Дворцовый комплекс Хофбург-жизнь длиною в десять веков.Часть2 |
Кардинальные переделки во многом изменили облик Церкви августинцев (Augustinerkirche), бывшей в течение долгого времени придворной, где проводились многочисленные церемонии. Она была построена в 1330-39 гг. по проекту Дитриха Ладтнера фон Пирн, первоначально как церковь августинского монастыря, и подверглась, как и другие венские строения, неоднократным реконструкциям с бесчисленными наслоениями декора, так что к концу XVIII в. осталось совсем немного от строгого духа Ордена нестяжателей.
Из происходивших здесь знаменитых церемоний следует упомянуть: свадьбу Марии Терезии и Франца Стефана Лотарингского (1736);
заочное венчание Марии Антуанетты и Людовика XVI (1770);
тоже заочное венчание Марии Луизы и Наполеона (1810), где жениха представлял бывший враг Наполеона, эрцгерцог Карл;
свадьбу Франца Иосифа и Елизаветы Виттельсбах (1854)
свадьбу принца Рудольфа с принцессой Стефанией Бельгийской (1881),
не говоря уже о многочисленных похоронах, в т.ч. и императора Франца-Иосифа I.
Одним из самых важных монументов в церкви является надгробие эрцгерцогини Марии Кристины (Антонио Канова, 1797-1805), супруги герцога Альбрехта фон Саксен-Тешен и любимой дочери Марии Терезии. При церкви в часовне Св. Георгия в 1634 г. была сооружена Крипта сердец (Herzgruft), где хранятся 54 урны с забальзамированными сердцами членов императорской фамилии.
У подножия одного из древнейших бастионов города стоит дворец (Albertina), в котором находится уникальная в своем роде “Коллекция графики” с акварелями, гравюрами, рисунками, от Средневековья до наших дней, и с довольно полным собранием эстампов и рисунков Дюрера. Здание, построенное в 1781 г., было расширено 1801-04 гг. по проекту Луи Монтойе для эрцгерцога Альбрехта фон Саксен-Тешен, зятя Марии Терезии.
На террасе стоит конная статуя другого Альбрехта фон Тешен, победителя итальянской армии при Кустоце во время Третьей войны за независимость Италии и, практически, последнего великого полководца из династии Габсбургов. В нише у подножия террасы – необарочный фонтан Аллегория Дуная (Мориц фон Лёр, 1869) со скульптурной аллегорической группой (Иоганн Мейкснер), в которой представлена статуя Дуная, защитника Виндобон
Грандиозная Площадь героев (Heldenplatz), некогда сцена внушительных парадов, была разбита по воле Франца Иосифа, пожелавшего разобрать бастион старых фортификационных укреплений напротив Крыла Леопольда с тем, чтобы создать пространство для Императорского Форума (Kaiserforum) как расширение Хофбурга.
Проект, порученный Готфриду Земперу, предусматривал два полукруглых гигантских крыла, которые, начинаясь у Хофбурга, протянулись бы вплоть до строившегося тогда Бульварного кольца (Ring). Две большие статуи должны были завершить ансамбль, в котором предполагалось использовать также и портал времен Франца I.
Но огромные расходы на создание комплекса и падение империи Габсбургов помешали реализовать проект полностью: западное крыло так никогда и не было построено.
Работы по созданию Нового Хофбурга начались в 1881 г. под руководством Земпера и Карла фон Хазенауэр и были завершены Фридрихом Оманном, Эмилем Фёрстером и Людвигом Бауманном к 1913 г.
Фасад, выходящий на Хельденплатц, поднят на высокий рустованный цоколь, с большими арочными окнами, между которыми стоят статуи, иллюстрирующие историю Австрии. В верхней части – высокая лоджия со сдвоенными колоннами. Монументальность и величественность всего ансамбля усугубляется еще и простором площади, ставшей сегодня большим газоном.
На открытом пространстве площади доминируют две бронзовые конные статуи: на западной стороне, Эрцгерцога Карла, противника Наполеона под Асперном и Ваграмом (Антон Доминик Фернкорн, 1859), на восточной стороне площади, Евгения Савойского, победителя турок (Антон Доминик Фернкорн, 1865).
Но это только легенда, из тех, которые жители Вены любят рассказывать туристам, жадным до курьезов. Возможно, художник хотел изобразить на двух смотрящих друг на друга монументах двух разных коней, хотя бы с тем, чтобы убедиться в собственном мастерстве.
В Новом Хофбурге расположено и несколько интересных музеев: Оружейное собрание (Waffensammlung) с коллекцией оружия, Коллекция музыкальных инструментов (Musikinstrume ntensammlung) с музыкальными инструментами XVI-XIX вв., Эфесский Музей с барельефами из Мавзолея Луциуса Веруса и Этнографический музей.
Значительная часть оружейного собрания (Waffensammlung) происходит из коллекции эрцгерцога Фердинанда Тирольского, который собрал ее еще в XVI в. в своем замке Амбрас.
Страстный коллекционер редких вещей любого рода, но, прежде всего, оружия, эрцгерцог содержал двух секретарей для поиска раритетов. Сохранилась многотомная переписка с запросами, “нажимами” обещаниями, составленная Фердинандом и его секретарями для получения желанного оружия и военного снаряжения, принадлежавшего царственным особам или знаменитым полководцам.
Таким образом, стало возможным определить первых владельцев почти каждой вещи в коллекции. Против воли эрцгерцога, после его смерти большая часть коллекции была перевезена в Вену и разошлась по различным собраниям.
Особый интерес представляет королевское военное снаряжение, принадлежавшее Максимилиану I (ок. 1550), Карлу V и Рудольфу (ок. 1575).
Седло
Каска Скандерберг
Фрагмент доспехов
Сегодня расширенная и дополненная коллекция является частью собрания Музея истории искусства, хотя и выставлена не в основном здании, а в залах Нового Хофбурга.
Портал (арка) героев (Heldentor), называемый также Воротами замка (Burgtor) или Внешними крепостными воротами (Äußeres Burgtor), завершает композицию площади Хельденплатц со стороны Ринга.
Задуманный как монументальный вход в императорские дворцы, портик был построен (Людовик Каньола, Пьетро Нобиле, 1821-24) на месте самого маленького бастиона в старой городской стене. В 1933 году портик, по проекту Рудольфа Вондрачека превращенный в мемориал австрийских героев войны 1914-1918 гг., получил современное название.
Народный сад (Volksgarten) был разбит Людвигом Реми в 1819-23 гг. по случаю благоустройства и расширения площади Хельдеплатц, в прошлом занятой бастионами Хофбурга. В типичном итальянском саду нашлось место и для так называемого Храма Тезея (Theseus-Tempel), который построил в 1820-25 гг. Пьетро Нобиле, скопировав классический греческий храм. В него была помещена скульптурная группа “Тезей, убивающий Минотавра” скульптора Кановы, сегодня установленная на лестнице Музея истории искусства.
Архитектор воспроизвел афинский храм Гефеста (в прошлом веке он считался храмом Тезея), взяв его структуру периптера в дорическом стиле с шестиколонным портиком. В западном углу парка, идеально гармонируя с храмом Тезея, расположен памятник императрице Елизавете, которая, спасаясь от гнетущей атмосферы двора, часто уединялась на своем любимом острове Корфу, где могла удовлетворять свою страсть к греческой античности. Памятник, спроектированный архитектором Фридрихом Оманном и изваянный скульптором Хансом Биттерлихом, был открыт 4 июня 1907 г.
На месте взорванного в 1809 г. Наполеоном бастиона император Франц I повелел разбить небольшой парк Бурггартен (Burggarten), располагающийся ныне между Бургрингом и крылом Нового Хофбурга Вены. В саду, изначально доступном только для членов императорской семьи и открытом для публики только в 1919 г., установлены памятники Абрахаму а Санта-Кларе (1644-1709 гг., венский проповедник времен второй турецкой осады), императору Францу I (старейшая конная статуя в Вене), В.А. Моцарту и императору Францу Иосифу I (бронзовая статуя).
В здании Дома бабочек (Schmetterlinghaus), построенном в Югендстиле, живут на свободе тысячи типов самых красивых в мире бабочек, в том числе и полные очарования экзотические из тропических лесов. Здесь в стеклянных аквариумах можно наблюдать круглосуточный цикл жизни этих насекомых, от личинки до взрослой особи.
Михаэлеркирхе (Michaelerkirche)
Грандиозный Хофбург является как бы фоном для маленькой, интимной Площади Архангела Михаила (Michaelerplatz). Вена богата такими контрастами, в которых наиболее величественные проявления имперского стиля часто соседствуют с более скромными образцами бюргерского стиля. Так и на этой скромной площади доминирует церковь Архангела Михаила (Michaeierkirche), первая постройка которой относится к XIII в. Даже неоднократно перестроенная, она сохранила свои первоначальные абсиду и стройную готическую колокольню восьмиугольной формы, увенчанную шпилем.
Классический фасад XVIII в. предварен небольшим портиком со скульптурной группой в стиле барокко Битва Архангела Михаила (Лоренцо Маттиелли, 1725). Интерьер, несмотря на уцелевшую готическую трехнефную структуру, образованную разностильными пилястрами и высокими крестовыми сводами со множеством широких ребер, впоследствии был решительно изменен, в особенности в алтаре, где лепные украшения преобразили архитектонику церкви.
Реконструкция алтарной части началась во второй половине XVIII в., когда М. Унтербергер изваял скульптурную группу (в гипсе и алебастре) Битва Архангела Михаила с восставшими Ангелами, в блестящем сплетении облаков и фигур. Главный алтарь, который можно считать последним проявлением венского барокко, был создан в 1781 г. Ж. Б. д’Авранжем, использовавшим в декоративном убранстве статуи Евангелистов и Ангелов с канделябрами, изваянные Й. Э. Фишером. С правой стороны церкви, где начинается крытая галерея, ведущая в старинный Михаэлердуркхаус, находится большой полихромный рельеф “Голгофа” относящийся к периоду поздней готики.
Он был подарен церкви в 1494 г. нотариусом и канцлером Гансом Хюбером. На первом плане рельефа - молящийся в Гефсиманском саду Христос, изображен на фоне других сцен “Страстей Господних” кульминация которых приходится на “Распятие”. Внушительная и драматичная композиция вызывает в памяти “Великие страсти” работы Дюрера.
Колокольня церкви Архангела Михаила (Stallburggasse) венчает целый ансамбль зданий. Многочисленные преобразования, которые такой старый город, как Вена, перенес на протяжении веков, способствовали формированию подобных уголков. Антикварные магазины, характерные лавочки и мастерские ремесленников, а также относительное спокойствие этого квартала вносят дополнительные штрихи к пейзажу, который напоминает старинную олеографию.
Манеж Школы Испанской Верховой Езды (Spanische Reitschule)
Габсбурги любили лошадей – это общеизвестный факт. Когда английский король Эдуард VII посетил Франца-Иосифа I в 1909 г., гордясь своим новым автомобилем, австрийский император не обратил должного внимания на это новое средство передвижения и продолжал предпочитать своего коня Флориана. Уже в 1580 г. у эрцгерцога Карла Штирийского родилась идея основать придворные конюшни в деревушке Липице под Триестом, где стали разводить лошадей, скрещивая арабских и берберских скакунов с андалузскими лошадьми.
С Первой мировой войной и крушением Австро-Венгерской монархии, Липица отошла к Италии и конюшни были переведены в Пибер, рядом с Грацом. Здесь было продолжено и продолжается до сих пор разведение лошадей, называемых “липицане Идея создания Школы верховой езды в Вене восходит к 1572 г., когда для этой цели было построено деревянное сооружение, получившее название “Spanische Reitschule“, т.е. Школа испанской верховой езды. Тогда в Австрии разводили лошадей только испанских пород, в то время как сегодня предпочитают исключительно липицанеров. В 1681 году вышел императорский указ о строительстве постоянного манежа. Так в сердце Вены, в Хофбурге, в 1729 г. было начато строительство Зимнего манежа (Winterreitschule), законченного к 14 сентября 1735 г. Проект здания принадлежит Йозефу Эммануилу Фишеру фон Эрлах: он выстроил просторный белый зал, полный света, с двумя галереями, разделенными 46 коринфскими колоннами.
Зал был задуман как многофункциональное помещение: здесь проводились турниры, праздники, чествования, банкеты. Из самых знаменитых были банкет по случаю заочного бракосочетания Наполеона и Марии Луизы и балы во время Венского конгресса. На стене напротив входа помещен большой портрет Карла VI на липицанском скакуне.
В этом внушительном помещении, лошади – действительно главные действующие лица: начинает играть музыка, и липицанеры под руководством своих виртуозных наездников исполняют труднейшие и удивительнейшие упражнения, такие, например, как “курбет” и “каприола”. Эту старинную породу скаковых лошадей, принадлежавшую Дому Габсбургов и австро-венгерским монархам, тренируют по системе Школы Испанской верховой (Spanische Hofreitschule) езды.
Ряд самых важных государственных административных зданий находится на площади Баллхаусплатц (Ballhausplatz), название которой дано по императорскому залу для игры в мяч. Кроме крыла Амалии (Amalientrakt), на площадь выходят строение древнего Техайме Хофканцлай с Государственной Канцелярией (Bundeskanzleramt) и крыло Леопольда (Leopoldinischertrakt), в котором располагается резиденция Президента Республики.
Здание Канцелярии было построено в 1717-19 гг. по проекту Иоганна Лукаса фон Хильдебрандт и позднее, в 1766 г., перестроено Николаусом Пакасси. Со временем, пространство, оставшееся свободным после разборки монастырских строений миноритов, постепенно застраивалось, пока, наконец, не образовался целый завершенный комплекс зданий; некоторые из них сегодня заняты Австрийским Государственным Архивом.
В этом дворце работали такие великие государственные деятели, как Кауниц и Меттерних; здесь происходили исторические заседания Венского Конгресса (1814-1815). Здесь же в 1934 г. был убит канцлер Дольфусс.
Кайзергруфт (Kaisergruft)
Под Церковью капуцинов находится Императорский склеп (Kaisergruft), в котором похоронены, как свидетельства трехсотлетней истории, останки 114 членов императорского семейства Габсбургов, среди них 12 императоров и 16 императриц.
Траурные помещения обширной крипты построены и расширены с 1633 года по 1909 год. В старой крипте находятся могилы Леопольда I, Иосифа I и Карла VI (Балдасар Фердинанд Молл) с прекрасной скульптурой Опечаленная Австрия (Иоганн Николаус Молл). Из старой крипты есть вход в помещение, где в двойном саркофаге в стиле рококо (Б.Ф. Молл) покоятся останки Марии Терезии и ее мужа Франца I Лотарингского.
Супруги представлены лежащими на саркофаге, по углам которого изображены короны Священной Римской империи, Богемии, Венгрии и Иерусалима. Саркофаг был выполнен в 1753 году при еще живущей императорской супружеской паре. Оставшись вдовой, Мария Терезия проводила долгие ночи возле саркофага с прахом ее супруга. Мало найдется женщин, способных без страха проводить долгое время в едва освещенной факелами и полной гробов крипте, но Мария Терезия, сокрушенная потерей горячо любимого мужа, чувствовала только боль.
В новой крипте похоронены Франц II и Мария Луиза, вторая жена Наполеона, императрица Франции и герцогиня Пармы. Здесь же находятся захоронения Франца-Иосифа I, скончавшегося в 1916 году, его супруги Елизаветы, убитой в Женеве в 1898 году анархистом Луккени, и их сына Рудольфа, покончившего с собой в 1889 году в Майерлинге.
Среди гробниц августейших особ есть могила некоронованной графини Фукс, гувернантки Марии Терезии. Таково было желание императрицы, чтобы верная ее подруга оставалась рядом с ней и в потустороннем мире.
Зал гипсовых скульптур
Parthian Monument.Апофеоз
Gardehalle
Гайдн
Маска Шуберта
Burgtheater Buehne 1880
August Gerasch, 1908,Вена,вокруг дворцового театра
Рубрики: | Австрия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |