунд на нас стали падать обломки», — сообщили местные жители. Два истребителя вокруг сбитого боинга якобы заметил испанский диспетчер из аэропорта Борисполь и написал об этом в «Твиттер». Сегодня выяснилось, что такой диспетчер в аэропорту никогда не работал, а его аккаунт был удалён.
Эта версия спорна. Во-первых, диспетчер оказался фантомным, а наблюдатели с земли легко могли спутать события на высоте в 10 километров. Во-вторых, Су-25, фигурировавший в СМИ, может подниматься на максимальную высоту 7 километров, это ниже, чем высота полёта боинга во время катастрофы. Впрочем, на вооружении ВВС Украины есть истребители Су-27, которые могут подниматься на высоту до 18 километров. В любом случае действие ракеты «воздух-воздух» сильно отличается от действия ракеты «земля-воздух», и анализ обломков самолёта и остатков боевой головки должен точно показать, каким орудием был повреждён пассажирский лайнер.
«Падение пассажирского самолёта — не что иное, как провокация украинских военных. У ополчения нет средств ПВО, которые могли бы поразить транспортный самолёт на магистральной высоте» — именно с таким заявлением выступил премьер-министр самопровозглашённой ДНР Александр Бородай всего через час после падения самолёта. А уже сегодня днём «народный губернатор» Донецка Павел Губарев высказал предположение о том, что авиалайнер был сбит в 200−300 километрах от места падения, над Днепропетровской областью.
Эта версия не исключает предыдущую, а скорее дополняет её. Военный эксперт Александр Храмчихин считает, что объективно «это было бы выгодней сделать Украине, чтобы вина пала на ополченцев или на Россию», но он не отрицает возможность и прочих версий. В то же время военная разведка США полагает, что «Украина не имела возможности, не говоря уже о мотивации, сбить лайнер. А возможные предположения указывают на причастность России к катастрофе».
Сегодня днём спикер Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко заявил, что упавший «Боинг-777» находился вне зоны поражения наземных средств противовоздушной обороны Вооруженных сил Украины, а в воздушном пространстве не было украинских истребителей. Он также добавил, что украинская сторона не осуществляла никаких операций по поражению целей в воздухе. Военный эксперт Павел Фельгенгауэр частично подтверждает эти утверждения: по его словам, украинские силы доминируют в воздухе, поэтому не нуждаются в силах ПВО в районе конфликта.
Неудачное покушение на Путина — именно с такой версией выступил анонимный источник агентства «Интерфакс». «Могу сказать, что борт номер один и малайзийский „Боинг“ пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы на 330-м эшелоне на высоте 10 100 метров. Борт номер один был там в 16:21 по московскому времени, малайзийский самолёт — в 15:44», — заявил источник. Он также добавил, что «контуры самолётов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдалённом расстоянии она практически идентична». Впоследствии глава Росавиации Александр Нерадько отказался комментировать эту информацию.
Эту версию в комментарии «Снобу» опровергает и Рубен Есаян, заслуженный лётчик-испытатель, Герой России: «Два самолёта могут находиться на одной и той же высоте, но с земли всегда ведётся радиолокационный контроль, чтобы обеспечить между ними дистанцию до 60 километров, чтобы борты не догоняли друг друга. А когда летит президентский самолёт любой страны, наземные радиолокационные службы всех стран осуществляют за ним особый контроль и никогда не допускают, чтобы какой-то самолёт сблизился с ним или пересёкся. Могли ли злоумышленники перехватить информацию радиолокационных служб? Думаю, нет».
«Это не „инцидент“, это не „катастрофа“, это террористический акт» — именно так жёстко высказался президент Украины Пётр Порошенко о произошедшей трагедии. Уже к утру версия о том, что ополченцы самопровозглашённой ДНР ответственны за произошедшее, стала одной из основных.
На этой неделе войска ДНР сбили несколько низколетящих военных самолётов с помощью ручных ПЗРК — но это вооружение не позволяет поразить пассажирский авиалайнер на высоте в 10 километров. Однако, по мнению военных экспертов, высказанному ещё вчера вечером, повстанцы ДНР обладают зенитно-ракетными комплексами «Бук», захваченными у украинской армии, которые уничтожают цели на высотах до 15 километров.
Впрочем, не только Александр Бородай, но и генпрокурор Украины Виталий Ярема опровергает версию о потере ЗРК: «После того, как был сбит пассажирский самолёт, военные доложили президенту, что у террористов нет наших ракетных комплексов „Бук“ и С-300. Захвата этого вооружения не было».
К тому же, по мнению Александра Храмчихина, не понятно, насколько зенитно-ракетные комплексы боеспособны: «Для них нужен профессиональный персонал, а его довольно сложно найти».
Его дополняет Павел Фельгенгауэр: «Если самолёт сбили, то сбили его практически наверняка по ошибке, потому что он оказался не в нужное время, не в нужном месте. Поскольку повстанцы находятся постоянно под давлением сейчас, а в приграничном районе идёт решительное сражение, от которого зависит, погибнет ли эта повстанческая Новороссия или нет, а у украинских сил основное преимущество — это преимущество в воздухе, там, скорее всего, появились более мощные системы ПВО, чем ПЗРК. Трудно сказать, какие, но что-то у повстанцев есть. Но у них нет организованной системы ПВО, как она должна быть».
Как и президент Украины Пётр Порошенко, американский сенатор Джон Маккейн предположил, что самолёт могли сбить сепаратисты или сама Россия. Самолёт мог быть сбит из зенитного ракетного комплекса «Бук», месяц назад сепаратисты захватили военную часть под Донецком, на вооружении которой как раз была такая установка. Правительство Украины тогда заверило: покидая гарнизон, солдаты вывели из строя всю технику, сепаратистам достались только голые стены, а представители самопровозглашённой республики уверяли, что всё работает. Вчера дээнэровцы поменяли показания и открестились от захваченного «Бука». Однако украинские СМИ считают, что такую же установку в Донецк могли пригнать из России. Доказательств нет никаких, хотя ракетный комплекс достаточно массивный, состоит из нескольких хорошо заметных с воздуха машин. Не заметить его переход через границу было бы сложно.
Наконец, появилась версия о том, что ракету выпустили непосредственно с территории России из установки С-300. Её в эфире телеканала CNN осторожно высказал аналитик британского военно-аналитического центра Jane's Ник де Ларрин. Он отметил, что системы «Бук» и С-300 есть на воружении Украины и России, а лайнер находился в пределах досягаемости ракет обеих стран. Министерство обороны РФ заявило, что никаких военных манёвров вблизи границы стран вчера вечером не проводилось.
У блогеров с обеих сторон конфликта появилось много собственных версий происходящего. Многие вспомнили боинг той же модели, принадлежащий Малайзийским авиалиниям, который исчез в начале марта 2014 года. Его обломки так и не нашли, а всех пассажиров рейса признали погибшими. Любители теории заговоров решили, что тот пропавший боинг на территорию Украины могли подкинуть ради провокации. Эта версия не выдерживает критики, но СМИ подхватили её и облагородили с помощью экспертов. Также появилась версия о том, что все пассажиры и члены команды погибли ещё во время полёта от перегрузок, отравления газом или каких-то других причин. Судно упало из-за того, что некому было держать штурвал.
Рубрики: | война |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |