-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ninel2401

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2011
Записей: 3037
Комментариев: 268
Написано: 4703


Павловский дворец и парк. Часть 5.

Вторник, 12 Апреля 2011 г. 10:23 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Павловский дворец и парк. Часть 5.





Часть 1
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.




Собственный садик

Четкую регулярную планировку имеет Собственный садик, созданный по по проекту Ч. Камерона в 1790 году. Аллеи, пересекающиеся под прямыми углами, дополняются системой дорожек, проложенных в диагональных направлениях. Собственный садик невелик по размерам, что отвечает его основному назначению - служить местом небольших прогулок только для хозяев дворца. Поэтому он примыкает к той части дворца, где расположены жилые помещения. Яркие цветочные партеры Собственного садика были созданы по желанию Марии Федоровны, выписывавшей из-за границы семена и луковицы редких декоративных растений. Строгий, "архитектурный" характер планировки этой части парка подчеркивали разнообразные декоративные сооружения, размещенные вдоль аллей, - вазы, гермы, бюсты, трельяжные арки и беседки. Многое из декоративного убранства Собственного садика сохранилось до сих пор. Первоначально в Собственном садике культивировались многие ценные, редкие растения: каштановые, тутовые деревья, пирамидальные тополя. Правда, северный климат оказался для них неблагоприятным, и выжить им не удалось; тополя, более стойкие, чем другие породы, погибли во время пожара дворца 1803 года, так что главным украшением остались великолепные цветники и вазы с цветами.



Интимный характер Собственного садика, куда хозяева дворца могли попадать, минуя парадный вход, непосредственно из жилых покоев, во многом определил его облик. В нем нет и не может быть парадной торжественности, характерной для Тройной липовой аллеи и плаца перед дворцом, расположенных почти совсем рядом, - наоборот, он чрезвычайно уютен и выглядит совсем "домашним", несмотря на всю нарядность его убранства. Когда в летнее время клумбы Собственного садика переливаются всеми цветами радуги и весь он похож на многокрасочный ковер, кажется, что здесь, на вольном воздухе, просто продолжены дворцовые покои.






Выход из дворца в Собственный садик


Эркер покоев вдовствующей императрицы

Эркер образован ионической колоннадой белого искусственного мрамора с застекленным пространством между колоннами, что создает иллюзию "перетекания" пространства кабинета в живую природу Собственного садика. Кессонированный свод полуротонды увеличивает высоту кабинета. Лепные розетки кессонов, в отличие от привычных классических образцов, Воронихин впервые выполняет в виде ромашек. Широкая арка эркера поддерживается двумя кариатидами, исполненными В. Демут-Малиновским (воссозданы реставраторами Н. Малиевой и Т. Шабалкиной). Зеленоватая окраска стен перекликается с цветом летней зелени за окнами. По высокой падуге плафона вьются гирлянды дикого винограда. В люнетах изображены аллегории наук и искусств по эскизам А.-Б. Скотти. Потоки света льются через окна-стены "Фонарика", создавая сильные светотеневые контрасты между освещенной и затененной частями кабинета.


Терраса дворца в Собственном садике


Навес террасы




Дорожка к павильону Трёх граций

Центральная аллея садика, украшенная мраморными вазами, подводит к павильону Трех граций, сооруженному в 1800 - 1801 годах по проекту Ч. Камерона. Трудно поверить, что эта волшебная фантазия на античные темы создана мастером уже на склоне лет, - совершенство пропорций, изящество, воздушность этого приветливого павильона заставляют чувствовать руку художника духовно юного, полного жизненных сил. Павильон имеет вид легкой, прозрачной колоннады, поддерживающей двускатную крышу. Шестнадцать ионических колонн с капителями, украшенными крупными волютами, стройны и изящны. Во фронтонах перекрытия - сложные по композиции барельефы, выполненные И. П. Прокофьевым. Барельеф, находящийся со стороны дворца, изображает Аполлона с лирой, окруженного эмблемами искусств. На противоположном фронтоне - фигура Минервы, опирающейся на щит, украшенный мальтийским крестом и инициалами Павла I и его жены. Изображение мальтийского креста часто встречается на постройках времени Павла I: это напоминание о том, что Павел был гроссмейстером Мальтийского рыцарского ордена, которому он покровительствовал.


Павильон Трёх граций

С 1803 года в павильоне находится скульптурная группа "Три грации", высеченная итальянским ваятелем Паоло Трискорни из одного мраморного блока. Прекрасные женские фигуры поддерживают стоящую на колонне вазу; они стройны, изящны, полны поэзии и гармонии. Скульптурная композиция, отличающаяся классическим совершенством форм и четкостью силуэта, органично вписывается в архитектуру павильона. Основанием павильона Трех граций служит невысокая терраса, сложенная из блоков грубо обработанного камня. Эта терраса продолжается и за пределами павильона вдоль границы Собственного садика.


Три грации


Правый страж


Левый страж


Вид на дворец из Собственного садика

Настало время поговорить о Павловском парке. Среди дворцово-парковых ансамблей Петербурга, зеленым кольцом окружающих город, художественно – архитектурный комплекс Павловска является последним по времени возникновения и принадлежит к числу выдающихся памятников русской культуры конца XVIII – начала XIX века. В строительстве огромного (около 600 га) парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники. Их творческие замыслы воплощали мастера – садоводы, паркоустроители и сотни нанятых людей и крестьян из окрестных деревень.


Вольер фотоС.Н. Кудас


Павильон Росси фотоС.Н. Кудас


Павильон Росси фотоС.Н. Кудас


Большая Каменная лестница.

Итальянская лестница имеет 64 ступени. Ее марш, прерванный площадками, чуть расширен книзу - это усиливает впечатление большой протяженности: при взгляде снизу уходящие ввысь ступеньки сужаются, как в далекой перспективе.

С верхней площадки лестницы открывается великолепная панорама речной долины. Ее композиционным центром служит Храм Дружбы. В 1780 - 1782 годах на живописном полуостровке, омываемом круто повернувшей Славянкой, по проекту Камерона архитектором Г. П. Пильниковым возводится прекрасное здание Храма Дружбы, задуманное Павлом Петровичем и Марией Фёдоровной как вечный символ родственной любви и сыновней привязанности к Екатерине II. Несмотря на сложные и запутанные отношения между царствующей императрицей и наследником престола, внешне каждая из сторон всякий раз старалась продемонстрировать дружеские отношения и оказать знаки внимания друг к другу.


Храм дружбы


Розовопавильонные пруды. Олений мост.


Парадное Поле.


Район белых берёз

Основа планировки "Белой березы" - восемь радиальных просек-аллей, сходящихся к центральной круглой площадке, обсаженной березами ("Круг белых берез").


Розовый павильон.

Деревянный Розовый павильон находился недалеко от Константиновского дворца, у Оленьего моста. Он был построен по проекту А. Н. Воронихина в 1807 году как дача князя П. И. Багратиона.
Розовый павильон воспринимался как своего рода новый центр всего садово-паркового комплекса: его простота и уют привлекали больше, чем холодноватая официальность дворца. Именно здесь, в Розовом павильоне, собирались тогда гости Павловска, в числе которых было немало деятелей культуры - поэтов, писателей, художников, артистов. В 1814 году в Павловске готовились к встрече Александра I, возвращавшегося из Парижа после победоносного завершения войны против наполеоновской Франции. По этому случаю к павильону в спешном порядке - всего за семнадцать дней - пристроили большой танцевальный зал с круглым балконом, спроектированный К. Росси и П. Гонзага. В таком расширенном виде Розовый павильон и сохранялся вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда он был разрушен. В 1980 году начались работы по воссозданию павильона и в настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.



С северо-запада к Парадному полю и "Белой березе" примыкают значительно меньшие по площади поросшие лесом участки, называющиеся Старой Сильвией и Новой Сильвией ("Сильвия" в переводе с итальянского - лес). Этот район парка создавался по замыслу В. Ф. Бренны в 1790-х годах. Однако две его части сильно отличаются друг от друга как планировочным решением, так и характером растительности.



Старая Сильвия создана по замыслу Бренны в 1797 году. Это один из совершенно самостоятельных участков пейзажного парка, которые могли бы даже показаться замкнутыми и обособленными, если бы каждый из них не был органически включен в общую систему планировки и оформления парка. Для Старой Сильвии характерна четкость планировочного "рисунка". Так же, как в "Белой березе", здесь предусмотрена система радиальных дорожек, пересекающихся на центральной круглой площадке. Этих дорожек двенадцать, почему и весь участок называется нередко Двенадцатью дорожками. Регулярный характер планировки подчеркнут стриженой растительностью - шпалерами акации, посаженной вдоль дорожек. В целом же Старая Сильвия - лесистый участок, в котором преобладают хвойные деревья. Лишь центральную площадку окружают дубы.


Аполлон Бельведерский.



Как и задумал Бренна, в облике Старой Сильвии важнейшая, можно даже сказать, первостепенная роль принадлежит бронзовой скульптуре. Статуя Аполлона Бельведерского в середине круглой площадки воспринимается как композиционный центр всего района, а вокруг бога - покровителя искусств расположено по кругу между аллеями-дорожками двенадцать фигур: девять муз - музыки и красноречия - Евтерпа, трагедии - Мельпомена, комедии - Талия, танца - Терпсихора, любовной поэзии - Эрато, астрономии - Урания, гимнов - Полигимния, пения - Каллиопа, истории - Клио, а также покровитель торговли Меркурий, богиня красоты и изящества - Венера Каллипига и богиня весны и цветов Флора. Все эти фигуры были отлиты в мастерских Академии художеств мастерами-литейщиками В. Екимовым, В. Можаевым, Е. Гастеклу по моделям известного ваятеля академика Ф. Гордеева, известного своим участием в скульптурном оформлении Останкинского дворца в Москве, Казанского собора в Петербурге и в создании прославленного "Медного всадника" - памятника Петру I на берегу Невы. Предназначались они для Царского Села, но затем были установлены в Павловском парке.




Памятник родителям.

У южной границы Старой Сильвии расположен "Памятник родителям". От Тройной липовой аллеи к нему подводит извилистая Философская дорожка. Памятник построен в форме эдикулы - небольшого античного храмика, открытого со стороны главного фасада, который решен в виде полукруглой ниши. Пересекающий нишу антаблемент поддерживается двумя колоннами и пилястрами из розового тивдийского мрамора; за колоннами установлена скульптурная группа, изображающая крылатого гения и скорбную женскую фигуру, склонившуюся к двум урнам. Это мемориальное сооружение, посвященное памяти умерших членов семьи Марии Федоровны, было воздвигнуто в 1786 году по проекту, разработанному, по всей вероятности, Н. А. Львовым. Первоначально оно мыслилось как памятник Фредерике, рано умершей сестре Марии Федоровны, однако несколько позднее, после того как скончались отец и мать императрицы - в конце 90-х годов XVIII века, она решила превратить его в общий мемориал ушедшим из жизни родным.


Пиль-башня и Пильбашенный мостик.

Название мосту дала находящаяся рядом, на берегу Славянки, Пиль-башня, построенная в 1797 году В. Ф. Бренной. Это сооружение изображало "пильную мельницу" у реки, имеющую вид круглой башни с конической крышей, покрытой соломой, и узкой наружной лестницей на подпорах, ведущей на второй этаж. Роспись стен, выполненная П. Гонзагой, создает иллюзию, что перед нами поврежденная временем нарядно украшенная старинная постройка. В конце XVIII века вся местность вокруг казалась сошедшей с пасторальных картин того времени: вращались колеса водяной, "пильной", - отсюда название Пиль-башня - мельницы, журчала вода, отпечаток подчеркнутой запущенности создавал впечатление какого-то богом забытого сельского уголка, и, казалось, не хватает только мельника с помощниками да вереницы подвод, чтобы почувствовать себя в настоящей деревне.

Но стоило подняться по столь же непрезентабельной спиральной лестничке, притулившейся к башне, как посетитель оказывался в изысканном помещении дворцового типа, предназначавшемся для отдыха во время прогулок по парку, декорированном живописью, лепкой, обставленном золоченой мебелью, - и контраст этой нарядности с нарочитым убожеством внешней декорации производил безошибочный эффект. В этом можно убедиться и в наши дни: убранство внутреннего помещения Пиль-башни восстановлено. В нижнем этаже Пиль-башни находились пустые комнаты. В них при Павле Петровиче содержались под стражей камер-пажи за дерзкие шалости или "нерадение ко своим обязанностям". В обиходе Пиль-башню до сих пор называют "Пажеской".


Горбатый мостик

Еще ближе к дворцу расположены три моста, спроектированные Ч. Камероном. Самый ранний из них по времени постройки (1778 год) - маленький Горбатый мостик, сложенный из глыб грубо обработанного камня.



В 1801 - 1802 годах был построен Черный мост.


Павловский дворец и мост Кентавров в парке.


Мост с кентаврами. Мраморная скульптура.

А в 1799 году Ч. Камерон одновременно с сооружением Холодной ванны построил мост Кентавров, названный так после того, как в середине 1800-х годов его украсили скульптурами кентавров - мраморными копиями античных оригиналов.

Слова этого заголовка принадлежат перу Федора Глинки, который двести лет назад в "Совете едущему из Санкт-Петербурга" писал:

«Скакав вёрст 26 от шумныя столицы,
Чрез плоской и печальный край,
Увидев вдруг сады, пруды, дворцы Царицы -
Тут Павловск: Стой, и тут земной найдёшь ты рай!»

тут,тут,тут




Рубрики:  Гатчина

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку