Друзья, сегодня мы познакомимся с VI частью нашего нового цикла «Шедевры русской живописи».
1. Максимов Василий Максимович (1844-1911) «Все в прошлом»
Картина «Всё в прошлом» написана Василием Максимовым в 1889 году. Характерная для бытового жанра второй половины XIX века литературная повествовательность соединяется в картине В.М. Максимова с чувством тоски о прошедшей жизни. Этому ностальгическому чувству вторит образ старинного парка на втором плане картины. С пристальным вниманием передает художник детали одежды, натюрморт на столе, предметы обихода – весь быт пожилых людей. Вместе с тем исполненный вечной красоты весенний пейзаж с пышным кустом сирени в центре картины вносит в эмоциональный строй полотна светлую ноту оптимизма, что иллюстрирует также возрастание роли пейзажа в русской живописи 1880-х годов.
(Музыкальное сопровождение: Харито Николай (1886-1918) "Отцвели уж давно хризантемы в саду", исп. Евгения Смольянинова)
2. Маковский Константин Егорович (1839-1915) «Игра в жмурки»
Константин Маковский впервые предоставил «Игру в жмурки» на суд публике в 1900 году в выставочном зале Императорской Академии искусств, а через год в Санкт-Петербургском обществе художников, после чего это произведение внесли в каталог, как одно из выдающихся полотен Константина Егоровича. Вдохновила художника на создание этой картины мода на идеализацию допетровских времен, которая буквально захлестнула в конце XIX века Россию. Аристократическое общество Санкт-Петербурга повсеместно начало устраивать костюмированные вечеринки, облачаясь в боярские кафтаны, кокошники и кожаные сапожки, которые так были популярны в боярской Руси.
(Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. (1840-1893) - Времена года. Февраль. Масленица, исп. THIMP Orchestra)
3. Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894) «Шутники Гостиный двор в Москве»
Прянишников принадлежал к поколению художников 1860-х, искусству которых свойственна достоверность деталей при общей критической направленности содержания. Сюжет картины «Шутники. Гостиный двор в Москве» навеян одноименной пьесой А.Н.Островского, премьера которой состоялась в 1864 году в Санкт-Петербурге и Москве. Купцы и приказчики "шутят" – они напоили и издеваются над отставным чиновником, на груди у которого медаль за двадцать лет беспорочной службы. Эта деталь усиливает обличительный пафос картины. Такой сцены в пьесе Островского нет, но художнику она дает возможность показать бездушие и жестокость мира лавочников.
(Музыкальное сопровождение: "Потешки" - Русская хвастунья)
4. Маковский Владимир Егорович (1846-1920) «Литературное чтение»
С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». Лица, изображенные художником, портретны. Пожилой человек – отец художника Егор Иванович Маковский, молодая девушка справа - невеста художника Анна Петровна Герасимова.
(Музыкальное сопровождение: Раков Николай Петрович (1908-1990) - Романс для виолончели и фортепиано)
5. Якоби Валерий Иванович (1834-1902) «Привал арестантов»
«Привал арестантов» - картина русского художника Валерия Якоби (1834-1902), оконченная в 1861 году. За эту картину Академия присвоила ему звание классного художника 1-й степени и наградила его большой золотой медалью. В 1861-1862 годах полотно с большим успехом экспонировалось на выставке Академии художеств - писатель Фёдор Достоевский отмечал, что картина Якоби «поражает удивительною верностью» и нравится публике «более всех остальных на нынешней выставке». В 1861 году полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым.
6. Неврев Николай (1830-1904) «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»
Картину «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие» Неврев Николай создал в 1866 году. Эта картина отличается остротой сатирической направленности и меткостью характеристик персонажей. В центре внимания – протодиакон в ярко-синей шелковой рясе, что-было сил прославляющий купца-именинника. Очевидно его желание угодить хозяину дома. Художнику удалось передать и общее настроение приглашенных: протодиакону «подпевают» приказчики, умильно внимает прославлению монашенка и остальные приживалки. Налицо обильное чревоугодие.
7. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) «Купчиха за чаем»
Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом - он был настоящим поэтом купечества. Картина «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.