-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ninel2401

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2011
Записей: 3037
Комментариев: 268
Написано: 4703


Автопутешествие по КольскоАвтопутешествие по Кольскому полуострову Автопутешествие по Кольскому полуострову

Среда, 29 Февраля 2012 г. 22:42 + в цитатник
Цитата сообщения Юфан Автопутешествие по Кольскому полуострову

Поездка в буквальном смысле на край света планировалась несколько месяцев, собирали по крупицам информацию, карты, треки, заказывали погранпропуска... И мы сделали это.

Удивительная северная природа, Мурманская область / Фото из России

Удивительная северная природа, Мурманская область

Расстояние в 2000 км до Мурманска решили разбить ночевкой недалеко от уже знакомого Муромского монастыря на берегу Онежского озера. На этот раз немного штормило. Несмотря на это, кое-кто из нас отважился искупаться. Перекусили, выспались, съездили непосредственно к монастырю и снова в путь, теперь уже до самого Мурманска. Дорога представляла собой то отличный автобан, то практически полностью убитый грейдер. Но нашей технике было всё равно, мы ехали постоянно со скоростью 110-120 км/ч.

Мыс Большой Скорбеевский - один из самых северных в России / Фото из России
Мыс Большой Скорбеевский - один из самых северных в России

Обязательная остановка при пересечении Северного полярного круга, и вот мы уже в Мурманске.

Пересечение Северного полярного круга  / Фото из России
Пересечение Северного полярного круга

На следующий день быстро забираем пропуска ПУ ФСБ и в путь, нас ждет Северный Ледовитый океан! Сразу после КПП в Титовке мы сворачиваем с Печенгской трассы к перевалу на Баренцево море.

Перевал на Баренцево море / Фото из России
Перевал на Баренцево море

Перевал. Никакими словами не описать его суровую красоту!

На перевале / Фото из России
На перевале

Собственно перевал начинается от Пьяного ручья, бурный поток которого (я бы даже сказал водопад) дорога пересекает, едва свернув от реки Титовки. В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы все машины, которые шли через перевал со стороны Титовки, неизменно останавливались у ручья, где принято было пропустить по одной за благополучное преодоление препятствия. Так и стал ручей Пьяным.

Водопад на притоке Титовки, высота 6 метров / Фото из России
Водопад на притоке Титовки, высота 6 метров

Дорогу через перевал торили монахи Печенгского монастыря. Была она пешеходно-конной и до тридцатых годов нашего века устраивала людей.

Дорога, проложенная монахами Печенгского монастыря / Фото из России
Дорога, проложенная монахами Печенгского монастыря

В годы войны перевал был у фашистов. Они выровняли полотно и построили еще одну тыловую дорогу, которая выходит к хребту Муста-Тунтури.

Вдоль дороги покоятся упавшие машины / Фото из России
Вдоль дороги покоятся упавшие машины

То тут, то там можно увидеть останки упавших с дороги машин. Думаю, зимой здесь весьма небезопасно. Повсюду видны отлично сохранившиеся ДОТы, укрепления. Где-то здесь была линия фронта.

Чайка за полярным кругом / Фото из России
Чайка за полярным кругом

Наконец вдали появляется губа Кутовая, это уже Баренцево море.

Вдали виднеется губа Кутовая / Фото из России
Вдали виднеется губа Кутовая

Выбираем место ночевки у подножия хребта Муста-Тунтури. Здесь стояли уже наши войска.

Ночевка у подножия хребта Муста-Тунтури / Фото из России
Ночевка у подножия хребта Муста-Тунтури

Время - два часа ночи, солнце и не думает двигаться к горизонту. Полярный день. Отдыхаем, наслаждаемся Севером.
 

Путь наш лежит по западной части полуострова Средний.

Дорога через полуостров Средний / Фото из России
Дорога через полуостров Средний

Встречаем братские захоронения периода 1941-1944 годов. Только на Среднем их 26.

Братские захоронения периода Великой Отечественной войны / Фото из России
Братские захоронения периода Великой Отечественной войны

На некоторых захоронениях работают патриотические отряды, реставрируют. Разговариваем с командирами, двигаемся дальше.

У нескольких захоронений ведется реставрация / Фото из России
У нескольких захоронений ведется реставрация

Подъезжаем к береговой батарее 50-х годов постройки. Заброшенная, но отлично сохранившаяся. Четыре орудийные башни, неразворованные подземелья... Впечатляет, хоть я и не являюсь большим любителем фортификации.

На береговой батарее 50-х годов / Фото из России
На береговой батарее 50-х годов

Погода тем временем улучшается, что редкость в этих краях.

Путь вдоль берега - под ясным небом / Фото из России
Путь вдоль берега - под ясным небом

Едем вдоль берега, то и дело выбегаем из машин насладиться видами.

Полуостров Средний, высота 113 метров / Фото из России
Полуостров Средний, высота 113 метров

Подъезжаем к мысу Земляному. Обрывистые, высоченные скалы слезятся грунтовыми водами. Между океаном и скалами - пологий зеленый бережок. На нем стоят два каменных столба. Это священные камни саамов. Издавна поклонялся им человек, просил помощи, заступничества, благословения.

Древнее саамское капище Два Брата / Фото из России
Древнее саамское капище Два Брата

Наслаждаемся видами, фотографируем и едем дальше. Дорогу то и дело пересекают живописные ручейки.

Ручейки на нашей дороге / Фото из России
Ручейки на нашей дороге

А вот и первый полноценный брод через реку Выкат. Меряем глубину - местами до двух метров. Но фарватер найден.

Брод через реку Выкат / Фото из России
Брод через реку Выкат

Вдалеке на севере уже виднеется цель поездки - полуостров Рыбачий. Нам туда.
 

Полуостров Рыбачий и хребет Муста-Тунтури. Это самая северная точка европейской части России - дальше только Северный полюс. Край тундры, ветров и полярных оленей.

Шельф Баренцева моря / Фото из России
Шельф Баренцева моря

Сразу после перешейка со Средним начинается вполне проезжая дорога. Местами она идет прямо по затопляемому во время прилива пляжу. Грандиозный вид.

Дорога проходит прямо по пляжу / Фото из России
Дорога проходит прямо по пляжу

До самой северной точки недалеко. Эта территория была полностью закрытой в течении 60 лет. Всё, что здесь осталось, так это действующая станция слежения ПВО и маяк. Самый северный маяк.

Самый северный маяк - на закрытой территории / Фото из России
Самый северный маяк - на закрытой территории

Ну вот и добрались. Мыс Немецкий - самая северная точка материковой европейской части России.

Мыс Немецкий - дальше только океан и Северный полюс / Фото из России
Мыс Немецкий - дальше только океан и Северный полюс

Вглядываемся в серую мглу океана, в даль, где больше нет никакой земли.

На краю света / Фото из России
На краю света

Под впечатлением огибаем Вайда-губу, смотрим как корабль-заправщик закачивает прямо из залива через длиннющий шланг соляру к военным и движемся к мысу Кекурскому.

Суровый и прекрасный край / Фото из России
Суровый и прекрасный край

Здесь северная природа являет себя во всей красе. Идет дождь, и дует ледяной ветер с океана.

Мыс Кекурский / Фото из России
Мыс Кекурский

Всю вторую половину XX века полуостров Рыбачий был закрытой военной зоной. Кто здесь только не базировался - ракетчики, ПВО, пограничники, морпехи. В 90-е годы вместе со страной развалился и ВПК. Части были брошены, вооружение вывезено. Самым крупным гарнизоном на полуострове была Скорбеевка. Туда-то мы и заехали.

Брошенный военный гарнизон / Фото из России
Брошенный военный гарнизон

Здесь и дома офицеров, и казармы, спортивный зал и котельная. Всё, что надо для жизни. И всё брошено.

Пустые дома в Скорбеевке / Фото из России
Пустые дома в Скорбеевке

А какие пейзажи неподалеку!

Водопад на реке Скорбеевской / Фото из России
Водопад на реке Скорбеевской

Пятисотка генштаба подсказала, что очень живописным должен быть мыс Большой Скорбеевский.

Мыс Большой Скорбеевский / Фото из России
Мыс Большой Скорбеевский

Стометровый обрыв и отдельно стоящая скала на берегу.

Скала на мысе Большой Скорбеевский высотой 10 метров / Фото из России
Скала на мысе Большой Скорбеевский высотой 10 метров

А вот и скала. Жаль, что тут уже понаоставляли надписей типа "Вася ДМБ". Хотя всё равно выглядит впечатляюще.

 

Дальше едем в сторону Зубовской губы. Дорога представляет из себя каменный триал. Иногда кажется, что проехать тут невозможно.

Сложный участок нашего пути / Фото из России
Сложный участок нашего пути

Крутые спуски и подъемы чередуются с весьма приличными лужами.

Дорога с препятствиями / Фото из России
Дорога с препятствиями

И вот мы у цели. Место впадения реки Пяйве в Зубовскую губу. Здесь нам предстоит найти древние петроглифы и сделать наконец дневку.

Зубовская губа, река Пяйве впадает в океан / Фото из России
Зубовская губа, река Пяйве впадает в океан

Замечательно отдохнули, наблюдали за оленями, собрали грибов, наловили форели...

Прекрасное место для остановки / Фото из России
Прекрасное место для остановки

Петроглифы хоть мы и обнаружили, но интереса они уже никакого не представляют. Почти всё уничтожено копотью костра. И опять надписи вандалов. А ведь их возраст больше, чем у египетских пирамид. Ну да ладно, пора в путь. Погода опять благоволит нам, и мы подъезжаем к реке Зубовке.

Река Зубовка / Фото из России
Река Зубовка

Говорят, здесь есть заветная яма, куда с моря заходит семга. Затонувшая баржа ей не мешает.

Солнечный день в северных краях / Фото из России
Солнечный день в северных краях

Настало время покидать полуостров. Снова дорога, дорога, дорога. Впереди поселение Большое Озерко - самое крупное в настоящее время на полуостровах.

Большое Озерко - самое крупное поселение на полуостровах / Фото из России
Большое Озерко - самое крупное поселение на полуостровах

На другом берегу показался хребет Муста-Тунтури. Осталось обогнуть залив, и мы будем прямо на линии фронта.

Губа Кутовая, вид на хребет Муста-Тунтури / Фото из России
Губа Кутовая, вид на хребет Муста-Тунтури

Снова перевал, только на этот раз мы едем по старой тыловой дороге немцев.

Старая тыловая дорога немцев / Фото из России
Старая тыловая дорога немцев

Какого же она качества! Здесь проедет легковушка! А ведь ей больше 60 лет.

Загадочные сейды / Фото из России
Загадочные сейды

Это край сейдов. Молчаливых и загадочных свидетелей войны.

В царстве сейдов на старой немецкой дороге / Фото из России
В царстве сейдов на старой немецкой дороге

Хребет Муста-Тунтури - это гранитные горы с крутыми уступами, поднимающимися у губы Волоковой до высоты 262 метра от уровня воды. Высота, которую Красная армия не могла отбить 3 года. Всё изрыто окопами, блиндажами, везде огневые точки. Фотографии ничего показать здесь не смогут, это надо видеть. Снизу шли наши солдаты наверх, им на голову сыпался свинец. Кто падал, кто поднимался дальше. Спрятаться негде. Они взяли эту высоту.

На вершине хребта Муста-Тунтури / Фото из России
На вершине хребта Муста-Тунтури

Уезжали мы из этих мест всё той же немецкой дорогой на Печенгу. Местами деревянные мосты сгнили, но нас уже было не удивить. Мы ехали домой. Впереди еще был сумасшедший брод возле Печенги, военные полигоны, плохая солярка и опять Мурманск. Но всего не опишешь и не покажешь - лучше увидеть это самому.
 

автор: nub1an

Источник

 

 

Рубрики:  Мурманск

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку