Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
Микалоюс Чюрлёнис
Микалоюс Чюрленис
(1875-1911)
Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года.
Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы - Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с искусством, а именно с музыкой, играл на органе.
Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований.
Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай.
Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.
В 1893 году Чюрлёнис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.
Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.
Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрлёнис возвращается в Варшаву.
Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.
Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».
В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.
В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрлёнис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.
"CКАЗКА" (СКАЗКА О ЗАМКЕ) 1909
Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.
В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.
"Дружба"
Художник был полон веры в то, что его когда-нибудь должны понять, и в 1907-1908 годах создал лучшие свои произведения - "Сказки" и серии "музыкальной живописи".
"CКАЗКА" (II) 1907
Приезжая на лето в Друскининкай, он по восемь-десять часов не покидал своей мастерской, писал музыку, рисовал, фантазировал. Его мастерской была крохотная комнатка в родительском доме, большая часть которого сдавалась дачникам. Он был так занят, что еду просил ставить ему на подоконник. Даже самые сложные свои работы Чюрленис создавал по единственному наброску. Из красок чаще использовал темперу, которую сильно разводил и наносил, как при работе акварелью, тонкими, прозрачными слоями.
Сначала появились серии пейзажных фантазий Чюрлениса - взволнованный и лиричный триптих "Райгардас", полный движения пробуждающейся природы цикл "Весна" и воспринятый символом неразделенной любви цикл "Зима"... Искусствоведы называли эти произведения "пейзажами души".
А наблюдавшая, как они рождались, С. Кимантайте вспоминала: "Константинос жил, погруженный в красоту природы, каждая веточка была объектом его наблюдения. Он, захлебываясь, пил краски цветов, а что уж говорить об облаках..."
Потом появились созданные, а точнее сотканные из фольклорных мотивов "Сказка о крепости", "Сказка о замке", "Путешествие королевича", "Путешествие королевны".
И наконец, пластическую, цветовую плоть начала обретать на полотнах сама музыка. "Фуга" и знаменитые "Сонаты" Чюрлёниса построены по всем законам музыкальных произведений. В них есть и аллегро, и анданте, и скерцо, и финал. Это философские колористические метафоры, взволнованное ритмическое повествование о самых тайных человеческих переживаниях, слитых воедино с жизнью природы и всего мироздания. В этих работах - послание художника в будущее.
Осенью 1908 года Чюрлёнис поехал в Петербург, где познакомился с Добужинским, Бакстом, Сомовым и другими "мирискусниками". Остроумова-Лебедева вспоминала о Чюрленисе: "Он был среднего роста, молодой, худенький, с пушистыми светлыми волосами и голубыми глазами. Производил он впечатление болезненного и хрупкого..." В это время Чюрлёнис начал писать оперу "Юрате - королева Балтики", для которой сам создал эскизы декораций. Сценарий писала Кимантайте. Среди живописных произведений 1908-1909 годов заслуживают особого внимания символические композиции "Рекс", "Жемантийские кресты", "Арка Ноя", "Рай"... Но все больше тревоги, смятения, дурных предчувствий в его картинах. Появляются "Демон", "Прелюд", "Баллада о черном солнце"...
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.
Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.
В 1909 году Чюрлёнис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
"REX" 1909
Как и Врубелю, Чюрлёнису не удалось победить душевную болезнь.
Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай. Врачи настояли, чтобы Чюрлениса поместили в Пустельницкую больницу для душевнобольных под Варшавой. В это время его приняли в общество "Мир искусства", и Бенуа назвал его картину "Всадник", которая экспонировалась на одной из выставок, "самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей". Врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. А он все время слышал звон колокола... В один из вечеров он написал несколько строк, обращенных к жене и только что родившейся дочери, и в одной больничной одежде ушел в зимний лес...
Возвратившись, он заболел тяжелым воспалением легких, потом случилось кровоизлияние в мозг. 10 апреля 1911 года его не стало.
Но остались обращенные к потомкам глубочайшие по смыслу, музыкальные по звучанию картины, осталась его музыка, письма, записи в альбоме...
Мир представлялся Чюрлёнису большой симфонией, а люди напоминали ноты. Он был убежден: "Человек, живя среди людей, всегда должен вершить добро, и его жизнь никогда не будет прожита зря, даже если в глазах других он - ничто".
«Любопытнее и убедительнее, писал Вячеслав Иванов, этот духовидец тогда, когда он ставит себе задачу уже иррациональную для живописи, когда он непосредственно отдается своему дару двойного зрения. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Все вещественное, как бы осаждаясь в другой, низший план творения, оставляет ощутимым только ритмический и геометрический принцип своего бытия. Само пространство почти преодолевается прозрачностью форм, не исключающих и не вытесняющих, но как бы вмещающих в себе соединение формы. Я не хочу этим сказать, что идея опрозраченного мира иррациональна для живописи сама по себе. Но у Чюрлёниса эта геометрическая прозрачность кажется мне попыткою приблизиться к возможностям зрительной сигнализации такого созерцания, при котором наши три измерения недостаточны. По-видимому, художник ищет в сфере Эвклида дать проекцию вещей, воспринимаемых им в сфере Лобачевского»
Стихи М.К. Чюрлёниса
Любовь — это восход солнца, полдень
долгий и жаркий, вечер тихий и
чудный. А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.
Помнишь ли ты море, черный закат?
…Слышишь, как шумят волны?
И играют, и поют. Помнишь?
А большие волны помнишь?.. Помнишь,
какой шар света ты принесла
мне тогда, когда я еще не знал тебя?
Говори со мной, говори много, часто,
как говорила еще до нашей встречи.
И всегда держи в своих ладонях
этот великий огонь…
…Помни, что исполнятся все наши
желания, все мечты. Счастье с нами,
а если судьба слегка мешает и стесняет,
то уж такая у нее привычка…
Я вижу, как горят твои светлые глаза,
как мысль твоя летит метеором,
и, ощущая бескрайнюю радость,
свято, твердо верю, что серость, жалкая
проза никогда не проникнут в наш
Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь,
ты, чудесная моя Жрица! Вся наша
жизнь сгорит на жертвеннике Вечного
и Всемогущего искусства. И скажи —
разве не мы самые счастливые люди на свете?
Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле. И буду
долго, долго смотреть на все,
чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах…
"ПРЕЛЮД"
И "ФУГА"
"АНГЕЛОЧКИ (РАЙ)" 1909
"Жемайтийское кладбище"
"АНГЕЛ (ПРЕЛЮД АНГЕЛА)" 1909
"АНГЕЛ" 1904
"ВЕЧНОСТЬ" 1906
"ГИМН (III)" 1906
"Гимн"
"Истина"
"Соната солнца. Аллегро"
"Соната солнца. Финал"
"ГОРОД" 1908
"ЖЕРТВА" 1909
"CКАЗКА (I)" 1907
"Цикл СОНАТА II (Соната весны)" ANDANTE 1907
"СОТВОРЕНИЕ МИРА (III)" 1905
"СОТВОРЕНИЕ МИРА (IV)" 1905
"СОТВОРЕНИЕ МИРА (VI)" 1905
"СОТВОРЕНИЕ МИРА (XI)" 1905
"Сотворение мира. XI" 1905-1906
"СОТВОРЕНИЕ МИРА (XII)" 1905
"Сотворение Мира"
"Сказка королей"
"ФАНТАЗИЯ (ДЕМОН)" 1909
"Спокойствие"
"ТОСКА (I)" 1906
"МОЙ ПУТЬ (II)" 1907
"Цикл СОНАТА III (Соната ужа) ALLEGRO" 1908
"ЦВЕТЫ" 1906
"Цикл СОНАТА VI (Соната звезд) ANDANTE" 1908
"Цикл СОНАТА VI (Соната звезд) ALLEGRO" 1908
"Эскизы к витражам"
"ЗИМА (II)" 1907
"ЗИМА (III)" 1907
"ЗИМА (IV) 1907
"ЗИМА (V)" 1907
"Лес"
"Знаки Зодиака"
"Знаки Зодиака - Стрелец"
"Знаки Зодиака "
"Лодка"
"МОТИВ ЗИМЫ" 1907
"НОЧЬ. Этюд" 1904
"ПРЕЛЮД (ПРЕЛЮД ВИТЯЗЯ) " 1909
"СОН ИОСИФА" 1906
"СОЛНЦЕ ВСТУПАЕТ В ЗНАК СКОРПИОНА" 1906
"Соната моря"
"ANDANTE" (Sonata I) 1907