Автопутешествие по КольскоАвтопутешествие по Кольскому полуострову Автопутешествие по Кольскому полуострову |
Поездка в буквальном смысле на край света планировалась несколько месяцев, собирали по крупицам информацию, карты, треки, заказывали погранпропуска... И мы сделали это.
Расстояние в 2000 км до Мурманска решили разбить ночевкой недалеко от уже знакомого Муромского монастыря на берегу Онежского озера. На этот раз немного штормило. Несмотря на это, кое-кто из нас отважился искупаться. Перекусили, выспались, съездили непосредственно к монастырю и снова в путь, теперь уже до самого Мурманска. Дорога представляла собой то отличный автобан, то практически полностью убитый грейдер. Но нашей технике было всё равно, мы ехали постоянно со скоростью 110-120 км/ч.
Обязательная остановка при пересечении Северного полярного круга, и вот мы уже в Мурманске.
На следующий день быстро забираем пропуска ПУ ФСБ и в путь, нас ждет Северный Ледовитый океан! Сразу после КПП в Титовке мы сворачиваем с Печенгской трассы к перевалу на Баренцево море.
Перевал. Никакими словами не описать его суровую красоту!
Собственно перевал начинается от Пьяного ручья, бурный поток которого (я бы даже сказал водопад) дорога пересекает, едва свернув от реки Титовки. В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы все машины, которые шли через перевал со стороны Титовки, неизменно останавливались у ручья, где принято было пропустить по одной за благополучное преодоление препятствия. Так и стал ручей Пьяным.
Дорогу через перевал торили монахи Печенгского монастыря. Была она пешеходно-конной и до тридцатых годов нашего века устраивала людей.
В годы войны перевал был у фашистов. Они выровняли полотно и построили еще одну тыловую дорогу, которая выходит к хребту Муста-Тунтури.
То тут, то там можно увидеть останки упавших с дороги машин. Думаю, зимой здесь весьма небезопасно. Повсюду видны отлично сохранившиеся ДОТы, укрепления. Где-то здесь была линия фронта.
Наконец вдали появляется губа Кутовая, это уже Баренцево море.
Выбираем место ночевки у подножия хребта Муста-Тунтури. Здесь стояли уже наши войска.
Время - два часа ночи, солнце и не думает двигаться к горизонту. Полярный день. Отдыхаем, наслаждаемся Севером.
Путь наш лежит по западной части полуострова Средний.
Встречаем братские захоронения периода 1941-1944 годов. Только на Среднем их 26.
На некоторых захоронениях работают патриотические отряды, реставрируют. Разговариваем с командирами, двигаемся дальше.
Подъезжаем к береговой батарее 50-х годов постройки. Заброшенная, но отлично сохранившаяся. Четыре орудийные башни, неразворованные подземелья... Впечатляет, хоть я и не являюсь большим любителем фортификации.
Погода тем временем улучшается, что редкость в этих краях.
Едем вдоль берега, то и дело выбегаем из машин насладиться видами.
Подъезжаем к мысу Земляному. Обрывистые, высоченные скалы слезятся грунтовыми водами. Между океаном и скалами - пологий зеленый бережок. На нем стоят два каменных столба. Это священные камни саамов. Издавна поклонялся им человек, просил помощи, заступничества, благословения.
Наслаждаемся видами, фотографируем и едем дальше. Дорогу то и дело пересекают живописные ручейки.
А вот и первый полноценный брод через реку Выкат. Меряем глубину - местами до двух метров. Но фарватер найден.
Вдалеке на севере уже виднеется цель поездки - полуостров Рыбачий. Нам туда.
Полуостров Рыбачий и хребет Муста-Тунтури. Это самая северная точка европейской части России - дальше только Северный полюс. Край тундры, ветров и полярных оленей.
Сразу после перешейка со Средним начинается вполне проезжая дорога. Местами она идет прямо по затопляемому во время прилива пляжу. Грандиозный вид.
До самой северной точки недалеко. Эта территория была полностью закрытой в течении 60 лет. Всё, что здесь осталось, так это действующая станция слежения ПВО и маяк. Самый северный маяк.
Ну вот и добрались. Мыс Немецкий - самая северная точка материковой европейской части России.
Вглядываемся в серую мглу океана, в даль, где больше нет никакой земли.
Под впечатлением огибаем Вайда-губу, смотрим как корабль-заправщик закачивает прямо из залива через длиннющий шланг соляру к военным и движемся к мысу Кекурскому.
Здесь северная природа являет себя во всей красе. Идет дождь, и дует ледяной ветер с океана.
Всю вторую половину XX века полуостров Рыбачий был закрытой военной зоной. Кто здесь только не базировался - ракетчики, ПВО, пограничники, морпехи. В 90-е годы вместе со страной развалился и ВПК. Части были брошены, вооружение вывезено. Самым крупным гарнизоном на полуострове была Скорбеевка. Туда-то мы и заехали.
Здесь и дома офицеров, и казармы, спортивный зал и котельная. Всё, что надо для жизни. И всё брошено.
А какие пейзажи неподалеку!
Пятисотка генштаба подсказала, что очень живописным должен быть мыс Большой Скорбеевский.
Стометровый обрыв и отдельно стоящая скала на берегу.
А вот и скала. Жаль, что тут уже понаоставляли надписей типа "Вася ДМБ". Хотя всё равно выглядит впечатляюще.
Дальше едем в сторону Зубовской губы. Дорога представляет из себя каменный триал. Иногда кажется, что проехать тут невозможно.
Крутые спуски и подъемы чередуются с весьма приличными лужами.
И вот мы у цели. Место впадения реки Пяйве в Зубовскую губу. Здесь нам предстоит найти древние петроглифы и сделать наконец дневку.
Замечательно отдохнули, наблюдали за оленями, собрали грибов, наловили форели...
Петроглифы хоть мы и обнаружили, но интереса они уже никакого не представляют. Почти всё уничтожено копотью костра. И опять надписи вандалов. А ведь их возраст больше, чем у египетских пирамид. Ну да ладно, пора в путь. Погода опять благоволит нам, и мы подъезжаем к реке Зубовке.
Говорят, здесь есть заветная яма, куда с моря заходит семга. Затонувшая баржа ей не мешает.
Настало время покидать полуостров. Снова дорога, дорога, дорога. Впереди поселение Большое Озерко - самое крупное в настоящее время на полуостровах.
На другом берегу показался хребет Муста-Тунтури. Осталось обогнуть залив, и мы будем прямо на линии фронта.
Снова перевал, только на этот раз мы едем по старой тыловой дороге немцев.
Какого же она качества! Здесь проедет легковушка! А ведь ей больше 60 лет.
Это край сейдов. Молчаливых и загадочных свидетелей войны.
Хребет Муста-Тунтури - это гранитные горы с крутыми уступами, поднимающимися у губы Волоковой до высоты 262 метра от уровня воды. Высота, которую Красная армия не могла отбить 3 года. Всё изрыто окопами, блиндажами, везде огневые точки. Фотографии ничего показать здесь не смогут, это надо видеть. Снизу шли наши солдаты наверх, им на голову сыпался свинец. Кто падал, кто поднимался дальше. Спрятаться негде. Они взяли эту высоту.
Уезжали мы из этих мест всё той же немецкой дорогой на Печенгу. Местами деревянные мосты сгнили, но нас уже было не удивить. Мы ехали домой. Впереди еще был сумасшедший брод возле Печенги, военные полигоны, плохая солярка и опять Мурманск. Но всего не опишешь и не покажешь - лучше увидеть это самому.
автор: nub1an
Рубрики: | Мурманск |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |