-Подписка по e-mail

 


Про поиск смысла в фильмах

Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 01:24 + в цитатник
035 (240x160, 7Kb)Одна моя подруга как-то сказала: «В фильмах есть семантический, метасемиотический и метаметасемиотический смысл. И каждый зритель воспринимает каждый фильм в меру своей культурной образованности.»

Когда, посмотрев очередной бесполезный с моей точки зрения фильм и прочитав восторженные отзывы завсегдатаев Каннского фестиваля к нему, ты вспоминаешь эти слова, то начинаешь чувствовать себя немного не в своей тарелке. «Видимо, я недостаточно культурно развит, раз не понял этот фильм». От такой мысли невольно чувствуешь себя лохом и каким-то неправильным человеком и ловишь себя на то, что пытаешься убедить себя в том, что «понял» этот фильм.

Ну да, природа — символ, ну да характеры героев действительно вступают в борьбу на разных уровнях и проч. Но факт остаётся фактом: мне не понятно, зачем вообще сняли фильм. Что хотел донести до меня режиссёр? Раньше мне мог понравится такой фильм.

Либо я тупею, либо я просто перестал преуспевать в самоубеждении. Но, по крайней мере на данный момент я для себя позицию выработал. Я другой человек. Я считаю, что любое искусство должно расширять горизонты человеческого понимания мира. И если зритель чего-то не понял, это свидетельствует о проблемах автора картины, а не о недалёкости зрителя.

На педпрактике на 4-м курсе я рассказывал студентам-первокурсникам, что такое ускорение и напряжённость электрического тока. Я бы тоже мог говорить загадками, предлагать им понять мои ответы в меру их знания физики и математики и так далее.

Но у меня была другая цель: объяснить им что-то, чего они не понимали.

И я старался объяснить их так, чтобы они поняли. Мне непонятно любое другое поведение. Если режиссёр своим фильмом хочет донести до зрителя какие-то нетривиальные мысли, он может сделать это массой способов, придуманных за всю историю индустрии кинопроизводства. Смею предположить, что я не очень глупый человек. Я склонен считать, что если я не понял фильм, это не я тупой, это режиссёр что-то намудрил.

После просмотра некоторых фильмов (напр. «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова) ты откидываешься назад из той позы, в которой как завороженный следил за сюжетом и выдыхаешь: «Отлично!». Выдыхаешь с осознанием, что только что ты стал умнее на один фильм, что в твоём понимании жизни только что произошли существенные изменения, что на жизнь можно взглянуть иначе и только что режиссёр дал тебе немного поглядеть на неё своими глазами. После таких фильмов ни у кого не появится вопроса: «Ну и зачем снять этот фильм?» (а если и появится, то буквально парой фраз человеку можно будет объяснить, что к чему).

Но если для того, чтобы понять, в чём смысл фильма, нужно прочитать несколько страниц текста от кинокритиков (которые чаще всего говорят, что режиссёр «затронул проблематику» и «оставил вопрос открытым» ) и даже после этого у тебя остались сомнения, что фильм стоил плёнки, то лично для меня это свидетельствует о том, что фильм не очень.

А все эти «небыдло»-критики напоминают мне историю с экспериментом в детском саду, когда 20-ти детям сказали, чтобы они назвали круг треугольником, а после этого спросили 21-го мальчика, который ничего не знал о заговоре, что это за фигура. Он, будучи уверенным, что видит перед собой именно круг под воздействием социального напряжения, ответил, что это треугольник. А зря.

Хочу себе!



Процитировано 23 раз
Понравилось: 49 пользователям

Iubi_S   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 01:34 (ссылка)
Есть такие фильмы, которые воодушевляют и заставляют поразмыслить, а есть ни о чём, смотришь и думаешь, кто вообще такой сценарий накалякал!?!?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

nice_user: Про поиск смысла в фильмах

Суббота, 09 Марта 2013 г. 08:42ссылка
Аноним
Ой,как я понимаю автора. У меня тоже иногда после просмотра очередного "шедевра" такое ощущение создается,что я с Марса прилетела и ничего не понимаю,а все остальные земляне. Я считаю,что все это "понты", а остальные, дабы не выглядеть дураками поют деферамбы этому фильму. Вот, допустим, кино со смыслом "Камень" (снимется в главной роли Светлаков) лично мне понравился,потому что он действительно со смыслом, или как-то фильм смотрела, он какой-то полудокументальный, полухудожественный про то, как люди стараются развеселить, отвлечь, заставить улыбаться детей в онкологической больнице, приглашают клоунов,шарики,подарки детям дарят. Неужели автор бы не понял смысл этих фильмов? Понял бы, конечно. Но есть такие фильмы, смысл которых понимает только сам режиссер. Так что, я думаю, с вами все в порядке. :-)
Нематахария   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 01:59 (ссылка)
nice_user, понимаю так, что речь идёт не о фильмах, делающих хорошие кассовые сборы?).
Мне кажется, что надо просто расслабиться и принять идею, что все мы разные, и это классно. Конечно, ещё лучше, если попадаешь на что-то близкое.
То, что настоящее художественное произведение должно расширять горизонты, мысль абсолютно правильная. Но горизонты у каждого свои. Конечно, есть "божьи дудки", которые никого не оставят равнодушными, но это большая редкость.
Иногда фильмы, имеющие огромный массовый успех, нисколько не задевают. А фильмы, признанные шедеврами, не вызывают никакого интереса. И это нормально! Надо просто найти своё кино.
Ответить С цитатой В цитатник
voladumer   обратиться по имени Смысл в фильмах. Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 02:33 (ссылка)
Нет там смысла. Современнные фильмы дерьмо высшего качества. Особенно русские. Самомнительная шестёрка Микита Михалков ни хрена путного показать не сможет.В советское время были мастера конечно.Сейчас все обезьянничают у тупых америкосов. Для меня все фильмы дерьмо, а вы смотрите если хотите.
Ответить С цитатой В цитатник
Ритабел   обратиться по имени Для нас важнейшим из всех искусств является ... Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 04:00 (ссылка)
Рассуждения интересные! Любое искусство - это, прежде всего, видение автора. Удивительно то, что великие режиссеры еще задолго до начала работы над фильмом знают, как он будет выглядеть по отдельным кадрам и могут снимать, начиная с любого места, хоть с конца. Их, наверное, интересует наше (зрителя) мнение о том, насколько нам удасться понять этот фильм, но вряд ли оно будет для режиссера определящим.
Ответить С цитатой В цитатник
inyan   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 15:43 (ссылка)
Привет! Прекрасного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
анна48   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 16:23 (ссылка)
nice_user, Я тоже считаю,что у каждого человека свое "видение".Одному нравятся боевики,другому - драмы и т.д. Наши ,последнее время увлеклись боевиками .детективами и мыльными сериалами.Зато наводнили этим все каналы ТВ,смотри не хочу. Удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
i_aL_Ve   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 18:14 (ссылка)
а я думаю, хоть часть понимания фильма (книги в принципе тоже) может зависеть от культурного и интеллектуального развития, но другая не менее важная часть зависит от самого зрителя/читателя: у всех разные вкусы, да и от настроения не мало зависит.
Ответить С цитатой В цитатник
-Lita_Alexander   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 18:34 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlechek   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 18:38 (ссылка)
Прекрасного вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
илюс   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 22:11 (ссылка)
Да, про некоторые хочется сказать "многозначительная пустота".
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Февраля 2014 г. 08:13ссылка
Аноним
Великолепно сказано.
Просто тянет на фразеологизм нашего времени.Сейчас очень много такой многозначительной пустоты во всех видах искусства.
Калб-аль-Акраб   обратиться по имени Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 23:21 (ссылка)
Может невнимательно читала, а что за фильм навел на такие рассуждения?
Ответить С цитатой В цитатник
эх_люба   обратиться по имени Понедельник, 04 Марта 2013 г. 21:30 (ссылка)
К пребольшому сожалению фильмы,телепередачи и т.п снимают такие, которые нравятся большинству. Режиссеры далеко не дураки,они знают,что подать ,что бы оно принесло прибыль.Сейчас не только такие фильмы,но и книги,песни и т.п.Все хотят легких и быстрых денег.
А самый лучший кинозал это наш головной мозг.В книгах можно почерпнуть больше смысла.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 05 Марта 2013 г. 11:46 (ссылка)
Я вообще перестал следить за выходом новых картин. Роднее книга, когда её читаю «Я сам себе режисёр».
Ответить С цитатой В цитатник
Delemy   обратиться по имени Вторник, 05 Марта 2013 г. 16:32 (ссылка)
Нормальный человек смотрит фильм просто чтоб расслабится/отвлечься. Никакого высокого смыслы как правило там нет. Остальное личные фантазии.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 30 Марта 2013 г. 22:29ссылка
Аноним
Прошу прощения, но это бред!
Аноним   обратиться по имени Пятница, 08 Марта 2013 г. 14:31 (ссылка)
НЕМНОЖКО НЕ ПОНЯТНО-ВАМ 19 ЛЕТ И НА КАКОМ КУРСЕ ВЫ УЧИТЕСЬ?
Ответить С цитатой В цитатник
Aleks_ecstasy   обратиться по имени Пятница, 08 Марта 2013 г. 18:07 (ссылка)
Все индивидуально. некоторые действительно отупели настолько, что кроме стрелялок не какой другой жанр не воспринимают, но есть и заумное кино вроде как, но просто режисер не может донести понятным языком как вы заметили)
Ответить С цитатой В цитатник
Echo_of_May   обратиться по имени Суббота, 09 Марта 2013 г. 02:20 (ссылка)
Классный пост.. Поддерживаю.. Культура, искусство, которые щас несутся в массы..всё оно конечно удручает.. но слава богу есть хотя бы еденицы, но всё же, действительно хорошие работы, будь то фильм, книга или что-то подобное. Но этого мало..искусство должно развивать, вдохновлять... а некоторые современные работы просто удручают.. и они называют это "шедеврами современности".. да уж..
Ответить С цитатой В цитатник
А_Толян   обратиться по имени Суббота, 09 Марта 2013 г. 11:57 (ссылка)
Каждое произведение искусства имеет свой смысл, который понимает человек по-своему. Но, даже в ужастиках есть доля доброты... А есть творения просто для отдыха и не надо углубляться в его идею. Согласен, что кадый понимает идею в соответствии со свои образованием и воспитанностью.
Ответить С цитатой В цитатник
BUSELIN   обратиться по имени Суббота, 09 Марта 2013 г. 19:39 (ссылка)
Мне всегда было и будет наплевать на рейтинг и общепризнанность фильма. И даже если фильм понравился только мне одной, но при этом я не только расслабилась и отвлеклась (как написано чуть повыше), но и задумалась о жизни, о ситуациях, о возможностях и человеческих резервах и о многом другом, да ещё если получила мотивационный заряд на сотворение чего-то хорошего, то для меня этот фильм - шедевр. А общество за меня решать не может, у 75% из них вообще нет собственного мнения.
Ответить С цитатой В цитатник
Изображая_живого   обратиться по имени Суббота, 09 Марта 2013 г. 21:51 (ссылка)
Не ожидал здесь встретить такие размышления. Понравилось, и поддерживаю. Но многие фильмы снимают не для того, чтобы донести какую-то умную мысль, а просто чтобы человек посмотрел на зрелищные взрывы, перестрелки с погонями, и постельные страсти главного героя с длинноногими красавицами, и развлекся, на пару часов полностью отключив свой мозг.
Ответить С цитатой В цитатник
Ammi   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 18:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
ringing   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 14:57 (ссылка)
Доброе утро! Зашла пожелать отличных выходных! Весны и тепла!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ejigggg   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 14:03 (ссылка)
Я думаю, что критики выражают те мысли, за которые им заплачено.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 30 Марта 2013 г. 22:27 (ссылка)
В том, что до тебя не дошла идея фильма, нет ничьей вины. Либо ты его принимаешь, либо нет. Вот и все) Нет в этом какой-то мудреной загадки. Фильм, как и любое другое искусство, чему-то тебя учит, либо ничему не учит.
Взять даже лилии Моне, одни видят симпатичные веточки, другие чуть ли ни свое отражение в мутноватой воде... Все зависит от твоего восприятия. )
Ответить С цитатой В цитатник
Apple_of_Eve   обратиться по имени Вторник, 02 Апреля 2013 г. 11:11 (ссылка)
фильмы, все-таки, это не лекции и не уроки, по время которых необходимо дидактический материал доносить понятно
Ответить С цитатой В цитатник
islet   обратиться по имени Среда, 03 Апреля 2013 г. 13:46 (ссылка)
Спасибо)
Ответить С цитатой В цитатник
неофант   обратиться по имени Среда, 03 Апреля 2013 г. 15:51 (ссылка)
Вы правильный человек но кто Вам рассказывает сказки про фильмы задайте себе этот вопрос Эта та чье ущербное сознание известно с древних времен и оно не изменилось и сейчас в желании стать кем стать по определению невозможно Поставь перед ней картину Малевича черный квадрат и будь уверен она разкажет и про душу и про красоту и про то что ты не видиш и даже не догадываешься Ну точь как историю 7кл написала дура волосатая
Ответить С цитатой В цитатник
Iksu   обратиться по имени Пятница, 24 Мая 2013 г. 16:23 (ссылка)
Все смотрят фильмы, но не задумываются над этим!
Ответить С цитатой В цитатник
Elenfly   обратиться по имени Воскресенье, 16 Июня 2013 г. 12:58 (ссылка)
Фильмы могут говорить, общаться со зрителем,а могут и молчать. Могут побуждать к действию и возвышать. А могут поливать помоями твой мозг. Я предпочитаю тщательно фильтровать то, на что смотрю. Потому как засорять свою голову чужим бредом не хочется. Даже когда откровенно нечего делать и хочется отвлечься. Хваленые фильмы с престижных конкурсов мне не нравятся. Одно и то же в разных вариациях. Если вырезать сцены насилия и секса, от фильма останется пара кадров. И как указал автор, все меньше действительного смысла. Меня прикалывают некие фанаты, которые буквально по сантиметрам проматывают пленки любимого режиссера в поисках заложенного фильма. И то им это не всегда удается.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку