Часть 4.
Часть 1,Часть 2,Часть 3(1),Часть 3(2),
Подземный ход из Гатчинского дворца к Серебряному озеру
Грот «Эхо»
Есть в Гатчине еще один неповторимый и удивительный памятник прошлого. Это таинственный подземный ход – 120-метровый тоннель, протянувшийся от дворца-музея до Серебряного озера – единственное в своем роде сооружение в петербургских пригородных дворцах и парках.
Да, в этом отношении Гатчине повезло необычайно. Только здесь, прогуливаясь по темным подвальным галереям, примыкающим к подземному ходу, можно случайно встретиться с загадочным призраком императора Павла I.
Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, Гатчинский дворец тринадцать лет был великокняжеской резиденцией, а затем пять лет – императорской. Свой романтический замок император Павел I сделал неприступным. О его странных душевных качествах – сентиментальности, подозрительности, суевериях по Гатчине ходили легенды. С его именем некоторые историки связывают создание подземного хода. Однако все сохранившиеся документы указывают, что подземный ход как существующее, оригинальное сооружение уже был при императоре. Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что подземный ход и заканчивающийся им грот «Эхо» на берегу Серебряного озера были созданы одновременно со строительством дворца при графе Григории Григорьевиче Орлове и очевидно все тем же Ринальди.
Еще с орловских времен в алькове Парадной опочивальни Гатчинского дворца имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.
Павел часто пользовался потайной лестницей. Он любил устраивать своим гостям неожиданные сюрпризы,таинственным образом исчезая из дворца и так же неожиданно появляясь. На берегу Серебряного озера на небольшой деревянной пристани у грота «Эхо» его всегда ждал челнок и верный слуга. Путь из подземного хода дальше мог продолжаться и по воде.
Посещали подземный ход и некоторые высокие гости. Так, в 1797 году во время пребывания в Гатчинской мызе бывшего польского короля Станислава-Августа ему была устроена прогулка из дворца через подземный ход к гроту «Эхо» и далее по императорскому парку. Павел I доверил сопровождать почетного гостя своему ближайшему сподвижнику Сергею Ивановичу Плещееву, постоянному члену свиты государя.
«Гатчина, 31 августа 1797 года. Посколько Король попросил Императора дать ему кого-нибудь, кто показал бы все красоты Гатчины, ему был предоставлен господин Плещеев, – сообщается в Дневнике, который в это время вел личный секретарь короля. – Он сопровождал Короля, начиная от подвалов Гатчинского дворца, которые весьма своеобразны, до верхнего этажа башни этого обширного замка...»
Павел I остался доволен, видя какие яркие впечатления получил король Станислав-Август от всего увиденного: «Он сам говорит, что только здесь он чувствует себя действительно дома. И правда, что Павловск, при всем своем очаровании, лишь маленькое сокровище с Гатчиной, где все много величественнее».
После убийства императора подземный ход, по всей видимости, был надолго закрыт для посещения, поэтому в литературных источниках каких-либо сообщений о нем почти не встречается. А вот необычный на вид грот «Эхо», которым он торжественно заканчивается в пейзажном парке у глади самого чистого гатчинского озера, довольно часто фигурирует в воспоминаниях современников и даже изображен на полотнах художественных произведений. В 1817 году его запечатлел в одной из своих графических работ известный поэт и талантливый художник Василий Андреевич Жуковский. Рисунок так и называется: «Грот «Эхо». Сегодня он хранится в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге вместе с другими бесценными рисунками из альбомной серии «Шесть видов Гатчины».
Грот «Эхо» (старая открытка). Подпись: «Гатчина. Эхо в парке».
Интересной является запись о подземном ходе и гроте «Эхо», которую оставила в своем дневнике в 1854 году Анна Федоровна Тютчева – фрейлина при цесаревне, а впоследствии императрице Марии Александровне, старшая дочь поэта Ф.И. Тютчева: «Гатчина, 19 октября... В парке около озера видна пещера, закрытая железной решеткой; говорят, что здесь находится выход из тех подземных ходов, которые император Павел велел провести от своей комнаты, чтобы иметь возможность бежать от убийц. Тщетная предосторожность, не предохранившая его от смерти, которой он так боялся и заслуженность которой, может быть, сознавал. Все эти воспоминания делают пребывание в Гатчине очень мрачным и неприятным. Я не понимаю, почему двор выбирает Гатчину именно тогда, когда хочет веселиться».
Вид на Гатчинский дворец со стороны Серебряного озера (фото Кудрявцева и Степановой конца ХIХ - начала ХХ в.в., хранится в Государственном Историческом Музее).
Всевозможные каменные гроты являлись неотъемлемой и непременной «декорацией» в парковой архитектуре регулярного и пейзажного стиля. Достаточно вспомнить такие замечательные памятники XVIII столетия, как грот Большого каскада в Петергофе, грот Стрельнинского дворца, павильон-грот в Екатерининском парке в Царском Селе и другие. Гатчинский грот был отмечен какой-то особой природной естественностью и таинственностью облика, который, несомненно,усиливался укромностью своего расположения. Арочный выход из подземного туннеля сложен из массивных глыб грубо отесанного пудостьского камня разных размеров и форм, а пол выстлан каменной плитой. Живописная кладка грота «Эхо», протянувшаяся по фасаду на 19 метров, издалека действительно воспринимается как естественная. Однако случайное сочетание глыб, низкий заглубленный арочный вход, декоративный кустарник, которым обсажен грот – результат художественной продуманности талантливого автора этого сооружения. Каждый камень подбирался и закреплялся на месте скрытыми в кладке железными связями. Декоративность светотеневой игры поверхности каменных глыб и глубоких швов и в наши дни делают «эту архитектурную игрушку привлекательной во все времена года».
Грот «Эхо» (фото до 1901 г.).
Гармонично вписался грот «Эхо» и в ландшафтную композицию Серебряного озера, на берегу которого в 1848 году, при выходе из подземелья, на месте ветхой деревянной пристани была построена каменная круглая пристань (архитектор Э. Тимм). В одном из документов 1884 года упоминается «об исправлении площадки у «Эхо». При этом были составлены чертеж и смета.
Серебряное озеро – самый уникальный водоем Гатчинского парка. Оно имеет природное происхождение и питается сильными подземными ключами. «Кристально чистый изумрудный тон его воды напоминает горные озера, – сообщали в 1935 году в книге «Гатчина» ее авторы Серафима Николаевна Бадаева и Георгий Викторович Смирнов. – На берегу Серебряного озера виднеется пещера, каменные глыбы которой полускрыты свисающими ветвями кустов. Это – «Эхо», выход из подземного хода дворца». Исключительно прозрачная вода озера, несмотря на довольно большую глубину (до 13 метров), дает возможность рассмотреть его дно, покрытое слоем серовато-зеленой глины. Она и придает воде изумрудный цвет. Особенно впечатляюще выглядит панорама Серебряного озера с башен Гатчинского дворца.
«Эхо» – подземный ход ХVIII века (старая открытка, вход в грот «Эхо» виден на противоположном берегу Серебряного озера).
Свое оригинальное название грот получил от ясно слышимых отголосков: многократного повторения человеческого голоса и звука шагов по каменным плитам, возникающих в глубине подземелья. Акустические особенности грота «Эхо» действительно очень необычны.
Посетивший Гатчину в 1814 году академик и путешественник Н.Я. Озерецковский писал: «Сказывают, что сей подземный ход сделан еще князем Орловым, может быть для того только, чтоб в нем слышать отголоски (эхо), которые повторяются там до четырех слогов, когда от железной решетки, перед озером стоящей, человеческий голос раздаваться будет в подземелье, и стоящие ко дворцу железные ворота будут затворены, ибо как скоро их отворят, то эхо больше не отвечает».
Известно, что в парках XVIII века сооружения, выдающие эхо, ценились и даже специально возводились для развлечения посетителей. Для них придумывались и особенные «кричалки»...
Гатчинское эхо тоже имеет свою историю. Громкое восклицание повторяется в подземной галерее несколько раз. По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди.
Первые «кричалки» появились здесь еще в Павловскую эпоху. Ими часто развлекались дети императора. Говорят, что они записаны в какой-то старинной книге... Среди самых известных, которые возможно сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня «кричалки», как:
«Какой цветок не боится мороза?! – Роза!»,
«Как называлась первая дева?! – Ева!»,
«Кто украл хомуты?! – Ты!»
Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание:
«Кто нами правил?! – Павел!»
Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз!
Дочь главного хранителя дворца-музея Владимира Кузьмича Макарова, юная Вера Макарова, вспоминая о событиях 1924 года, когда она вместе с лучшей подругой Екатериной Серебряковой, дочерью знаменитой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, часто гуляла в Гатчинском парке, рассказывала: «Однажды на берегу Серебряного озера у входа в Грот, за которым тянется подземный ход к лестнице в покои Павла I, мы с Катей вздумали проверить справедливость названия грота «Эхо». Мы крикнули: «Павел», ожидая услышать обычный отзвук последнего слога. Но на этот раз из темноты раздалось зловещее: «Умер». Мы позорно бежали, уверенные, что разбудили признак. Нам и в голову не пришло, что над нами пошутил кто-то из взрослых. После этого на листке моего альбома появилась акварель моего отца: в собственном саду Павел I в мундире и треуголке гонится за лохматой девочкой...»
А вот история с продолжением, которая произошла в Гатчине в октябре 1996 года. Тогда город посетил американский поэт Гай Хоглэнд из города Санкт-Петербурга (штат Флорида). Вместе с коллегами из российского Санкт-Петербурга он встретился с читателями Гатчинской центральной городской библиотеки имени А.И. Куприна, с учащимися и преподавателями школы №3, но самое большое впечатление на мистера Хоглэнда и его дочь Марию произвела экскурсия по дворцу-музею и в особенности посещение подземного хода. «Здесь гостям рассказали, что когда-то, очень давно, по стенам туннеля была развешана конская упряжь, – делился позднее своими впечатлениями один из очевидцев. – Однажды ее почему-то убрали... Царская дочь, маленькая девочка, забежала, играя, в туннель и, увидев пустоту на стенах, воскликнула: «Кто украл хомуты?» «Ты!.. Ты!.. Ты!..» – отозвалось эхо».
Эта историческая легенда, без сомнения, известная многим гатчинцам, в тот же вечер вдохновила американского гостя на создание стихотворения. Оно называется «Темный туннель», а перевел его на русский язык знаменитый петербургский поэт Илья Фоняков.
Темный туннель
Как относятся американцы к своим поэтам?
Вы, граждане Гатчины, спрашивали меня об этом.
Ваш вопрос, словно дирижерская палочка, попеременно
Целится в политика, газетчика, бизнесмена,
От лица же самих поэтов скажу:
Мы – как в темном вашем туннеле,
Что ведет из дворца к озеру,
Там, где лампочки светят еле,
Где на громкий старинный вопрос: «Кто украл хомуты?»
Многократное эхо из тьмы откликается: «Ты!»
Гатчинский подземный ход хранит немало загадок. Многие посетители дворца-музея специально приходят в подземелье, чтобы встретиться здесь с таинственным призраком или призраками. И это не фантастика! «Призрачной теме» можно было бы посвятить специальное научное исследование...
Долгое время считалось, что именно этим подземным ходом воспользовался бежавший в 1917 году от преследования большевиков Александр Федорович Керенский. Как известно, он прибыл в Гатчинский дворец из революционного Петрограда 27 октября вместе со штабом третьего конного казачьего корпуса. О тревожных событиях, которые происходили уже 1 ноября 1917 года, Керенский впоследствии рассказывал в своих воспоминаниях:
«Около 10 часов утра меня внезапно будят. Совершенно неожиданное известие: казаки-парламентеры вернулись с матросской делегацией во главе с Дыбенко. Основные условия матросов – безусловная выдача Керенского в распоряжение большевистских властей. – Казаки готовы принять это условие.
Выхода у меня не было. Никаких мер личной охраны я не предпринимал. Никаких подготовительных действий на случай выезда из Гатчины не делал. Для вооруженной борьбы нас было слишком мало – меньше десятка. Уйти из дворца невозможно – построенное Павлом I в виде замкнутого прямоугольника здание имело только один выход, уже занятый караулом из казаков и матросов. Пока мы рассуждали, явился один из высших служащих дворца с предложением помощи... Он знает тайный, никому не известный подземный ход, который выходит в парк за стенами этого дворца-крепости, но чтобы пройти к этому тайнику, нужно ждать сумерек».
Воспользовался ли Керенский этим ходом, неизвестно. Сам же он писал в 1922 году: «Я не считаю себя вправе подробно рассказывать свой уход из Гатчинского дворца. Большевики еще у власти – люди еще живы... Я ушел из дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел, нелепо переодетый, под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование. Мои спутники, оставшиеся во дворце, все спаслись. Одни просто в суматохе, другие вечером потайным ходом – все ушли благополучно из не слишком гостеприимного дворца».
Среди местных старожилов впоследствии долго ходили разговоры о том, что А.Ф. Керенский спасся, выпрыгнув из окна Арсенального каре Гатчинского дворца, на первом этаже которого в то время проживали бывшие придворные служители.
В 1918 году залы Гатчинского дворца впервые были открыты для посещения, а вскоре небывалый поток туристов довоенной поры хлынул в этот очень популярный у ленинградцев музей. Большим успехом у экскурсантов пользовался открытый для обозрения подземный ход. Только каким-то чудом он не пострадал в годы Великой Отечественной войны и был восстановлен ТОО «Дворец» в 1993 году.
В послевоенный период долгое время подземному ходу была уготована роль склада Гатчинского водоканала, который, к сожалению, и сегодня все еще удерживает в своих руках нашу общую голубую жемчужину – Серебряное озеро.
Поэтому недоступен для обозрения и грот «Эхо», а громкие восклицания музейных посетителей подземелья глухо обрываются в закрытую арочную железную дверь. Наверное, это один из немногих подземных ходов, который не имеет выхода...
источник
|
|