Летиция Ортис. Разведенная простолюдинка, ставшая королевой Испании Королева Испании Летиция вход...
Радуйтесь! - (0)Радуйтесь! Если голубые Небеса наполняют вас Радостью, если стебель полевой Травы не оставля...
Узоры Славянской Души. Павлопосадский платок. Часть 5. - (0)Узоры Славянской Души. Павлопосадский платок. Часть 5. Весь материал по теме здесь Павлово-пос...
Путешествие в Лиссабон. Один день в столице Великих открывателей - (0)Путешествие в Лиссабон. Один день в столице Великих открывателей ...
Иллюстрации Умберто Брунеллески (1879−1949). - (0)Иллюстрации Умберто Брунеллески (1879−1949). Как причудлива бывает жизнь... Родил...
Как железные дороги изменили русскую жизнь. Часть 1 |
О том, как железные дороги преобразили Россию, кто строил самые красивые вокзалы и мосты, что думали о железных дорогах Толстой и Драгунский (6 частей)
Алексей Вульфов. Глава Общества любителей железных дорог
Как железные дороги объединили Россию
Самая длинная магистраль в мире, «золотая пряжка» Кругобайкалки, а также за что железную дорогу любили Левитан и Поленов
Великий русский композитор Георгий Свиридов
Или если мы посмотрим на замечательную картину Поленова «Железная дорога близ станции Тарусская»: железная дорога идет по белой местности зимой, вдалеке — поезд…
Василий Поленов. Железная дорога близ станции Тарусская. 1903 год © artchive.ru
Это художники, которых такой мир должен был очень сильно привлечь, чтобы они отозвались на него. Ну и, конечно, работы замечательного живописца Георгия Нисского, уже советской эпохи живописи, который в своей знаменитой картине «Февраль. Подмосковье» и других показал вот это удивительное свойство железной дороги: как будто бы это
И вот это взаимоотношение с пространством оказалось,
Хочется сказать, что железная дорога стала новой областью географии, не только экономической, но и географии вообще, потому что на теле Земли появились совершенно новые объекты, вписанные в это тело, которых ранее не было. И сооружение этих объектов — дело очень трудное. Например, первая российская магистраль Петербург — Москва, по легенде проложенная по линейке, но якобы палец Николая I заставил карандашик обогнуть его, и
1 Веребьинский обход — построен в 1881 году, единственное отклонение от прямой на Николаевской железной дороге.
Это, конечно же, не так. Железная дорога Петербург — Москва, идеально сооруженная по так называемому ранжиру, поражавшая воображение всего мира по качеству сооружения, — проложена вопреки законам географии! Линия идет строго прямо, в буквальном смысле поперек рельефа местности. Для чего это было сделано? Инженеры тогда приняли идеальные условия для будущего движения поездов: первое — ровная дорога, а значит, минимальное расстояние между Москвой и Петербургом, во что бы то ни стало. А что касается выемок и насыпей, которые достигают там глубины и высоты до 42 метров, — это колоссальные искусственные сооружения, которые сделаны для того, чтобы спрямить профиль. Дело в том, что на железной дороге существует понятие «профиль пути». Он измеряется конкретно, пять тысячных — это профиль, по которому построена дорога Петербург — Москва: это пять метров возвышения линии на отрезке в один километр. Это практически идеальные условия, то есть профиль пути почти горизонтальный.
Магистраль была построена на треть на болотистой местности, на четверть — на местности практически необитаемой. И Павел Мельников 2 очень романтично описывает, как, прокладывая трассу дороги, они обнаружили старую, еще гатевую, лежневую дорогу Петра I, по которой смогли сразу спокойно определить точное направление на Москву.
2 Павел Мельников (1804–1880) — российский ученый и инженер, один из авторов проекта железной дороги
Дело в том, что задача вписания железнодорожной магистрали в местность — это искусство, сравнимое с гением поэтов, композиторов и других великих мастеров искусства. Действительно, это искусство. Нужно очень точно чувствовать местность, чтобы, скажем, элементарно выбрать место для строительства моста. А на магистрали Петербург — Москва пришлось строить четыре больших моста через четыре реки, которые по тем временам тоже были чудом своего рода, с фермами Гау — Журавского.
На памятнике Николаю I в Петербурге неспроста император стоит на фоне моста с железнодорожными инженерами. То есть железнодорожному транспорту и пониманию его миссии в истории России придавалось огромное значение. В этой связи, конечно, ранжир и прямота этой магистрали — целесообразны. Николай I никакую линию не проводил и никакой палец никакой карандаш, естественно, не задевал. В действительности в том месте пришлось обходить тяжелый по профилю пути участок — Веребьинский овраг, где часто были крушения, потому что там был очень крутой спуск. А тормоза были на осиновых колодках — выражение «Крути, Гаврила» пошло оттуда, и родила его местность, потому что на уклонах приходилось затягивать тормоза, но иногда, естественно, эти, как теперь уже мы понимаем, допотопные устройства не срабатывали.
Надо сказать, что Россия на этом первом опыте, благодаря, конечно, в первую очередь энтузиазму Мельникова, созрела, состоялась исторически для возможности соединения себя железными дорогами. Ведь если мы посмотрим на карту Российской империи до появления железных дорог, она носит формальный характер: как такового транспортного объединения в империи нет. Чехов на Сахалин добирался, как известно, год. Хотя и был формально почтовый дорожник, где был отмечен прогон на лошадях от Петербурга до Кяхты с указанием почтовых станций, но это все носило, конечно, характер полуформальный, потому что состояние дорог было ужасным. А реки в России текут в основном с севера на юг и с юга на север, а вот с запада на восток и с востока на запад — мало, хоть умри. И вот как хочешь, так и организуй потоки грузов с севера на юг. И
Потому что на железной дороге всё решают мосты, они становятся судьбой страны. Например, знаменитый Сызранский мост Белелюбского 3 через Волгу, который открыл дорогу на восток и дал возможность сделать Россию единым государством.
3 Николай Белелюбский (1845–1922) — русский инженер и ученый в области мостостроения.
После того как рельсы пересекли Волгу и вышли туда — на границу со Средней Азией и Сибирью — собственно говоря, началось новое развитие русской цивилизации.
А дальше началось сооружение Транссиба 4 — дороги, которая сейчас считается от Москвы, а тогда, естественно, от Петербурга, с нынешним расстоянием — 9288 километров, это о чем-то говорит?
4 Транссибирская железнодорожная магистраль — железная дорога, соединяющая Москву с крупнейшими промышленными городами России в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Она побила все немыслимые рекорды. Транссибирская магистраль — это трудно себе представить в наше время — была построена на всем протяжении, через Китай, за 12 лет, с 1891 по 1903 год. В 1891 году между Челябинском и Владивостоком не было ничего! А в 1903 году можно было взять билет из Петербурга до Владивостока и доехать за три недели. В этом смысле железная дорога преобразовала не только географию, ландшафт, рельеф и так далее — она преобразовала понятие человека о пространстве и времени. Потому что за 24 часа доехать от Петербурга до Москвы — этого, казалось, не может быть; доехать за три недели от Петербурга до Тихого океана — невозможно, так не бывает. На мой взгляд, единственный раз с того момента человечество испытало такое потрясение, это сжатие пружины времени в
Что касается Кругобайкальской железной дороги, почему ее называют «золотой пряжкой»? Потому что строительство было безумно дорогим: верста Кругобайкалки обошлась в пять-семь раз дороже версты на Транссибе, где, в общем, не Сочи. Более того, есть такая поговорка — «Бог создал Сочи, а черт — Могочу»: не пряники писаные в той местности, от Могочи до Сковородино. Кто ездил на экспрессе «Россия» и смотрел в окно, видел, что это первобытная местность, там вокруг на сотни верст не было ноги человека никогда. Нужно было найти место для перехода через Обь, благодаря которому появился нынешний Новосибирск. Как Гарин-Михайловский 5, замечательный писатель и выдающийся инженер, разведывал подходы к мостам?
5 Николай Гарин-Михайловский (1852–1906)— русский инженер, писатель, путешественник. В 1891 году он руководил группой, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской магистрали.
Он наблюдал перелеты птиц вдоль сопок в районе моста, и про то место, где птицы летели, он и говорил: вот там и будем прокладывать дорогу, потому что птицы летят по кратчайшему пути. На Кругобайкальской дороге использовалось два вагона взрывчатки на версту; общая длина шурфов для закладки пиропатронов составила 2500 километров (!) на 90 километров пути; было построено 39 тоннелей, из них один длиной 778 метров. Это много. Двухпутную Кругобайкальскую дорогу построили методом взрыва скал на практически отвесной скале, тянущейся на протяжении 80 километров вдоль Байкала, — исключительно красиво — за два года. Если мы посмотрим на облицовку тоннелей Кругобайкалки, мы будем потрясены тем, с каким художественным совершенством они выложены в этой тайге, люди думали о будущем. На Кругобайкалке есть еще один уникальный объект — вокзал, полностью построенный из белого мрамора, в Слюдянке.
Благодаря этим рекордам Россия спасалась в военные времена. Мы можем вспомнить знаменитую Мурманку, построенную за один год от Петрозаводска до Мурманска — там, где 42% местности занимали абсолютно непроходимые болота. Мы не можем не вспомнить войну, когда были проложены целые новые магистрали, одна из них, самая знаменитая, —
Пантелеймон Митюшев. Строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали в Заполярье. 1948 год © kraevidenie.ru
Пантелеймон Митюшев на своей картине изобразил таких сытых, упитанных бодрых строителей, вокруг такая художественная, новогодняя метель, они так бодро прокладывают эту магистраль… На самом деле дорога длиной 1191 километр была построена — за пять месяцев — с тысячными жертвами измученных цингой, исхудавших, черных от голода и холода людей, при минус 50 градусов зимой. Это тоже не усилие, а сверхусилие. Особой бодрости не наблюдалось, но родине был нужен воркутинский уголь. Или, например, знаменитая Волжская рокада: Сталинградскому фронту срочно нужна была дорога, и вдоль Волги за семь с половиной месяцев появилась дорога Иловля — Свияжск, длиной 978 километров. К сожалению, так, как на магистрали Петербург — Москва, уже нельзя было проложить эту дорогу, — такие дороги прокладывали по так называемому облегченному способу, то есть когда уже не рельеф подчиняли железной дороге, а железная дорога полностью подчинялась рельефу и шла уже как угодно.
Закончить этот краткий обзор мы можем высказыванием еще одного великого человека — Валентина Распутина, который писал о Кругобайкалке так:
«Но и не было, надо полагать, нигде более такого воодушевления, чтобы вписать красоту в красоту, не повредив картинности природы, раскрыв ее тучное торжество на каждой версте, прошнуровав эти версты, как страницы, в единую книгу и оформив ее, подобно художнику, всей палитрой инженерного искусства. Прежде тут распевали песни только ветры да речки, плескал и ревел Байкал, затем зазвучали паровозные гудки и бодрый стукоток вагонов по рельсам, эхо, вырываясь из тоннелей, припевом повторяло эти поселившиеся тут звуки новой жизни — и, очень быстро спевшись, рукотворное и нерукотворное повело единую песнь здешнего бытия.
И ни один участок не вызвал в дальнейшем, когда Кругобайкалка ушла в запас, такого поклонения, интереса туристского, художественного и научного, такой богатой библиотеки обо всех этапах и деталях строительства, о диве дивном, в какое превратилась она в своем естественном и инженерном двуединстве, как будто всегда такой и была».
arzamas.academy
Рубрики: | РОССИЯвсё о России |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |