-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ninel2401

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2011
Записей: 3037
Комментариев: 268
Написано: 4703


Выдающиеся деятели древнего Египта.Часть 3

Вторник, 30 Августа 2011 г. 19:48 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Выдающиеся деятели древнего Египта.Часть 3

Фараоны и цари.Старое (Древнее) царство

Джосер


Статуя Джосера в Каирском музее
Джо́сер («Великолепный») Нечерихет (Тосорфрос у Манефона; правил ок. 2635—2611 до н. э.) — второй фараон III династии и эпохи Древнего царства в Египте; строитель первой пирамиды. Предположительно сын последнего фараона II династии Хасехемуи и царицы Нимаатхеп. При Джосере завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую деспотию. Столицей государства окончательно стал Мемфис («Белые стены»). Хотя Джосеру предшествовал его брат Санахт (Небка), однако именно за время правления Джосера Египет достиг таких успехов, которые открыли новую эру в истории Египта. Поэтому Манефон считал его основателем новой, III династии, чему следует и часть историков XIX—XX веков.

Имя Джосер в переводе с египетского значит «Святой». Это имя впервые встречается лишь в период XII династии. В современных ему надписях Джосер известен под «хоровым» именем (одно из пяти официальных имен фараона) — Хор Нечерихет. Это имя было начертано на всех монументах, построенных во время царствования Джосера. Из греческих источников известен как Тосорфрос.
Джосер подчинил власти Египта Синайский полуостров, богатый месторождениями бирюзы и меди. О победе Джосера над кочевниками Синайского полуострова и закреплении египетского господства над расположенными здесь рудниками бирюзы и меди повествуют барельефы в районе Вади-Магкара. Судя по надписи, этот район был присоединён к Египту под названием «Пустынная область», во главе которой был поставлен особый чиновник.

На юге Джосер подчинил часть Северной Нубии, дойдя вплоть до Такампсо (ок. 125 км. южнее первого порога Нила). Для защиты южных областей Египта в районе первого нильского порога была создана линия укреплений длиной 12 км., которая в дальнейшем стала официальной южной границей Египта. Из более поздней, но всё же, вероятно, достоверной надписи на каменной плите с острова Сехель, близ Сиены (современный Асуан) нам известно, что во времена Джосера случился голод, вызванный семилетней засухой. Джосер подарил остров Филе жрецам богини Исиды, а Элефантину — жрецам бога Хнума, который, как утверждается в надписи, и избавил страну от засухи.
В результате завоевательных походов страна получила большое количество рабочей силы, которую использовали на постройке, в том числе и самого замечательного творения Джосера — ступенчатой пирамиды и комплекса заупокойного храма при ней. Гробницы
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре.
От времени правления Джосера ведёт свою историю строительство египетских пирамид. Его ступенчатая пирамида (125 × 115 м и высотой приблизительно 61 м.) в Саккара была первой в Древнем Египте. До настоящего времени пирамида Джосера сохранилась в хорошем состоянии, хотя её размеры несколько уменьшились и составляют 121 × 109 м, а высота 59 м. Пирамида Джосера считается первым в мире каменным архитектурным сооружением. Стили и формы, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте, но и в других цивилизованных регионах древнего мира.

Строение пирамиды
Кроме пирамиды в Саккара, Джосер велел ещё выстроить символическую гробницу в Бет-Халлафе, к северу от некрополя в Абидосе. Длина этой кирпичной мастабы составляла 100 м, а высота — 10 м. Длинная лестница вела в подвальное помещение, разделенное перегородками на 18 помещений, среди которых находилась и погребальная камера, выполненная из известня

• Снофру

Снофру (греч. вариант Soris, тронное имя — Небмаат(Ра)) — фараон Древнего Египта в 2613—2589 до н. э., основатель IV династии (Строители пирамид). Согласно Туринскому папирусу, правил 24 года, согласно Манефону — 29 лет

Имя Снофру (Санфара) означает «Создающий красоту», или «Тот, кто улучшает», или «Созданный безупречно». При нём, по-видимому, вводится обычай, возведенный в закон, прибавлять к собственному имени фараона особое священное имя. Эти имена вписываются в картуши, которым предпосылаются ещё три громких титула. Первый титул для всех царей начинался неизменно знаком, означавшим «Солнечный Хор». Символ Хора, сокол с двойной короной, был символом и фараона.


Второй титул был «владыка двух царских венцов» (Верхнего и Нижнего Египта). В третьем титуле, начинавшемся словами «Золотой Хор», славились военные деяния царя как победителя тех или иных стран и народов. Священное имя царя окружено картушем и ему предшествуют слова «царь Верхнего и Нижнего Египта». И последним писалось имя царя, полученное им при рождении, которое также находится в картуше и ему предшествуют слова «сын Ра» (Солнца). К имени царя добавлялось также имя воздвигнутой им пирамиды. Тронным именем Снофру было Небмаат («Владыка Маат» или «Господин правды»).

Об основателе IV династии Снофру сохранилось много записей и несколько портретных изображений. Согласно царскому списку эпохи Рамессидов, происходящему из Саккары, Снофру наследовал Хуни. Вступление Снофру на трон Египта упомянуто автором одного из самых древних дошедших до нас поучений: «Наставление, адресованное Кагемни его братьям». В конце текста повествуется о смерти Хуни, затем о последовавшем прибытии царя Верхнего и Нижнего Египта Снофру в качестве благодетельного царя Обеих Земель.
Поскольку автор ничего не говорит о вероятной связи между двумя фараонами, можно сделать вывод, что Снофру не был сыном Хуни, так как писец, конечно же, не забыл бы об этом упомянуть. Этот факт, вероятно, был решающим для того, чтобы поставить Снофру во главе новой династии, как это сделал Манефон.
Согласно другой версии, Снофру всё же был сыном фараона Хуни, но не от главной царицы, а от его другой, младшей жены Мересанх. Старший сын Хуни, который должен был стать наследником, умер. Тогда Снофру женился на Хетепхерес (Хати[и]-храс), дочери главной царицы, в жилах которой текла царская кровь. Женившись на Хотеп-Херес, Снофру укрепил своё право на престол. Хетепхерес стала матерью фараона Хуфу (Хеопса).


Снофру, вероятно, был родом из местности, находящейся в XVI номе Верхнего Египта, как это подсказывает название, которое она носит: Менат-Снофру («Кормилица Снофру»). Эта местность, точное месторасположение которой остается неизвестным, упомянута на стенах храма Снофру в южном Дахшуре, в гробнице Нефермаата и Итет в Мейдуме и на фрагменте одного из папирусов из заупокойного храма фараона V династии Неферефра в Абусире.
Палермский камень сообщает об активной завоевательной деятельности Снофру: при нем, около 2595 г. до н. э., были совершены походы в Нубию, в ходе которых было захвачено большое количество рабов и скота. Военная экспедиция на юг, в Нубию, в область Нехси (южнее 1-го порога) позволила привести в Египет 4000 мужчин, 3000 женщин и 200 000 быков и баранов. Четыре или шесть лет спустя 1100 человек и 13 100 голов скота было захвачено у жителей страны Техену, находящейся на запад от Египта, в Ливии.
Кроме того, Снофру начал торговые сношения с севером и отправил флот в 40 кораблей к финикийскому берегу. Из финикийского порта Библ прибыли 40 кораблей с ливанским кедром для постройки храмов и больших кораблей. Также проводилась политика колонизации Синая, богатого бирюзой и медью. Хотя экспедиции на Синай предпринимались еще при Раннем царстве, но именно Снофру стали почитать здесь как бога.

Пирамидон Красной пирамиды
Об успешных войнах на Синайском полуострове говорят барельефы в районе Вади-Магкара. Изображение Снофру, поражающего неприятелей обнаружено на двух рельефах; здесь даны его полные титулы и он назван «Победителем варваров», хотя и изображён уже пожилым человеком. Победы Снофру на Синае и окончательное присоединение к Египту области медных рудников, имели настолько крупное политическое и экономическое значение для Египта, что воспоминания об этих событиях в течение тысячелетий сохранились в памяти египетского народа. Снофру впоследствии, считался завоевателем всей этой области и основателем здешних медных рудников. Одному из рудников и некоторым дорогам было присвоено его имя; он считался богом-покровителем этой местности и высшей похвалой, впоследствии, для чиновника служили слова, что «со времён Снофру ничего подобного здесь не было сделано».

Стела Снофру в египетском музее, Каир
За годы правления Снофру Египет достиг высокого уровня развития благодаря отлаженной системе управления. Фараон привлекал к управлению государством представителей знати и своих родственников. Известно, например, что его сын Каен-Нисут занимал должность «начальника дома оружия», то есть фактически контролировал военные силы страны.
Из официальной летописи Палермского камня известно, что в течение только трех — 12-го, 13-го и 14-го — лет правления Снофру в Верхнем и Нижнем Египте были построены многочисленные хут-Снофру («обители Снофру»), видимо, оборонительные сооружения для закрепления завоеваний на севере, у Горьких озер, на Суэцком перешейке, и на юге, в районе первого порога. Также были построены 35 номовых храмов и царский дворец, двери которого были выполнены из кедра. В области кораблестроения деятельность фараона также была весьма значительна: 60 царских ладей, точные размеры которых не известны, и, по крайней мере, четыре корабля в 100 локтей (более 52 м).

Предшественник Снофру Хуни, последний царь III династии, построил типичный для своего времени заупокойный памятник — ступенчастую пирамиду в Мейдуме (см. Пирамида в Мейдуме), которая связывается с именем Снофру. Первоначально это была ступенчатая пирамида с семью ступенями. Снофру приказал продолжать строительство, и была возведена восьмая ступень. Но, вероятно, после обвала, вызванного погрешностями планировки, царь или его архитектор приказали заполнить пространство между ступенями камнями, а все строение обложить плитами из турского известняка. Так пирамида обрела вид «истинной».



Причина, по которой Снофру вёл работы в гробнице предшественника, не совсем ясна. Если он был сыном Хуни, он мог просто заботиться о достойном захоронении отца. Но существует и точка зрения, что он боялся умереть прежде, чем будет завершена его столь желанная гробница, и узурпировал пирамиду Хуни. Снофру приказал добавить к ней гладкую облицовку, чтобы трансформировать её в настоящую пирамиду, лучше приспособленную для заупокойных нужд нового фараона. Тем не менее, тезис об узурпации, который казался малоправдоподобным в случае Снофру, не был воспринят единодушно.

Снофру перенес царское кладбище на новые земли у Дахшура, в 45 км к северу от Мейдума, где ныне находятся несколько пирамид фараонов Среднего царства. Приписываемые Снофру пирамиды расположены, помимо мемфисского плато в Дахшуре, также в Мейдуме и в Сейле, двух соседних городах, расположенных в пятидесяти километрах к югу от Дахшура. Вопрос назначения пирамид Снофру остается одним из самых затруднительных в египтологии. После раскопок в Мейдуме атрибуция пирамиды не возбуждала и тени сомнения: граффити Нового царства, оставленные паломниками в небольшом святилище у восточной стороны пирамиды, ясно упоминают «прекрасный памятник Снофру». Более того, наличие картуша Снофру в одной из мастаба соседнего некрополя позволили установить, что большинство владельцев гробниц (Нефермаат и Итет, Рахотеп и Нофрет и т. д.) сделали карьеру в эпоху правления этого фараона. Таким образом, Мейдум представлялся некрополем Снофру, с расположенными поблизости мастабами больших чиновников.

К сожалению, ещё не найдено ни одного фрагмента царского саркофага ни в пирамидах в Дахшуре, ни в пирамиде в Мейдуме, поэтому не известно, какая из этих пирамид служила фараону гробницей. И все же открытия в Дахшуре позволяют предположить, что этот город был подлинным некрополем Снофру. У восточной стороны «ломаной» пирамиды в южном Дахшуре было раскопано святилище с алтарём для приношений и две стелы с выгравированным именем Снофру; подобное сооружение, но меньшего размера, было построено также у восточной стороны пирамиды-спутницы.
Верхний храм
С другой стороны, на северо-восточной стороне главной пирамиды, было обнаружено строение (47 м × 26 м.); оно было связано со стеной её ограды насыпью, длиной около 700 м. Это здание, несправедливо названное в исторических трудах «долинным храмом», скорее имеет вид заупокойного храма, вовсе не находится на границе долины и не имеет характерных для нижних храмов пирамидных комплексов пристаней. Зато, существование важной, ещё не раскопанной, дороги, ведущей на восток, позволяет надеяться, что подлинный нижний храм пирамиды ещё не открыт.

Нижняя система помещений Ломанной Пирамиды
Итак, логично было бы заключить, что «ломаная» пирамида в южном Дахшуре служила Снофру гробницей. Но существует также грандиозная пирамида с ровными склонами в Северном Дахшуре, в которой были найдены фрагменты человеческого скелета, который, — следует в этом признаться, — никогда не мог быть с уверенностью признан царской мумией. Этого, тем не менее, достаточно, чтобы считать эту пирамиду подлинной гробницей Снофру; вообще, эта гипотеза, которой придерживаются на сегодняшний день. Несмотря на все предложенные объяснения, нельзя утверждать, что вопрос о погребении Снофру решён.

«Ломаная пирамида»


Хуфу


, Хео́пс (др.-греч. Χέωψ, Cheops) — второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2551—2528 до н. э. или 2589—2566 до н. э.), предположительно, строитель Великой пирамиды в Гизе. Полным именем Хуфу было «Хнум-Хуфу», что означает «Меня защищает бог Хнум». Ныне более известен как Хеопс (по Геродоту). Также упоминался как Хембес (по Диодору), Суфис I (Σοῦφις, Suphis) (по Манефону), Саофис (по Эратосфену). Сын фараона Снофру и Хетепхерес. Дети: Джедефра, Джедефхор, Каваб, Хафра (Хефрен), Банефра, Хуфухаеф (сыновья), Хетепхерес II, Мересанх II, Хамерернебти I (дочери).

В народном фольклоре, а также свидетельствах историков античности за Хеопсом (Хуфу) закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя, в противоположность жизнеописаниям его отца Снофру и наследников Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Однако остатки памятников времени Хеопса представляют его личностью, деятельность которой резко контрастирует с рассказами периода владычества персов и греков. Сказание твердит, что Хеопс принуждал народ к тяжелой работе на строительстве пирамиды.

В частности, при нём якобы лишились привилегий храмы. Само имя Хеопса после его смерти якобы не произносилось народом, а изнурение ресурсов Египта для постройки пирамиды фараона привело к ослаблению государства и падению Четвертой династии. Возможно, такое изображение фараона соответствует реальности, однако можно считать его домыслом основателей Пятой династии, которая пришла к власти с помощью гелиопольского жречества Ра после падения предыдущей Четвертой династии. Вероятно, популярная в последующие периоды история сказка «Хуфу и чародеи», посвященная рассказам трёх сыновей Хеопса о волшебниках, живших до и во время правления Хуфу, также была составлена при первых трех царях Пятой династии.

Хуфу, вероятно, царствовал около 23 лет. Прижизненные источники, изображают Хеопса строителем многих городов и поселений по берегу реки, например, Бухена (традиционно считается, что Бухен был основан во время Среднего царства, вероятно, Сенусертом III). Если верить приведённым источникам, Хеопс отправил военную экспедицию на Синайский полуостров с целью нейтрализации местных кочевых племен бедуинов, грабивших торговцев, и разработки залежей бирюзы. В это же время надпись на камне на острове Элефантина близ Асуана указывает на то, что фараон также проявлял интерес к южным границам страны, где добывался асуанский розовый гранит.

Величайшим достижением Хуфу считается создание монумента, который был признан первым среди семи чудес света в древнем мире. Именно это, самое древнее и самое монументальное из перечисленных античными авторами чудес света, является единственным, сохранившимся до наших дней.


Монумент, высотой первоначально 146,6 м (сегодня только 137,5 м из-за утраты в результате землетрясения венчающего гранитного камня — пирамидиона), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет. Традиционно считается, что высотный рекорд пирамиды Хеопса был побит только Эйфелевой башней сооруженной в 1889.

Тем не менее, иногда утверждается, что ещё до начала XVII века существовали два здания, высота которых оценивалась в более чем 159 м и которые дошли до наших дней без своих высочайших шпилей — Линкольнский собор, строившийся в 1092—1311 и обвалившийся в 1549, и церковь святого Олафа в Таллине, простоявшая в своём первозданном виде с 1519 по 1625, когда в неё ударила молния, и здание было перестроено. Высоту пирамиды в XIX веке поочерёдно превысили церковь святого Николая в Гамбурге, Кёльнский собор и мемориал Вашингтона, сооружённые ещё до открытия Эйфелевой башни.

Для сооружения усыпальницы Хуфу выбрал плато в Гизе к северо-западу от современного Каира. Пирамида Хуфу положила начало строительству комплекса пирамид, предназначенных для правителей его династии. Завершенный комплекс трех величайших пирамид Гизы — Хеопса, Хефрена и Микерина, а также Великого Сфинкса, считается одним из лучших образцом древнеегипетского зодчества.

Хотя Великая пирамида и претерпевала существенные изменения во внутреннем устройстве, но сам её внешний вид и размеры не менялись. Начальником строительных работ и архитектором был Хемиун, известный также как Хеменуи — вероятно, двоюродный брат или племянник Хуфу.
Снаружи пирамида была облицована ослепительно белым турским известняком, который укладывали от вершины вниз. Он был разграблен для постройки средневекового Фустата, затем превратившегося в Каир. О большом заупокойном храме из известняка (52×40 м), который стоял на восточной стороне пирамиды, сейчас напоминают лишь остатки черного базальтового пола. Храм в долине, от которого вела восходящая дорога к пирамиде, исчез под арабской деревней, хотя часть его можно было увидеть в 1991 при проведении канализации.

Солнечная ладья Хеопса, обнаруженная неподалёку от пирамиды в 1954 г.

• Хафра

Хафра, или Хефрен в греческом варианте, — четвёртый фараон Египта из IV династии; царствовал, согласно Туринскому папирусу, 24 года (предположительно, между 2558 и 2532 до н. э.). Считается, что Хафра был либо братом и наследником Хеопса (Хуфу), либо сыном Хуфу и наследником фараона Джедефра. Почитание Хафры как бога просуществовало до периода Позднего царства.

Имя фараона IV Династии Хефрена сегодня может быть прочитано по-разному. Греческое чтение имени звучит как Хефрен (Chephren), но если читать иероглифы (транслитерация древнеегипетских иероглифов: Ḫˁjˁ.f Rˁ), то это имя звучит как Хафра (Chaefre). Примерные значения имени: «Подобный Ра», «Являющийся (воплощением) Ра». Однако возможно ещё и иное прочтение: Рахаф (RˁḪˁjˁ.f или Rachaef), то есть «Ра-воплощающий». Последний вариант возник после изучения грамматики древнеегипетского языка. Выяснилось, что существовала особая последовательность знаков: в имени фараона есть символ бога Ра, который должен читается перед всеми другими символами имени фараона.


Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гизы
Хафра — строитель второй по величине пирамиды в Гизе. Его пирамида (215,3 × 215,3 м и высота 143,5 м) получила название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»). Но даже если пирамида Хафра была меньше пирамиды Хуфу, её сооружение на более высоком холме и её более крутой склон сделали её достойной соперницей Великой Пирамиды.

Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображенного на Сфинксе). Великий Сфинкс и по сей день остается самой большой (длина 57,3 м, высота 20 м) статуей в мире. Некоторые египтологи считают, что Хафра распорядился придать лицу Сфинкса свои черты, но это весьма спорно, так как прямых свидетельств этому не существует. Напротив, существует мнение, что Великого Сфинкса воздвиг фараон Джедефра, в память об отце Хуфу. Хафра даже хотел увековечить культ бога Великого Сфинкса, посвятив ему большое каменное здание, известное как «храм Сфинкса». Это единственный храм периода Древнего царства, полностью дошедший до нас. В отличие от Хеопса, были найдены и скульптурные изображения Хафры.

Греческие историки знали мало о Хефрене. О нем упоминают Геродот во второй книге своей Истории и Гекатей Абдерский. Сочинения других авторов фрагментары, неполны и сохранились в небольшом количестве. Хефрена обычно изображали как и его отца — Хеопса, жестким деспотом. Впрочем также заметно и значительное среди египтян почитание этого фараона в течение долгого времени.

Диодор сообщает, что сына Хеопса — Хефрена, египетский народ так сильно ненавидел, что опасаясь за сохранность своих усыпальниц в неприкосновенности, гробницы Хефрена и его родственников пришлось делать не в пирамидах, а в секретных местах

• Менкаура


Статуи Менкаура и его жены Хамерернебти II. Музей изящных искусств. Бостон Менкаура на Викискладе

Менкаура́ (греч. Микери́н, Мин-куу-Риа, букв. «Навеки сохраняющий Ка великого Ра») — одна из греческих транскрипций имени пятого фараона IV древнеегипетской династии Менкаура, строителя третьей пирамиды в Гизе. Правил в районе 2520—2480 до н. э. (2494—2471 до н. э.) после фараона Хафры.

О Микерине, кроме легенд, мало известно. По Геродоту, он был сыном Хеопса (Хуфу). Народные сказания о нём повествовали, между прочим, что посланный им для ревизии храмов царевич Гордедеф нашёл в Гермополе часть «Книги мёртвых»; говорили о его благочестии, мудрости, в частности, о том, как он перехитрил оракула, предсказавшего ему недолгое царствование, тем, что ночными пиршествами удвоил время.
В пересказе Геродота этот рассказ звучит следующим образом: «Прорицание оракула из города Буто возвестило, что ему осталось жить только шесть лет, а на седьмом году он умрет… В ответ на прорицание царь жаловался на то, что его отец и дядя, которые заперли храмы, забыли богов и угнетали народ, прожили долго, а он, человек благочестивый, все-таки должен скоро умереть… Микерин понял, что рок неотвратим и приказал изготовить множество светильников. По ночам царь велел зажигать их, стал пить вино и непрестанно веселиться днем и ночью. Он блуждал по лугам и рощам и всюду, где только находил подходящие места для удовольствия. Так поступал он, превращая ночи в дни, чтобы уличить оракул во лжи и сделать из шести лет двенадцать».
Вообще, народная и античная традиция пытались выставить Микерина полной противоположностью отцу и деду — другим строителям пирамид в Гизе. В частности, Геродот характеризует его как доброго и справедливого правителя: «Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться и приносить жертвы. Он был самым праведным судьей из всех царей, за что его особенно восхваляют египтяне среди всех когда-либо правивших над ними царей. Ведь он был не только судьей праведным, но даже давал деньги из своего добра недовольным его приговорами, чтобы удовлетворить их просьбы».
К числу скудных материальных свидетельств о правлении Менкаура следует отнести обломки сосудов с его именем, обнаруженные в Библе.

Пирамида Микерина в Гизе.
Пирамида Менкаура в Гизе, самая южная, значительно меньше двух других, несмотря на своё имя «Херу» (высокая); она едва достигает 66 м, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260000 м³ составляет только десятую часть объёма пирамиды Хуфу: это был конец больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис.

Геродот утверждает, что Менкаура правил 18 или 28 лет (Манефон говорит о 63 годах правления этого фараона, что выглядит совершенно неправдоподобно). Однако по пирамиде и комплексу построек вокруг неё создается впечатление, будто Менкаура на самом деле правил недолго и предчувствовал свою раннюю кончину. Видимо, он вступал на престол в довольно преклонном возрасте.

Как свидетельствует первый вход в пирамиду, перекрытый при дальнейшем строительстве, пирамида первоначально имела основание примерно 60 × 60 м, впоследствии увеличенное почти вдвое. Погребальную камеру Менкаура приказал вытесать всего в 6 метрах под основанием, но на следующей фазе строительства опустил её на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу и Хафра. Стремясь ускорить строительство, Менкаура не заставлял рабочих обрабатывать камень очень тщательно.

Скульптурная группа, изображающая Менкаура в сопровождении богини Хатхор (слева) и богини-покровительницы одного из номов.

Но, несмотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигла примерно двадцатиметровой высоты, то есть уровня гранитной облицовки; возможно, её всю предполагалось облицевать гранитом, но преемник царя облегчил задачу. Мы находим подтверждение этого в заупокойном храме фараона. Начали его строить из камня, но потом перешли на кирпич; в его развалинах обнаружена надпись, что так повелел «Шепсескаф, царь Верхнего и Нижнего Египта, для своего отца, царя Верхнего и Нижнего Египта, Осириса, Менкаура». Рядом со своей пирамидой Менкаура велел построить три пирамиды-спутницы, причём две из них так и не успел закончить.

Существует, однако, мнение, что пирамида была закончена и облицована гранитом до самого верха: Аль-Идриси пишет: "Несколько лет назад красная Пирамида, которая является Третьей, или меньшей, была открыта на ее нижнем крае на северной стороне; но не известно, кто открыл ее." Если это и так, в любом случае облицовка была гладко отшлифована лишь на малом участке у входа.

• Сахура

Сахура — фараон Древнего Египта, правил приблизительно в 2487 — 2475 годах до н. эиз V династии

Происхождение и родственные отношения Сахура лежат большей частью за гранью известности. Для их реконструкции часто поднимается предание более поздних времен. Так рассказ из папируса Весткар утверждает, что все три первых фараона V династии, а именно Сахура, его предшественник Усеркаф и его наследник Нефериркара Какаи были братьями-близнецами, рождёнными женой жреца Ра из Гелиополя Реджедет (Rudj-Djedet). Последняя идентифицируется в большинстве случаев исследований с Хенткаус, которая считается «матерью-родоначальницей» V династии и в современных ей надписях названа «матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта».
Она воспринимается в большинстве случаев как мать Сахура и Нефериркара Какаи. Подтверждением того, что Нефериркара был братом Сахура, кажется, является размещение его имени в рельефах заупокойного храма пирамиды Сахура. Родственные отношения с Усеркафом также до конца не выяснены. Усеркаф частично принимается как супруг Хенткаус и, таким образом, как возможный отец Сахура, частично, однако, как её сын и таким образом брат Сахура.
Возможно, существовало также родственное отношение к царице по имени Неферхетеп (Neferhetepes), которая, вероятно, идентична с одноимённой дочерью Джедефра и была погребена в пирамиде, расположенной непосредственно рядом с пирамидальным комплексом Усеркафа. Так как Сахура, очевидно, производил работы по реставрации в её поминальном храме, также принимался во внимание, что это она была его матерью, а не Хенткаус.

Единственной известной супругой Сахура была Неферетханебти (Neferethanebti). Известны имена четырёх сыновей фараона, это — Хоремсаф (Horemsaf), Хакара (Chakare), Нетджериренра (Netjerirenre) и Небанхра (Nebanchre), но происходят ли они от брака с Неферетханебти не выяснено. Как супруга, так и сыновья Сахура известны исключительно только по надписям в его заупокойном храме.
Срок правления Сахура, в отличие от других властителей Древнего царства, можно указать более и менее точно, на основе сравнительно хорошего изложения источников. Он составляет примерно от 12 до 13 лет, на что указывают как современные источники, так и значительно позже возникшие тексты. Туринский папирус называет 12 лет правления Сахура. Правда, имя фараона в этом списке не сохранилось, а сохранились лишь года правления, которые следуют за именем Усеркафа с его 7-ю годами правления.
Нужно отметить, что и имя Усеркафа сохранилось не полностью. Манефон называет Сахура Сефресом и отводит ему 13 лет правления. Наиболее ранняя достоверная дата — «год после 6-го (или 7-го?) подсчёта», под чем понимали подсчёт по всей стране скота с целью взимания налогов. Однако проблема заключается в том, что эти подсчёты, проводившиеся обычно раз в два года, иногда проводились и каждый год.

Имя фараона Сахура на гранитном блоке в погребальном комплексе в Абусире.
Хроника Палермского камня передаёт нам события 2-3, 5-6 и заключительного года правления Сахура. Указанные даты включают в себя 4 «года подсчёта скота» и 3 «года после подсчёта». Документ отмечает шесть (или семь) подсчётов рогатого скота, который подразумевает правление, по крайней мере, в течение 12 полных лет, если этот счёт рогатого скота проводился один раз в два года, что характерно для V династии.
Если предположить, что самой поздней датой правления Сахура является «год после 6-го подсчёта» (а не «год после 7-го подсчёта», как утверждает Уилкинсон Wilkinson), то это означает, что Сахура умер на 13-ом году своего правления и его правление составляло 13 лет 5 месяцев и 12 дней. Единственной большой проблемой является, указание Людвига Борхардта, который обнаружил пирамиду Сахура в начале XX века, на «12-й год подсчёта», что означало бы удваивание лет правления Сахура. Однако Борхардт не отметил где помещалась эта надпись и не выполнил ни её зарисовки ни её фотографии. Возможно эта дата могла происходить от позднейших мероприятий реставрации или быть указанной посетителем храма при пирамиде.

Колонна из храма Сахура
Важным документом рассказывающим о событиях правления Сахура, является Палермский камень. В нём говорится в основном о религиозной деятельности фараона, перечисляются земельные наделы и пожертвования для различных божеств, а также изготовление барок и статуй. Во главе управления землями стояли как минимум два визиря (чати): Сехемкара и Урбауба. Сехемкара был сыном фараона Хафра, и это наглядно показывает, что потомки IV династии ни сколько не утратили расположения фараонов V династии.
Что касается Урбауба, то он, кажется, вообще происходил не из царского рода; Сахура, таким образом, продолжил начатую с начала V династии политику выдвигать на высокие государственные должности всё больше незнатных людей. Они в своих надписях не говорят ни о своих номах, ни о своих родах, их интересует только царская милость и служба. Цари осыпают их милостями при жизни, а по смерти заботятся об их погребении и поминовении.
Характерным и для наших понятий странным обыкновением того времени у фараонов было награждать своих верных слуг саркофагом из казенных каменоломен, или жертвенной доской, или фасадом гробницы для заупокойного культа, или участками земли, как источником средств для его поддержания. Так придворный врач Сахура, Ни-он-Сехмет рассказывает, как он попросил у царя фасад для своей гробницы из царской каменоломни в Турре у Мемфиса, и царь велел дать ему два фасада и приставил двух верховных жрецов бога Птаха и мастеровых, «чтобы работать каждый день»; распорядился выкрасить фасад и затем сказал ему: «клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов, ты отправишься в усыпальницу по старости маститой, как достойный». «Я прославил царя и поблагодарил бога за царя Сахура. Что бы ни вышло из его уст, немедленно исполняется».

Пленные изображенные в храме Сахура
Сахура проводил активную завоевательную политику в разных направлениях. Он вёл большую войну с ливийцами, о которой рассказывают рельефы в его заупокойном храме. На этих рельефах изображены многочисленные захваченные в плен ливийские вожди, а также помещено изображение Аментит, богини запада, которая дает фараону власть над техену (ливийцами). Надпись передает её речь, обращенную к Сахура: «Я отдаю тебе вождей Техену и всех других стран (запада)». На другом рельефе ливийский бог Аш приносит дары Сахура. Рядом помещены изображения пленников из ливийских племен бакет и ваш и говорится о захвате тысячных стад. Преемники Сахура считали себя повелителями не только Египта, но и Ливии.
При Сахура продолжалось развитие Египта как морской державы. Рельефы и изображения на том же самом храме говорят и о другом походе, который был предпринят на кораблях, видимо, в Финикию, на что указывают захваченные в качестве пленников типичные по внешности азиаты и, привезенные в качестве добычи, медведи. Ещё дальше помещены изображения рядов иноземцев, названных общим именем сентиу. Между ними, мы видим представителей племени иунут и ментиу, живущих на Синайском полуострове, или в пустынных областях Нижней Нубии.
О развитии торговых связей с Передней Азией может свидетельствовать сосуд с его именем найденный в Библе, а также трон с его надписью обнаруженный в городе Дорак (Dorak) в Малой Азии (правда, не исключено, что последний мог туда попасть позднее, в качестве многократных торговых обменов). Засвидетельствованы его действия и на южных рубежах Египта. Оттиски его печатей найдены в Бухене в Нубии. О двух его экспедициях свидетельствуют надписи: одна была направлена в диоритовые каменоломни к западу от Абу-Симбела, другая к золотым рудникам Вади ал-Гидами (Wadi al-Gidami) в восточной пустыне. Один из чиновников Сахура оставил надпись у первых порогов, что, несомненно, свидетельствует о походах в Нубию.

Сахура совершил крупный поход на Синайский полуостров. На рельефах в Вади-Магкара он изображен дважды — в короне Верхнего Египта и в короне Нижнего Египта перед священным символом бога Упуаута, открывающего путь в завоеванные области Синайского полуострова. Далее мы видим Сахура, поражающего коленопреклоненных пленников, а помещенная тут же надпись называет его «покорителем иноземных стран». Плавания в страну Пунт

От времени Сахура до нас дошли первые сведения о путешествии египтян в далекую страну Пунт, куда была направлена грандиозная морская экспедиция. Судя по официальной летописи Палермского камня, в последний год царствования Сахура из Пунта были привезены сказочные богатства: 80 000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины.
Из трёх грандиозных построек времени Сахура до наших дней более или менее сохранилась и исследована археологами только его пирамида с окружающими храмами. Однако из надписей мы знаем, что он строил, как и его предшественник Усеркаф, солнечный храм. В архитектуре этих храмов было много нового; они строились по одному плану — обширный передний двор, к которому примыкали культовые постройки, имел внушительных размеров жертвенник, а в глубине возвышался обелиск. Скорее всего, этот обелиск выполнял функции главного святилища. Солнечный храм Сахура носил название «Излюбленное место Ра». Из указания Палермского камня можно сделать вывод, что Сахура распорядился о сооружении солнечного храма и снабжении его пожертвованиями, уже в начале своего правления.

Местом для своего погребения Сахура выбрал Абусир, к северу от Саккары, тем самым основав новый царский некрополь.[3] Здесь Сахура приказал построить пирамиду, получившую название Ха-Ба («Восхождение души»). Имея основание с шириной боковой грани более 78 м и высоту почти в 50 м, она почти повторяет размеры погребального памятника Усеркафа. Ныне она сильно разрушена и метров на 15 ниже, но точнее сказать трудно, поскольку, она примерно на четверть засыпана песком. Она была построена из известняковых блоков неправильной формы, размещенных в виде шести гигантских ступеней вокруг ядра; для внешней облицовки использовались плиты добываемые в каменоломнях Массара (Ma’asara) с противоположного берега Нила.

Вход располагался с северной стороны на уровне внешней платформы. Сама система подземных покоев намечена сравнительно просто. Коридор, облицованный известняковыми плитами, вел в погребальную камеру. В трех частях галереи, там, где находились блокировочные устройства, отделка была выполнена из гранита. Погребальная камера прямоугольной формы также была облицована известняком; её потолок состоял из трёх слоев, сходившихся в форме перевернутой буквы «V». Камера находилась непосредственно под центром пирамиды. В погребальной камере были найдены остатки базальтового саркофага.

Погребальный храм
Сооружение окружала каменная стена 7,5 м высотой и около 3 м шириной. В юго-западном углу ограды находилась пирамида-спутница, носящая, видимо, ритуальные функции. Вход в неё также был с северной стороны, а внутреннее устройство напоминало коридоры царской пирамиды

• Пиопи II

Пиопи II Неферкара (также Пепи II) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2279 — 2219 годах до н. э., из VI династии. Младший сын фараона Пепи I и царицы Анехнес-Мерира, сводный брат Меренра I. Считается, что Пепи II наследовал престол в шестилетнем возрасте и по преданию прожил до ста лет. Таким образом, его правление продолжалось 94 года и было самым длительным в мировой истории. Однако, высказывались предположения, что на самом деле фараон правил 64 года, но неправильное понимание текста Манефоном привело к появлению 94 годов правления.

Его дядя, брат царицы Анехнес-Мерира тинский номарх Джау, назначенный малолетним фараоном на должности визиря (чати), главного судьи и начальника столицы, по-видимому, правил за Пепи до достижения последним совершеннолетия. Завоевательная политика
Во внешней политике Пепи II опирался на традиции умиротворения Нубии, которое совершалось в ходе экспедиций «начальника юга» Хирхуфа (Хуфхора или Хумхора), который доходил до Экваториальной Африки и присылал фараону рабов-пигмеев; Нубия и Ливия регулярно поставляли в Египет наёмников. Ещё на 2-ом году своего правления Пепи II послал в Иам Хирхуфа с экспедицией на кораблях. Последний привёз оттуда богатую добычу, в частности чернокожего карлика (пигмея), которому восьмилетний фараон был особенно рад (в Древнем Египте пигмеи, ассоциировавшиеся с богом Бесом, использовались в качестве шутов).
Вместе с тем, не все походы Пепи II в Нубию закончились удачно. Так, во время похода к югу от Уауата номарх Элефантины Меху был убит, после чего сын Себни собрал войско в своих владениях и двинулся на юг, чтобы покарать племя, виновное в гибели отца. Поход прошёл успешно, Себни вернулся с большой добычей и телом отца. Затем Себни, получивший титул «начальника юга» во главе значительной флотилии был послан фараоном в Пунт. Оттуда он привёз, помимо прочих товаров, золото, слоновую кость, ладан, камедь и леопардовые шкуры
Когда в Нубии вспыхнуло восстание воинственных племен Уауата и Ирчета, Пиопи послал против мятежников номарха Элефантины, «начальника чужеземных стран» Пепинахта (Пиопинахта). Последний вернулся после избиения мятежников, ведя множество пленных и детей вождей в качестве заложников. Второй поход Пиопинахта в эти области был ещё более удачным. Разгромив их войско, он доставил в Мемфис десятки тысяч пленников, множество крупного и мелкого скота, захватил в плен двух вождей и их военачальников.

Надпись от времён Пепи II рассказывает о «начальнике палаты» и флотоводце Хнумхотепе из Элефантины, который «вместе со своим господином князем, „казначеем бога“ Тети, одиннадцать раз плавал в Кебен (Библ) и с „казначеем бога“ Хеви (или Хуи) — в Пунт и возвращался благополучно, посетив эти страны».
Другая экспедиция, посланная в Пунт Пепи, окончилась неудачей. Египетский вельможа Ананхет, «начальник моряков», возглавлявший экспедицию, достиг берега Красного моря, но был убит «жителями песков» (хериуша) из племени аму. Вместе с Ананхет погиб и его военно-морской отряд. Пепи жестоко отомстил за смерть Ананхет, послав против кочевников карательную экспедицию под руководством Пепинахта. Итоги деятельности

Остатки плохо сохранившегося пирамидального комплекса Пепи II в Саккаре.
Несмотря на свою длительность, правление Пепи II было отмечено усилением власти номархов — правителей номов. Например, Пепи вынужден был освободить так называемыми иммунитетными грамотами храмовые хозяйства и многие поселения от государственной повинности на «дом царя», что свидетельствует о дальнейшем упадке царской власти. В результате, децентрализационные тенденции привели к падению Древнего царства после смерти наследников Пепи II — фараона Меренра II и царицы Нитокрис.

Комплекс пирамид Пепи II расположен в Саккаре, недалеко от гробниц правителей Древнего царства. Первоначально высота его пирамиды, получившей название Менх-анх («Поворот жизни»), составляла 78,5 метров, но вследствие плохой планировки и наступления песков она снизилась до 52 метров. Возле его пирамиды были выстроены ещё 7 пирамид-спутниц: 4 ритуальных и 3 для жен Пепи Нейт, Идут и Уджептен. Четвертая супруга Пепи Имтес, возможно, изменила ему, и в наказание осталась без пирамиды, для пятой же — по имени Анхесенпепи (букв. «Та, которая живёт ради Пепи») — фараон почему-то приказал построить лишь мастабу.
Рубрики:  Африка,Египет,Каир,отдых

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку