ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Всемирно известный дворцово-парковый ансамбль Петродворца (до 1944 года-Петергоф), расположенный в 29 километрах от Санкт-Петербурга, - одно из высших достижений русской национальной культуры, великолепный пример органического синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства. Ансамбль, возникший в начале XVIII века на берегу Финского залива, является своеобразным памятником в честь победоносного завершения Северной войны и выхода России к Балтийскому морю. Идея создания ансамбля, основные планировочные решения, замыслы художественного оформления принадлежат Петру I.
Строительство летней парадной резиденции началось в 1714 году, а ее торжественное открытие, состоялось 15 августа 1723 года. К этому времени сложились почти все элементы композиции Верхнего сада и Нижнего парка, были построены Верхние палаты (Большой дворец), Большой каскад, дворец Монплезир. Для снабжения водой фонтанов Петродворца, и прежде всего Большого каскада, в 1720- 1721 годах по проекту русского инженера-гидравлика В.Туволкова был построен специальный водовод с прудами-водохранилищами. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь используется разница уровней, на которых расположены пруды и фонтаны.
Строительство Петергофа продолжалось около двух веков, он разрастался, украшался новыми произведениями выдающихся зодчих и ваятелей. Создание этого грандиозного комплекса осуществлялось трудом тысяч "работных людей", крепостных крестьян, солдат, мастеровых со всех концов России, талантливых мраморщиков и литейщиков, паркетчиков и позолотчиков, резчиков и живописцев. Начиная с 1750-х гг. вокруг петровских парков сформировался комплекс царских и великокняжеских резиденций: Собственная дача, Английский парк, Александрия, Знаменка.
Фонтан "Пирамида"
Фонтан "Солнце"
Фонтан "Адам"
Петергоф (Петров Двор) – уникальнейший шедевр мирового садово-паркового, фонтанного и скульптурного искусства. Датой рождения этого ансамбля принято считать 1714 год, когда для Петра I был построен скромный дворец в парке, на побережье Финского залива в 27 верстах от столицы. Дворец получил название Монплезир (мое удовольствие). Тогда же стали прокладывать дорогу вдоль Финского залива, которая вела бы к Петрову Двору. Ведь в условиях Северной войны Петру необходимо было как можно быстрее достигать крепости Кронштадт на о. Котлин, что было удобнее всего делать из района Петергофа. Вскоре Петр решил создать в своей резиденции такой великолепный дворцово-парковый ансамбль с фонтанами, который затмил бы своей красотой и роскошью знаменитый Версальский Людовика XIV. В течение всего XVIII и начала XIX веков шло формирование большого ансамбля, состоящего из: Верхнего фонтанного парка с Большим дворцом, Нижнего регулярного парка со 147 фонтанами, включая знаменитый "Самсон", несколькими красивейшими каскадами, малыми дворцами, павильонами, скульптурным убранством.
В 30-40-е годы XIX столетия к этому ансамблю добавился зеленый массив тихого парка "Александрино" с коттеджем Николая I – любимым местом семейного отдыха этого императора и местом, где он провел последние часы своей жизни.
Дворец Монплезир
Памятник Петру 1
Фонтан "Грибок"
Фонтан "Дубок"
Каскад "Шахматная гора"
Римские фонтаны
Фонтан "Ева"
В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. В переводе с французского - "хижина пустынника". Парадное назначение Эрмитажа отразилось в тонком изяществе его внешнего вида. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.
Эрмитаж
Сейчас ведутся реставрационные работы
Каскад "Львиный"
Скамья памятник .Сооружена в 1844-1847 годах в память о Великой княгине Александре Николаевне.
Совершая прогулку по Нижнему парку Петергофа вдоль Морского канала, вы переходите Мост Морского канала и оказываетесь в Западной части.
Продолжая прогулку, вы подойдете к большому прямоугольному пруду. В неподвижном зеркале этого величавого бассейна, окаймленного зеленым газоном, отражается маленький двухэтажный дворец Марли. В документах первых лет строительства парка его называют “Малые палаты”. Здание заложено в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна и первоначально был одноэтажным. Зависимость художественных форм дворца от зеркала пруда, расположенного перед ним, заставила архитектора изменить пропорции и надстроить еще один этаж.
Внешний вид дворца очень прост. Фасады его рустованы — излюбленный приём в архитектуре начала XVIII века — и дополнены с парадной стороны ажурной решеткой балкона, покоящегося на красивых резных кронштейнах. Характерны мелкая расстекловка окон и фигурная шатровая кровля. Предназначался дворец для проживания “знатных особ”
Силуэт Марли виден издалека. Сравнительно скромный, но изящный фасад с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток, как сказочное видение, отражается в спокойной глади пруда. Строительство в этой части парка развернулось намного позднее, чем в центральной и монплезирской, и началось с сооружения двух прудов: прямоугольного, получившего название Марлинский, и полуциркульного. Вынутая земля шла на подсыпку огромного вала вдоль залива, который играл роль дамбы и одновременно служил преградой северному ветру. Полуциркульный пруд был разделен тремя радиальными кирпичными перегородками на четыре сектора, названные впоследствии Секторальными прудами.
Здание дворца Марли расположено почти у самой западной границы Нижнего парка. Входящий в Марлинский ансамбль фруктовый сад Венеры распланирован в 1721–1724 годах. От моря и ветров его защищает земляной вал.
Искусственно созданные водоемы, помимо эстетических целей, преследовали и чисто хозяйственные задачи. Здесь содержались караси, сазаны, карпы, судаки. Начавшиеся в 1720 работы были завершены к 1722 году. На участке между северным берегом Марлинского пруда и земляным валом был устроен Сад Венеры, который засадили плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и цветами. В нишах подпорной стены росли вишневые деревья, а в центре стояла статуя богини любви. На противоположном берегу пруда был также разбит сад. Здесь в 1721 году на склоне горы начали сооружать каскад, а в самом саду два партерных фонтана. Позднее к ним добавились еще четыре фонтана клоша. К строительству самого дворца приступили в 1720 году после того, как работы по выемке грунта из большого пруда подошли к концу. Новый дворец получил название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Петр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году. Предназначался дворец для проживания 'знатных особ'. Но уже с середины XVIII столетия он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра 1. Здесь находился его гардероб, поднесенные ему подарки, предметы быта, живопись, мебель и пр. На протяжении почти двух столетий Марли не подвергался переделкам. Но в конце XIX века стены здания дали трещины, и по предложению архитектора А. Семенова дворец после тщательных обмеров был разобран до основания и вновь собран после укрепления фундамента из тех же материалов. Затем на место вернулся весь снятый декор помещений. Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А. Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.
Фонтан "Золотая гора"
Верхний парк
Фонтан "Нептун"
|
|