Де Голль был, как известно, нежным отцом, Сталин — суровым, а вот о Черчилле как об отце говорят реже. Вспоминать истории его детей — это рассказывать трагедию за трагедией. И увы, порой эти трагедии были организованы им самим.
Не та Диана Спенсер
Старшую дочь Уинстона и Клементины часто вспоминают как Диану Спенсер Черчилль (таково было полное имя). Это вносит определённую путаницу, поскольку для российского читателя есть только одна Диана Спенсер — легендарная леди Ди, принцесса Уэльская, покойная мать принцев Уильяма и Гарри. И действительно, семьи Черчиллей и покойной принцессы состоят в дальнем родстве. Но Диана Спенсер Черчилль была совершенно самостоятельной, отдельной от королевской семьи женщиной.
Путают Диану и с ещё одной Дианой Черчилль — английской актрисой четырьмя годами младше. Впрочем, неудивительно: ведь и наша Диана была немного актрисой.
Зачали Диану чудом. Уинстон так редко вспоминал о своей молодой жене, что ей приходилось оставлять ему записки: сегодня, мол, мою спальню можно посещать. Он читал их, вернувшись домой поздно ночью, с работы или из клуба, и чаще игнорировал, чем спешил в нагретую женщиной постель. И всё же Диану зачал именно Уинстон, в этом не было сомнений. Когда она родилась, он с восторгом заявил, что это дитя — самое прелестное в мире. «Моя дочь — вылитая я!»
По крайней мере, работать на публику она любила и умела точно так же, как её отец. После школы Диана поступила в Королевскую академию драматического искусства — которую, правда, так и не закончила. У неё изменились планы — в двадцать три года она вдруг вышла за молодого человека по фамилии Бейли. В двадцать шесть она его переросла и сменила на молодого политика-консерватора, Дункана Сэндиса. Сэндис показался достаточно подходящим для того, чтобы рожать детей, и она родила троих: мальчика и двух девочек.
Во время войны все британские леди отложили в сторону кружевные перчатки и модные сумочки. Одни надели брезентовые рукавицы, чтобы было сподручнее разбирать разваленные бомбами дома. Другие надевали форму: медсестёр, пожарных, полицейских, военную.
Дочери Черчилля, лидера британского сопротивления Третьему Рейху, лидера страны, конечно же, тоже надели форму. Диана служила офицером Женской вспомогательной службы ВМС. Служащие Женской вспомогательной не только «кашеварили и обстирывали», хотя это и было крайне важно для флота. Огромное количество механиков и на флоте, и в авиации Британии были именно женщинами — частично срочно обученными, частично призванными из числа заядлых автолюбительниц и авиатрис.
Всё это время — и до войны, и во время, и после — как считают некоторые, Диана страдала от депрессии. Представления о том, что прилично и что нет, долго не давали ей обратиться за помощью, хотя она — что совершенно точно — пережила несколько нервных срывов. Только после разрыва с мужем в шестидесятом году Диана решилась обратиться в Общество самаритян — организацию, которая работала с людьми, думающими о самоубийстве. По видимости, Диана решилась слишком поздно. Она уже много лет принимала успокоительные — барбитураты, и вскоре после того, как начала работать с «самаритянами», выпила весь пузырёк. Полиция констатировала, что это не было случайностью. Диана Спенсер Черчилль сознательно покончила с собой.
Одна из дочерей Дианы, Эдвина, стала довольно известным скульптором. Остальные предпочли быть просто леди.
Сара: муж должен понравиться папе
Полным именем второй дочери Черчиллей было Сара Миллисент Гермиона. Да, это имя не придумали специально для Гарри Поттера — англичане определённых кругов им пользовались. Но — не слишком часто. Она родилась в первый год Первой Мировой войны, и детство её было обычно для маленьких леди: ходила в престижную школу до подросткового возраста, уехала жить в другую престижную школу подростком. Потом, как и Диана, заинтересовалась актёрством — и всё же стала актрисой. Её отец, вероятно, и подумать о таком не мог, когда Сара появилась на свет — в 1914 году эта профессия считалась очень неподходящей для леди. Это сейчас в «Игре престолов» могут сниматься дворяне не из последних (как те актёры, что играли Игритт и Джона Сноу).
Как и Диана, Сара вышла замуж рано, в двадцать два года. Её избранник, комик Вик Оливер, мягко говоря, не понравился тёще и тестю. Тем не менее, их брак продлился девять лет, поколебленный только войной. Война Сару застала двадцатипятилетней. Службу она выбрала в авиации — там тоже создали Женский вспомогательный корпус. Хотя служила она под фамилией мужа, все отлично знали, что видят перед собой дочь Черчилля, так что Саре приходилось держать марку. Она занималась анализом аэросъёмки, чтобы давать своим самые верные данные о расположении и перемещении вражеских войск, вероятной маскировке и так далее.
Ближе к концу службы Сара влюбилась. Она завела роман с женатым американским послом. Роман закончился плохо. Сара развелась. Посол покончил с собой.
Погоревав, Сара снова вышла замуж. Второй избранник нравился родителям не больше, чем первый, и Саре точно так же ясно это давали понять. Но именно при нём она решилась заняться актёрской карьерой как следует. Она снималась уже в первом браке, но все её яркие роли приходятся на брак второй. Самая известная из них — танцовщица Энн в американской комедии «Королевская свадьбы», участница сложного любовного квадрата. Увы, но на тот же период — второй брак — приходятся и её серьёзные проблемы с алкоголем. Алкоголиком был и её брат Рэндольф.
Через восемь лет замужества Сара обнаружила себя вдовой и вышла третий раз, теперь за мужчину, который папе с мамой понравился. Наконец-то её перестали изводить насмешками при каждой встрече, ведь теперь её мужем был барон Одли, в общем — подходящий человек. Но барон умер через год брака. Вскоре наметился четвёртый муж, джазмен и афроамериканец. Оба обстоятельства привела сэра Черчилля в шок и ярость, и он сделал всё для того, чтобы свадьба расстроилась. Это только усилило депрессию и алкоголизм его второй дочери.
После этого Сара навсегда оставила попытки устроить свою жизнь. С актёрской карьерой она тоже потихоньку завязала и в целом как-то угасла. Прожила она дольше своей сестры Дианы — шестьдесят семь лет, но для женщины её круга это был не возраст, так что о Саре Черчилль говорили вполне определённо: спилась.
Мэри: счастливая дочь
Мэри считается единственной из дочерей Черчилля, жизнь которой более или менее удалась. Она прославилась как автор множества книг о семье Черчиллей; многие считают, что писательство стало её собственной психотерапией. На начало войны, которая значительно определила жизнь семьи Черчиллей, Мэри была старшеклассницей, так что на настоящую службу её не взяли — только волонтёркой в Красный крест и организацию, занимающуюся гуманитарной помощью пострадавшим согражданам.
После окончания школы Мэри пошла служить в Женский вспомогательный территориальный корпус, в отряд противовоздушной обороны. С ним вместе она прошла Бельгию и Германию, дослужившись до звания, аналогичного капитану. За службу она получила Орден Британской Империи. После войны вышла замуж за Кристофера Соумса, молодого консервативного политика и за следующие двенадцать лет брака родила от него пятерых детей.
Всю жизнь она занималась разного рода общественной активностью и благотворительностью и счастливо дожила до девяносто одного года, значительно, кстати, пережив своего мужа, а также обеих сестёр и брата.
С леди Соумс прощались в 2014 году. Первую книгу она написала в семьдесят девятом году, вдохновив свою сестру Сару также написать воспоминания; последняя книга леди Соумс вышла в 2012. Её дети стали успешными людьми. Быть может, весь секрет в том, что Мэри и Кристофер Соумс очень любили друг друга, и это исправило все проблемы семьи Черчилль — а может быть, просто Мэри была особенно сильной.
История других «знаменитых дочерей» — Две сестры Кеннеди: как трагедия Розмари заставила Юнис бороться за детей с умственной отсталостью.
Отсюда