Выйдя из социальных низов, сын обычного крестьянина Вятской губернии Фёдор Шаляпин всю свою жизнь искал возможности воспользоваться тем, что дают интеллект, образованность, высоко развитый художественный вкус и внутренняя гармония. Он сумел ещё в молодые годы достичь высочайшего уровня культуры, театрального и художественного мастерства. Имея внутреннее чутье художника, он сумел взрастить в себе великого артиста, неподражаемого оперного певца, талантливого графика, скульптора и гримёра. И вряд ли можно ошибиться, сказав, что история русского театра не знает более пытливого ума, более жадного всепоглощающего таланта, чем шаляпинский.
Многогранность таланта
Неисчерпаемо одарённый народный артист был известен не только потрясающими актёрскими данными, но и талантом графика, скульптора, живописца, художника-гримёра. Многие современники гения отмечали, что карандаш, перо и кисть занимали в жизни артиста вне сцены очень важное место. Все, кто близко знал артиста, замечали, что частенько во время беседы он рисовал, сам даже того не замечая. В этом порыве выплёскивалась потребность графически изображать то, что наполняло душу и воображение виртуоза от искусства.
Зарисовки сценических образов, которых играл великий Шаляпин.
Зарисовки сценических образов, которых играл великий Шаляпин
Шаляпин является автором множества автопортретов, в том числе карикатур и шаржей. Не счесть и зарисовок с себя в сценических образах, в которые перевоплощался на театральных подмостках. Его друг, Константин Коровин, вспоминая о гениальном артисте, писал: «...Его влекли все области искусства. Он не мог видеть карандаш, чтобы сейчас же не начать им рисовать. При том, где попало — на скатертях в ресторанах, на меню, на газетах...».
 
Держа в руке карандаш или перо, Шаляпин практически всегда закреплял свои мысли или слова рисунками, в этом была органическая потребность актёра. Рисунки действительно появлялись повсюду, и сопровождали гения на всех этапах творческой карьеры, и красной нитью прошли через всю жизнь величайшего мастера. И стоит отметить, что, как правило, многие из них появлялись импровизированно.
Гениальный художник-гримёр
Федор Шаляпин в сценических образах Мефистофеля, Ивана Грозного.
Фёдор Шаляпин в сценических образах Мефистофеля, Ивана Грозного
Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре». Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев и публику. Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».
 
Также стоит отметить, что к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам. «Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ». Именно Фёдор Иванович считается первым настоящим художником-гримёром в том смысле, в котором мы привыкли считать.
Сценические образы Федора Шаляпина.
Сценические образы Федора Шаляпина
Что и вовсе занимательно, Шаляпин умудрялся «гримировать» и аксессуары. Как-то играя роль Ерёмки, он расписал свои валенки. А когда режиссёр при постановке «Дон-Кихота» решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина её «загримировали». Художник театра под руководством актёра превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и рёбра. Сам же Шаляпин наводил последние штрихи на шкуре лошади, на которой ему и пришлось выезжать на сцену в роли Дон Кихота.
Талантливый карикатурист
Автошаржи Федора Шаляпина.
Автошаржи Фёдора Шаляпина
Фёдору Ивановичу всегда потрясающе удавалась творческая художественная переработка образов в карикатурные. Иногда он их создавал во время своеобразных турниров с художниками. Так, в 1913 году журнале «Аргус» напечатал два шаржа на Шаляпина. Один из которых создал художник И. Гранди, а другой - сам Шаляпин. Шаржем профессионального художника была довольно обычная карикатура на оперного певца: портрет со слегка деформированным носом и подбородком, а также со взбитым вихрем волос надо лбом.
 
Авторский же шарж самого артиста, выполненный несколькими штрихами, отличался потрясающей схожестью и лаконизмом. Шаляпин мастерски изобразил себя, наметив одной тонкой чертой овал лица, шею, распахнутый воротник рубахи. Вместо глаз поставил точки, а на месте ноздрей - кружки. Энергичным движением подчеркнул рот и подбородок. И, наверное, не стоит говорить о том, что Гранди признал безоговорочное поражение в этом поединке.
А спустя два года в 1915 году артист участвовал в качестве художника-карикатуриста на петербургской выставке первого «Салона юмористов», куда предоставил свои работы наряду с П. Щербовым, В. Дени, П. Трубецким, В. Лебедевым, Д. Мельниковым. К слову, Д. И. Мельников в своё время создал дружеский шарж на Шаляпина под названием «Художники на отдыхе», как нельзя лучше характеризующий сущность талантливого гения и многогранную его одарённость.
«Художники на отдыхе». Карикатура Д.И.Мельникова.
«Художники на отдыхе». Карикатура Д. И. Мельникова
В этой работе с лукавством и добрым юмором Мельников набросал сцену из жизни Шаляпина и его друзей-живописцев Коровина и Виноградова во время летнего отдыха. Эту весёлую компанию карикатурист изобразил «на этюдах». На переднем плане посреди зелёной лужайки видим Фёдора Ивановича, сидящего напротив мольберта с красками. Одной рукой он пишет автопортрет, другой - удит рыбу в аквариуме. Слева от него лежит кусок мягкой глины, приготовленной для работы, а на колене он бережно придерживает только что оконченный бюст авторской работы. При всем при этом он ещё умудряется пальцами ноги делать записи в ежедневнике. За спиной буквально застыли друзья-художники, которые искренне восторгаются создающимися на их глазах произведениями искусства. Но всё же наверное больше недоумевают и восторгаются - как великий Шаляпин одновременно может совмещать в себе сколько талантов.
Шаляпин - потрясающий график
Автопортреты Федора Шаляпина разных лет.
Автопортреты Фёдора Шаляпина разных лет
Не один десяток созданных Шаляпиным рисунков, портретов, карикатурных шаржей вошли в сокровищницу наследия гениального певца и артиста. И даже то немногое, что удалось сохранить в музеях и частных собраниях, служит прекрасными иллюстрациями к ярким страницам биографии легендарного гения. Всё, над чем он мыслил, что воссоздавал на театральных подмостках, что вызывало его искренний интерес или негодование — метко подмечено и правдиво запечатлено в лаконичных графических рисунках.
Федор Шаляпин в сценических образах.
Фёдор Шаляпин в сценических образах
Однако, невзирая на все свои художественные таланты, Фёдор Иванович прежде всего был величайшим артистом. Он на протяжении всей своей творческой карьеры с любопытством "...стремился познать самого себя — своё тело, свое лицо, — то, из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене образы своих героев". И как следствие - огромное количество автопортретов. В них "Шаляпин-художник с карандашом в руках внимательно, придирчиво, черта за чертой разбирал структуру лица и тела Шаляпина-артиста, не уставая рассматривать себя в различных ракурсах, стараясь подметить новые выразительные возможности той или иной линии, исчерпывающе прочувствовать каждое своё движение".
 
Поэтому авторские портреты Шаляпина-художника не простая фиксация образа перевоплощающегося артиста. Тонкое чутьё линии позволяло Шаляпину передавать истинное своё психологическое состояние, настроение несколькими четкими штрихами, добиваясь при этом потрясающей похожести и внутренней выразительности.
Графические зарисовки современников.
Графические зарисовки современников
Шаляпин за свою жизнь нарисовал также целую галерею графических портретов своих современников — художников, писателей, театральных деятелей и членов своей семьи.
Шаляпин - скульптор
Федор Шаляпин - скульптор.
Фёдор Шаляпин - скульптор
Невзирая на пристрастие артиста к графическим зарисовкам, Шаляпин больше всего любил ваять из глины. И тут также больше всего ему удавались автопортреты в виде бюстов. Из воспоминаний Сергея Конёнкова: «Однажды Шаляпин сказал нам, художникам, что он рождён быть скульптором». Наверняка так оно бы и было, не стань он гениальным оперным певцом и потрясающим артистом.
Бонус
На протяжении всей жизни рядом с Шаляпиным шли художники. Яркая колоритная личность Фёдора Ивановича привлекала людей искусства не только как великолепная обаятельная модель, а в большей степени как глубокий типаж русского интеллигента и одарённого гения. Они часто обращались к образу великого артиста и запечатлевали его и в пору расцвета и, в годы зрелости таким, каким его знали современники, каким его видели на сценических подмостках.
Портрет Федора Шаляпина. Автор: Николай Богданов-Бельский.
Портрет Фёдора Шаляпина. Автор: Николай Богданов-Бельский
Портрет Федора Шаляпина. Автор: Константин Коровин.
Портрет Фёдора Шаляпина. Автор: Константин Коровин
Портрет Федора Шаляпина. Автор: Борис Кустодиев.
Портрет Фёдора Шаляпина. Автор: Борис Кустодиев
Портрет Федора Шаляпина. Автор: Николай Кузнецов.
Портрет Фёдора Шаляпина. Автор: Николай Кузнецов
К слову, старший сын от первого брака Фёдора Ивановича - Борис стал профессиональным художником. Он постоянно сопровождал отца на гастролях по миру, устраивая выставки своих работ в театрах и концертных залах. Младший сын Фёдор пошёл по стопам отца и добился немалых успехов в актёрской карьере как в Европе, так и в США.
Фёдор Иванович Шаляпин (портрет кисти сына - Бориса Фёдоровича Шаляпина, 1934 год.)
Фёдор Иванович Шаляпин, портрет кисти сына - Бориса Фёдоровича Шаляпина, 1934