Без заголовка |
Продолжение. Начало см: http://www.liveinternet.ru/users/2234069/post131940480/
Цитата №2
– Что значит темная? Как может религия быть темной?
– Очень легко. Когда люди сжигают себя на кострах, это как? Это светлая, что ли? Это было. Когда было серьезное разделение внутри православия в России. При этом – абсолютное отрицание и неприятие других религий. Третий Рим, народ-богоносец и т.д. Это все отсюда.
Здесь г. Познер намекает на отрицательные последствия «реформы» Никона (17 в.), на раскол, на непримиримость наших старообрядцев. Действительно, была в русской истории такая печальная страница, были и самосожжения . Только, чем самосожжение наших православных раскольников, отличается, например, от самоубийства иудейских защитников крепости Масады (72 - 73 гг.), которые также предпочли смерть, но не отступились от веры. Напомню и о падении замка Монсегюр во Франции в 1244 г., где его защитники катары взошли на костры, но не отреклись от своих религиозных убеждений. В истории, вообще, немало таких примеров. Да же хрестоматийные 300 спартанцев предпочли гибель в бою, поскольку считали позорным для себя вернуться в Спарту с поражением. А помните у Стивенсона баллада: «Из вереска напиток забыт давным-давно, а был он слаще меда, хмельнее, чем вино…» Разве не ужас эта шотландская легенда? Пойти на смерть ради какого-то верескового меда? Какая темнота!
Но вот, что любопытно! Именно старообрядчество – это, по мнению г. Познера, ужасно «темное» направление в Православии – сыграло в России ту же самую роль, какую г. Познер так светло и радостно отводит протестантизму в Европе. Ведь большинство русских знаменитых капиталистов и меценатов были выходцами из «темных» старообрядцев, вот они: Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Солдатенковы, Кузнецовы (фарфоро-заводчики), Кокоревы, Мамонтовы, кажется даже Третьяковы (основатели галереи). Впечатляют фамилии? А это лишь блестящая вершина айсберга. Утверждают, что до 60 % русских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Вот, те бабушка, и темнота! Да-а, парадокс! Тут и Максу Веберу было б, над чем затылок почесать.
Цитата №3
Мало кто задумывается над тем, что ведь гетто для иностранцев, гетто в России существует со времен Ивана Грозного точно. Называлось это «немецкая слобода». Что такое немецкая слобода? Кто такой немец? Немец – это не германец. Немец – это человек, который не говорит по-русски, поэтому он немой. Вот что это такое. Боязнь Запада и рассмотрение Запада как чего-то опасного и аморального идет от церкви. Религия – это определенный философский взгляд. Но церковь – это инструмент.
Термин гетто происходит от названия квартала Венеции ghetto nuovo (новая литейная), который с 1516 г. был отведен для изолированного проживания евреев. Иван Грозный родился в 1530 г. и не был ни изобретателем, ни сторонником этого типа западно-европейского поселения. На Руси, кроме приезжих немцев, было достаточно иных народов не говорящих по-русски – многочисленные тюрки и финно-угры и др., но никого за глухие стены в городах не сажали.
Тут надо сказать, что средневековые города и на Западе, и на Востоке обычно четко делились на отдельные кварталы по профессиональному, социальному, племенному или религиозному составу населения. Различные ремесленники, купцы, знать, простонародье, иностранцы и тп. всегда стремились жить отдельными кварталами или улицами. Например, древний Новгород изначально разделялся на Славенский; Людин и Неревский концы, по-видимому соответственно племенам-основателям – словене, кривичи и меря. Хорошо известен университетский Латинский квартал в Париже, где жили говорящие на латыни студенты, преподаватели и торговцы книгами. Если население города было разноплеменным или придерживалось разной веры, то каждый народ или вера образовывали свои районы. Так на мусульманские, христианские и еврейские кварталы веками разделялся средневековый Иерусалим. Так было удобнее всем, чтобы не мешать друг другу и избегать лишних конфликтов, возникающих из различия культур. И немецкая слобода в Москве возникла совершенно в соответствии с мировой практикой того времени.
Первая Немецкая слобода в Москве появилась при Василии III (отец Ивана Грозного), когда Великий князь завёл при себе почётную иноземную стражу и для поселения предоставил «немцам» земли в Замоскворечье. При царе Иване Грозном количество немцев в Москве увеличилось, особенно с началом Ливонской войны и Немецкая слобода была перенесена за пределы города и расширена.
Хочется спросить г. Познера, если к «немцам» на Руси испытывали некий особый страх и недоверие, то как же им позволяли служить в почетной страже Великого князя Василия III? При Иване Грозном в русском войске также служили немецкие отряды, в частности не менее 500 человек «ливонских немцев» выполнили ответственную задачу в многодневной битве при Молодях в 1572 г., где был разгромлен крымский хан Девлет Гирей. Как-то не вяжется это с недоверием. И, наконец, немецкое поселение в Москве называлось все-таки не закрытое «гетто», а «слобода», т.е. поселение открытое и свободное от некоторых налогов. Иностранцы, селившиеся в Москве, оказывались в выгодном положении: они не платили торговых пошлин, а также могли весьма доходно производить и продавать вино (водку) и пиво.
Более чем странно звучит утверждение г. Познера, будто русское государство боялось инородцев и иноверцев. Знаменитое белокаменное зодчество Владимиро-суздальской Руси, возникшее в 12 веке связано с итальянскими мастерами из Комо – «немцы католики»! При Василии Темном в 1445 г. на рязанских землях в качестве союзников были поселены будущие Касимовские татары – мусульмане. При Иване III обустройством Кремля и кремлевских соборов вновь занимаются католические мастера из Италии. При Иване Грозном к России были присоединены земли и народы мусульманских Казанского и Астраханского ханств. А во время Ливонской войны хотя бы на некоторое время земли прибалтийских немцев – лютеран и католиков. Да и сама-то Ливонская война как раз и возникла из желания правительства Ивана Грозного свободно общаться с западными «немцами», а вот польский король и ливонский магистр этому препятствовали. Заметьте, «светлые» западные политики, а вовсе не «темная» Православная церковь.
Ниже изображен типовой дом Анны Монс, угнетаемой русским империализмом в немецком гетто Москвы (с картины «немца» А. Бенуа)
Продолжение следует.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |