Летиция Ортис. Разведенная простолюдинка, ставшая королевой Испании Королева Испании Летиция вход...
Радуйтесь! - (0)Радуйтесь! Если голубые Небеса наполняют вас Радостью, если стебель полевой Травы не оставля...
Узоры Славянской Души. Павлопосадский платок. Часть 5. - (0)Узоры Славянской Души. Павлопосадский платок. Часть 5. Весь материал по теме здесь Павлово-пос...
Путешествие в Лиссабон. Один день в столице Великих открывателей - (0)Путешествие в Лиссабон. Один день в столице Великих открывателей ...
Иллюстрации Умберто Брунеллески (1879−1949). - (0)Иллюстрации Умберто Брунеллески (1879−1949). Как причудлива бывает жизнь... Родил...
Мосты, тоннели и вокзалы: архитектура БАМа |
Самый длинный тоннель, самый страшный мост, самый красивый вокзал — и другие достопримечательности магистрали
Юрий Егоров. Историк железнодорожного транспорта
Главные достопримечательности магистрали
БАМ строили бригады со всего СССР, поэтому в вокзалах магистрали можно найти национальные черты почти всех советских республик — от азербайджанских окон шебеке и грузинской чеканки до латышской кровли и туркменской мозаики. На БАМе построены сотни мостов и 10 тоннелей, включая самый длинный железнодорожный тоннель в России. Рассказываем о главных архитектурных и инженерных достопримечательностях дороги.
Станция Тында
Вокзал в Тынде. 2014 год © Игорь Агеенко / ТАСС
Тында считается столицей Байкало-Амурской магистрали. Это одно из немногих мест трассы, история которого началась задолго до БАМа. Первый поселок, ставший перевалочным пунктом для золотоискателей, возник в этих местах еще в начале ХХ века. Железная дорога пришла сюда в 1937 году, когда была проложена ветка от Транссибирской магистрали. Однако просуществовала дорога недолго: в 1942 году рельсы с этого участка были сняты и использованы для срочного строительства Волжской рокады 1, во многом определившей исход Сталинградской битвы.
1 Рокада — дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта. Волжская рокада проходила от станции Иловля около Сталинграда (сейчас Волгоград) до станции Свияжск недалеко от Казани.
Второе рождение станции случилось уже в 1975 году, когда поселок Тындинский был преобразован в город Тында областного подчинения. В городе разместилось управление по строительству БАМа — ГлавБАМстрой.
Шефство над Тындой взяла Москва 2: главный город страны строил главный город БАМа.
2 Проектирование и возведение городов и станций на БАМе было символически закреплено за так называемыми шефскими бригадами. Так, Усть-Кут строил Ставропольский край, Северобайкальск — Ленинград, Чару — Казахстан, Икабью — Грузия, Тынду — Москва.
В Тынде много московских названий: районы Арбат и Сокольники, улицы Профсоюзная и Красная Пресня.
Вокзал Тынды напоминает силуэт лебедя и состоит из двух симметричных «крыльев», расположенных под углом к железнодорожным путям, и двух башен в центре высотой 48 метров — это самый высокий вокзал на Дальнем Востоке.
Станция Звездная
Станция Звездная. 1984 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС
Звездная — первая станция Байкало-Амурской магистрали, построенная в 1974–1984 годах 3: именно сюда прибыла первая группа строителей дороги.
3 Часть магистрали была построена еще в 1930–50-е.
Здесь же находится первый мост БАМа — небольшой пешеходный мостик через реку Таюру. Первоначально и станцию, и поселок планировали назвать Таюра — по ближайшей реке; был вариант названия Снежный (первые строители прибыли в снегопад), однако 2 мая 1974 года на митинге строителей было решено назвать станцию Звездной (а поселок стал Звездным).
Жилые и служебные здания станции возводил армянский трест «АрмБАМстрой». Архитектурное решение вокзала сочетает в себе принципы модернизма (современные материалы, простая и функциональная планировка) и приемы национальной архитектуры Армении: фасады здания оформлены в виде протяженной аркады, использованы полуциркульные наличники, а само здание облицовано традиционным для Армении материалом — светлым вулканическим туфом.
Станция Ния
Станция Ния. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС
История поселка Ния началась с рабочего лагеря строителей БАМа из Грузинской ССР: «Задача у нас одна — построить на БАМе красивый, на сто процентов благоустроенный поселок и станционный комплекс, кусочек родной Грузии. Работы здесь много не только для строителей, но и для художников, чеканщиков, камнерезов, камнетесов… Признаться, мы замахнулись на очень ответственное дело — в далекой от Грузии Сибири построить грузинскую станцию. Но нам сопутствовала удача, ведь название речки Нии — это ж практически грузинское имя. Так что над названием станции долго раздумывать не пришлось» (из интервью начальника строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» Анзора Двалишвили).
Проект поселка подготовил институт «Тбилгорпроект». 6 ноября 1975 года на станцию Ния-Грузинская (так первоначально называлась станция) прибыл первый поезд.
Монумент в Ние. 1991 год © Эдгар Брюханенко / ТАСС
Вокзал станции облицован темным туфом. На дверях и стенах внутренних помещений использованы традиционная грузинская деревянная резьба и металлическая чеканка. При въезде в Нию со стороны Усть-Кута воздвигнут монумент с надписями «Ния», «Россия» и «Грузия».
Станция Улькан
Станция Улькан. 1984 год © Юрий Кавер / РИА «Новости»
Шефство над строительством станции и одноименного поселка было закреплено за бригадой из Азербайджана, поэтому в здании вокзала были использованы традиции национального зодчества республики.
Здание облицовано травертином 4 и мрамором из азербайджанских месторождений.
4 Травертин — горная порода, известковый туф.
Решетки на окнах выполнены по мотивам традиционной техники шебеке 5.
5 Шебеке (от араб. шабака — сеть) — прорезные или имитирующие их узоры в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана.
На стене в зале ожидания — многометровое мозаичное панно «Сказание об Азербайджане», изготовленное в Баку. Кроме того, на площади перед зданием вокзала установлен памятник национальному герою Азербайджана — Фархаду.
Станция Кунерма
Вокзал в Кунерме. 1984 год © Эдгар Брюханенко, Григорий Калачьян / ТАСС
«Покорись, Кунерма!» — такой лозунг был написан на головном бульдозере бригады, которая в условиях труднопроходимой тайги, глубокого снега и сильных морозов полтора месяца пробивала 50-километровый зимник 6 от Улькана до Кунермы.
6 Зимник — автомобильная дорога, проложенная прямо по снегу или льду и пригодная к эксплуатации только в зимнее время.
Станцию и поселок строили рабочие из республик Северного Кавказа: Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана. Первый отряд строителей прибыл в Кунерму из Дагестана 18 августа 1975 года, а 15 января 1976 года помогать им отправилась группа киевского отряда имени Н. Островского.
В августе 1978 года на подступах к Кунерме был установлен рекорд: за неполные сутки уложено 4 километра 200 метров пути, а уложить рельсы до самой Кунермы удалось на полгода раньше планового срока.
В июне 1979 года в Кунерму приехали участники интернационального строительного отряда — студенты московского Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, среди них были представители стран Азии, Африки и Латинской Америки. В августе 1979 года в Кунерме побывал американский певец Дин Рид, выступивший для строителей БАМа прямо с крыши вагона.
Вокзал в Кунерме украшен штукатурными узорами с восточным орнаментом. Над входом в здание установлена скульптурная композиция «Дагестан — БАМу», выполненная молодым тогда автором, а ныне заслуженным деятелем искусств Дагестана Шарифом Шахмардановым.
Станция Северобайкальск
Железнодорожный вокзал Северобайкальска. 1990 год © Роман Денисов / ТАСС
Станция и город Северобайкальск строились как одна из опорных точек Байкало-Амурской магистрали, столица бурятского участка БАМа. Это единственный город на БАМе, построенный с нуля. Неофициальное название этого участка магистрали — Ленинградский: около двух тысяч комсомольцев приехали сюда по путевкам Ленинградского обкома ВЛКСМ.
Временный поселок, на месте которого впоследствии возник город, первоначально назывался Новогодний (к новому, 1976 году были заселены первые одноэтажные жилые дома), но вскоре его переименовали в Северобайкальск.
Вокзал Северобайкальска — настоящая достопримечательность города, он напоминает летящий по волнам парусник или волну с пенным гребнем. Архитектор вокзала Владимир Авксентюк так вспоминал об этом времени: «Город Северобайкальск проектировали ленинградские архитекторы (что можно узнать по необычайной ширине главной улицы, ведущей к вокзалу). Вокзал в Северобайкальске — один из любимых вокзалов, в архитектуре его хотелось выразить присутствие Байкала».
Кроме того, в городе есть памятный знак — бетонное изображение палатки, на которой написаны имена первопроходцев, высадившихся на мысе Курлы, где впоследствии был основан Северобайкальск.
Памятник первопроходцам в Северобайкальске. 1994 год © Владимир Матвиевский / ТАСС
Станция Ангоя
Станция Ангоя на БАМе. 1989 год © Владимир Матвиевский / ТАСС
Станцию Ангоя строил коллектив АзБАМстроя из Азербайджанской ССР. По одной версии в переводе с эвенкийского название станции означает «ущелье, расселина», по другой — «тихое место». Это соответствует действительности: поселок стоит в узкой долине Верхней Ангары, закрытой со всех сторон высокими горами.
Весной 1984 года на БАМе одним из первых среди лидеров СССР побывал Гейдар Алиев — будущий президент Азербайджана, тогда — заместитель председателя Совета министров СССР. Именно он предложил, чтобы строители из Азербайджана, заканчивавшие к тому времени работу на станции Улькан, возвели еще один поселок — Ангою.
Здание вокзала в Ангое решено в национальном ключе. Это необычные стрельчатые окна, четко выраженная устремленная вверх центральная часть здания. В Бурятию из Азербайджана привезли отделочный камень — травертин; а в центральном зале установили панно, сделанное в Баку.
Станция Кюхельбекерская
Станция Кюхельбекерская. 2004 год © yapet.livejournal.com
Станция находится в поселке Янчукан. Вокзал и другие здания поселка возводил армянский трест «АрмБАМстрой», поэтому в его оформлении использованы мотивы армянской архитектуры: протяженная аркада, характерная для построек V–VII веков и более поздних лет, вертикальные членения по фасадам. Вокзал облицован светлым вулканическим туфом — основным строительным материалом Армении.
Первоначально станция называлась Янчукан, но в конце 1980-х была переименована в честь поэта и драматурга, участника восстания декабристов Вильгельма Кюхельбекера, приговоренного после разгрома восстания к каторге и вечному поселению в Сибири.
Северомуйский тоннель
Строительство Северомуйского тоннеля. 1993 год © Владимир Матвиевский / ТАСС
Тоннель длиной 15 343 метра — самый длинный железнодорожный тоннель в России. Это сложнейший объект Байкало-Амурской магистрали, принятый в эксплуатацию только в 2003 году, спустя 19 лет после открытия движения поездов по основной линии БАМа.
Северо-Муйский хребет, входящий в состав Станового нагорья, считался практически непреодолимым препятствием для железной дороги: его высота достигает 2500 метров, он сложен структурой скальных пород, не имеет удобных перевалов. На припортальных 7 участках тоннеля находятся зоны многолетне-мерзлых пород, а по его длине — неустойчивые трещинные участки, разломы, зоны мощных притоков воды, в том числе под давлением, с высокой температурой.
7 Портал — входная часть тоннеля.
Весь район характеризуется высокой сейсмичностью.
Тоннель строился с двух сторон — с востока и с запада. Кроме самого тоннеля, были построены три вертикальных шахтных ствола, вдоль основного пути проложена технологическая штольня, а также рудничная железная дорога для перемещения персонала. Общая длина горных выработок тоннеля — более 45 километров.
Для поддержания микроклимата тоннель с обеих сторон снабжен воротами, которые открываются только для пропуска поездов.
Старый Северомуйский обход
Старый Северомуйский обход. 2018 год A. L. / Wikimedia Commons
Северомуйский обход был построен как временный путь, позволяющий обойти строящийся Северомуйский тоннель, сооружение которого затягивалось из-за сложнейших горно-геологических условий. По первоначальным планам движение поездов по БАМу планировалось открыть в середине 1980-х годов, а тоннель должен был вступить в строй к 1987 году, став последним строящимся звеном магистрали. Чтобы пропускать строительные поезда восточнее Северомуйского хребта, в 1982 году началось строительство временного обхода по кратчайшему пути между станциями Ангаракан и Казанкан — длина обхода составила 24,6 километра, ненамного больше будущего тоннеля.
3 июля 1983 года первый поезд со строителями дороги перевалил Северо-Муйский хребет и прибыл на станцию Муякан.
Временный обход представлял серьезное препятствие для движения поездов: он имел предельные уклоны до 40 ‰ 8, поэтому требовалось расцеплять поезда и провозить их через обход группами по несколько вагонов.
8 40 тысячных — угол уклона дороги, равный 40 метрам на один километр пути. Такой уклон более чем в три раза превышает современную норму, равняющуюся 12 тысячным.
Движение пассажирских поездов по обходу было запрещено, людей высаживали из вагонов и перевозили автотранспортом.
В 1985 году стало ясно, что строительство Северомуйского тоннеля затягивается, поэтому к 1989 году построили новый обход, гораздо длиннее, но с более пологим профилем. Старый обход был закрыт, хотя параллельная ему автомобильная дорога существует и сейчас.
Новый Северомуйский обход
Поезд на Чертовом мосту. 2003 год © Владимир Егоров / ТАСС
Первый обход Северомуйского тоннеля строился как временный и должен был работать до окончания его строительства, которое планировалось завершить к 1987 году. К середине 1980-х годов, когда стало ясно, что строительство тоннеля затягивается на неопределенный срок, началось сооружение постоянного обхода Северомуйского тоннеля. Он имеет значительную длину — 64 километра, но при этом гораздо более «легкий» профиль, с уклонами до 18 ‰ 9.
9 18 тысячных — угол уклона дороги, равный 18 метрам на один километр пути. Это много, но не настолько критично, как 40 ‰ старого обхода.
Для этого железнодорожная линия вьется по склону хребта, образуя серпантин, чтобы подняться к Ангараканскому перевалу. Наиболее известный объект обхода — так называемый Чертов мост — высокая эстакада над руслом реки Итыкит, находящаяся одновременно в кривой и на подъеме. Железнодорожное полотно расположено на высоте до 35 метров над руслом реки. Поезда на этом мосту слегка покачивались, а машинисты перед въездом на него нередко крестились.
На трассе обхода находятся два «петлевых» тоннеля: для поворота трассы на 180 градусов и одновременного ее вписывания в предельные радиусы кривых 10 и уклоны часть пути пришлось пропускать через тоннели, расположенные внутри горного хребта.
10 Предельный радиус — минимальный радиус поворота, в который может вписаться поезд.
Пройдя через «петлевой» тоннель, поезд выходит на тот же склон горы, развернувшись на 180 градусов и на несколько десятков метров выше точки входа.
После открытия Северомуйского тоннеля обходная трасса продолжает использоваться для движения местных и рабочих поездов.
Станция Таксимо
Вокзал Таксимо. 2018 год A. L. / Wikimedia Commons
Станция Таксимо находится между двумя Муйскими хребтами — Северным и Южным. Ее название переводится с эвенкийского как «чаша».
В строительстве Таксимо и поселка принимали участие рабочие из Латвии, поэтому в облике вокзала и других зданий есть прибалтийские черты. Вокзал — многоэтажное кирпичное здание с высокой кровлей синего цвета, расположенное не вдоль путей, как обычно на железной дороге, а перпендикулярно им — как дом в прибалтийском городке.
В Таксимо есть микрорайон ЛатБАМ с улицами Латвийская, Рижская и Даугава, несколько вывесок продублированы на русском и латышском языках. У некоторых домов — островерхие крыши и подъезды с двух сторон.
Кроме латышей, в строительстве Таксимо участвовали рабочие Белорусской ССР, поэтому другой район поселка называется БелБАМ, с улицами Минская и Белорусская.
Наконец, в Таксимо сохранились следы ранней истории БАМа. Решение о строительстве магистрали было принято еще в 1932 году. Для проведения съемки местности и заброски в тайгу изыскательских групп использовалась авиация, а так как аэродромов в тайге не было, применялись гидросамолеты. Один из них — АНТ-4 с номером СССР Ж-11 — 15 августа 1940 года упал в озеро Борончеевское в районе современного Таксимо. Еще один такой же самолет в декабре того же года потерпел крушение на Шаман-горе недалеко от Таксимо, его экипаж был вовремя обнаружен и спасен. В 1980-е годы оба самолета были найдены, и в память о погибших летчиках Ж-11 в Таксимо был установлен полноразмерный макет самолета АНТ-4.
Станция Куанда
Строители БАМа у монумента в их честь на станции Куанда. 1984 год © Игорь Михалев / РИА «Новости»
Поселок Куанда знаменит тем, что именно здесь официально закончилось строительство Байкало-Амурской магистрали. 1 октября 1984 года в Куанде состоялась церемония укладки «золотого звена» дороги — последних рельсов, соединивших западный и восточный участки строительства.
При этом фактически последнее звено было уложено двумя днями раньше, в 40 километрах к востоку от Куанды, на разъезде Балбухта. Но так как церемония уже была запланирована, место проведения решили не переносить. Такое расхождение связано с обвалом в Кодарском тоннеле, затормозившим движение бригады путеукладчиков, шедшей с востока. В результате бригада, шедшая с запада, наверстывала отставание восточной стороны, ставя непревзойденные до сих пор рекорды скорости укладки рельсового полотна.
В память об этом событии в Куанде возвели монумент трудовой славы строителей БАМа. На 12-метровых пилонах установлены металлические указатели с названиями станций, построенных союзными республиками, краями и областями, принявшими участие в шефском строительстве дороги, перечислены ключевые станции БАМа. В основании монумента помещена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
На небольшом разъезде Балбухта в память о соединении двух частей БАМа тоже осталась небольшая стела из рельсов, сооруженная в конце сентября 1984 года.
Шефской бригадой при строительстве станции Куанда был СМП «УзБАМстрой» из Узбекской ССР. Когда первые его строители в 1982 году прибыли к месту работ, тындинская газета «Авангард» выпустила статью с заголовком «Салам, товарищ БАМ!».
Станция Новая Чара
Станция Новая Чара. 2005 год Wikimedia Commons
В переводе с эвенкийского слово «чара» означает «мель» — и действительно, река Чара, протекающая у поселка, имеет множество мелей и порогов.
Шефство над строительством поселка и станции взяла на себя бригада из Казахстана: «Проектируется будущая станция так, чтобы ее облик напоминал далекий Казахстан. Сейчас в Павлодаре, по согласованию с ГлавБАМстроем, ведется строительство цеха по производству крупнопанельных домов в условиях вечной мерзлоты. Проектный институт „Казгипроград“ разработал проект домов с элементами национальных мотивов» (из интервью министра строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР Ораза Бейсенова).
Вокзал в Новой Чаре напоминает казахскую юрту: центральная часть здания имеет высокую кровлю с крутым подъемом в центре. Правда, в отличие от традиционной юрты, вокзал не круглый, а вытянут вдоль путей. Внутри здания можно увидеть барельефы со сценами из жизни казахского народа.
Станция Икабья
Семья строителей поселка Икабья. 1989 год © Владимир Саяпин / ТАСС
Станция Икабья получила свое имя по названию реки Большая Икабья. Изначально станцию и поселок строила бригада из Молдавии. Чуть позже на Икабью прибыли 300 членов украинского Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени ХХVI съезда КПСС. А вскоре после них — первые строители специализированного строительно-монтажного поезда «ГрузБАМстрой» из Грузии — бригады, которая и взяла шефство над станцией и поселком.
Архитектура станционных и жилых домов здесь ассоциируется с национальным зодчеством Грузии: в ней использованы темный туф, светлый мрамор, металлическая чеканка. Визитная карточка поселка — изысканные козырьки над входами в дома с рисунками на тему гор Грузии.
Перевал Мурурин
Перевал Мурурин из окна поезда
Самая высокая точка и одно из наиболее красивых мест на Байкало-Амурской магистрали и всей сети российских железных дорог. Высота перевала над уровнем моря — 1323 метра 11.
11 Данные ОАО «РЖД».
Руководящий уклон 12 на этом участке — более 20 ‰ 13, перевальный участок имеет длину около 60 километров.
12 Руководящий уклон — наибольший затяжной подъем, по значению которого устанавливается норма массы поезда.
13 20 тысячных — угол уклона дороги, равный 20 метрам на один километр пути. Такой угол почти в два раза превышает современную норму для участков с тепловозной тягой.
С грузовыми поездами на этом участке работают трехсекционные тепловозы 14, причем поезд ведут несколько локомотивов.
14 Третья секция тепловоза нужна в условиях крутого подъема, так как чтобы поднять состав на перевал, требуется дополнительная мощность.
При подъеме на перевал используются подталкивающие локомотивы, которые следуют до перелома профиля, а когда подъем сменяется на спуск, отстают от поезда и, в зависимости от поездной обстановки, возвращаются на предыдущую станцию либо отправляются до следующей отдельно от грузового поезда. Работа тепловозных дизелей на этом участке осложнена его большой высотой и относительно малым количеством кислорода.
В августе 1992 года здесь едва не произошла катастрофа, которая могла стать одной из крупнейших в истории железных дорог России. Тепловоз с неисправными тормозами оказался на затяжном спуске, превратившись, по существу, в неуправляемый снаряд, нагонявший идущий впереди пассажирский поезд. В это же время на станции Хани — впереди по ходу движения — находился состав со взрывчатыми веществами. Эти события легли в основу фильма «Перевал Мурурин» (1994).
Станция Ларба
Станция Ларба. 2018 год A. L. / Wikimedia Commons
В строительстве поселка Ларба принимали участие московские и туркменские строители.
В статье тындинской газеты «Авангард» от 7 июля 1979 года под заголовком «Ларба в будущем» сообщалось: «На днях технический совет при Тындинском райисполкоме рассмотрел проект детальной планировки жилого поселка станции Ларба. Проектировщики института „Туркменгоспроект“ из города Ашхабада под руководством главного архитектора проекта Д. В. Высоцкой учли все насущные проблемы, связанные с проживанием в зоне строительства БАМа. Следствием чего является несколько пониженная этажность. Здания 1220-й серии будут возводиться не в традиционном пятиэтажном варианте, а в четырехэтажном».
Во внешнем облике вокзала станции Ларба нижний этаж, облицованный светлым мрамором, контрастирует с массивным вторым — с темной отделкой. Протяженный фасад здания перебивается высокой светлой башней. Орнаменты вокруг окон второго этажа напоминают черты национальной архитектуры Туркмении. Внутри вокзала находятся две мозаики работы туркменского художника Мухамметмурада Гочмурадова: «Туркменка» и «Природа Туркменистана».
Станция Алонка
Поселок Алонка. 1984 год © Владимир Тарабащук / ТАСС
За строительство и внешний облик поселка и станции Алонка в предгорьях хребта Турана в Амурской области отвечала шефская бригада из Молдавии. 11 августа 1975 года на БАМ прибыл передовой отряд строительно-монтажного поезда «Молдавстрой — БАМ».
Огромное красно-белое здание вокзала — одно из самых красивых на восточном участке БАМа. Над входом размещена металлическая композиция, символизирующая дружбу русского и молдавского народов: две женщины опираются на светофор с надписями «БАМ» и «1975–1984».
На другой стороне здания — фигуры трех строителей с надписью «Алонка — БАМ — Кишинев». Стены и фасады вокзала украшены орнаментами с изображениями аиста с виноградной лозой — эмблемой Молдавской ССР. Спуск от вокзала к платформе оформлен в виде нескольких террас наподобие зрительного зала.
Станция Новый Ургал
Вокзал в Ургале. 1987 год © ТАСС
Ургал — один из крупнейших узлов БАМа, состоящий из трех станций разных времен постройки и принадлежащих разным линиям. Первая, Ургал-1, появилась еще в 1937 году. Однако в 1942 году рельсы с этой линии были сняты и использованы для строительства Волжской рокады.
Когда в 1970-е сюда пришла комсомольская стройка, шефство над строительством взяла Украинская ССР.
3 ноября 1974 года на месте будущей станции высадились 320 человек из отряда «Донбасс», который должен был подготовить площадку для еще четырех отрядов: «Киев», «Харьков», «Днепр» и «Карпаты». 7 ноября состоялся митинг, на котором было объявлено, что «город Ургал будет построен коллективом „Укрстрой“». Такую надпись прикрепили к ближайшей лиственнице, а впоследствии перенесли на камень, установленный в центре поселка. 7 ноября считается днем рождения города. За 1975 год был возведен временный поселок из 15 общежитий, с детским садом «Гуцулочка», магазином «Харьков», столовой «Дончанка», Домом культуры «Украина».
Зал ожидания на вокзале станции Новый Ургал. 1984 год © РИА «Новости»
Вокзал украшен символикой на тему Советской Украины, строительства и транспорта: четыре вагонетки везут железнодорожные атрибуты и строительные инструменты к центральному ядру композиции, на котором изображен дом ЦК Коммунистической партии Украины в Киеве, увенчанный флагом и вписанный в восходящее солнце. Вокруг него развеваются транспаранты с надписями «Украина» и «Ургал». Со стороны железной дороги на фасаде укреплены медальоны с символическими изображениями станций БАМ, Тында, Беркакит и Ургал. В зале ожидания находится мозаичное панно с сюжетами из жизни Украины.
Станция Солони
Вокзал Солони. Из фотоальбома «БАМ». 1984 год © Издательство «Планета» / pastvu.com
Станцию Солони строила бригада из Таджикистана. Небольшое здание вокзала было настоящей жемчужиной БАМа. Облицованное розовым камнем, оно украшено пестрыми мозаичными карнизами в национальном стиле, образующими портал вокруг центрального входа. Еще один карниз венчает само здание, придавая ему вид азиатского мавзолея.
Мост через Амур
Мост через Амур © Юрий Лизунов / ТАСС
Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, один из крупнейших построенных в Советском Союзе, его длина — 1435 метров.
Железнодорожная переправа через Амур существовала с 1936 года. Она связывала станцию молодого Комсомольска-на-Амуре с сетью железных дорог страны. В зависимости от времени года переправа была паромная или ледовая: зимой рельсы укладывали прямо на лед.
Строительство моста началось в 1969 году, к 1974 году были установлены все девять его опор. На общих железобетонных опорах установлены два пролетных строения: под один железнодорожный путь и под двухполосную автодорогу.
Мост строился в сложных условиях: резкие колебания уровня воды в Амуре (за время строительства глубина реки менялась от 12 до 16 метров), мощный ледоход при толщине льда до 1,5 метра, большая скорость течения — 3,5 м/с, глубокое залегание скальных пород, на которые можно было бы установить опоры.
При строительстве моста впервые в отечественной практике вместо кессонных фундаментов 15 использовались тонкостенные бетонные оболочки, которые погружались в грунт до упора в скальные породы.
15 Кессон — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры без воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в нее сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса.
Движение по мосту было открыто 26 сентября 1975 года.
arzamas.academy
Рубрики: | ТУРИЗМ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |