-Цитатник

Шедевры русской живописи в "Красках и звуках". - (0)

Друзья, сегодня мы познакомимся с VI частью нашего нового цикла «Шедевры русской живописи&r...

Версаль... - (0)

  Мадам дю Барри, девушка из простой семьи, последняя любовь короля Людов...

Что такое "Правильное питание" (ПП),"Здоровое питание" (ЗП),характеристика продуктов питания - всё найдёте здесь. - (0)

Добро пожаловать на наш сайт о правильном питании «Еда+»! Обычные продукты – овощи, фр...

Фарфор в технике Pate-sur-Pate... - (0)

Фарфор в технике Pâte sur Pâte (Пат сюр Пат) техника декорирования изделий из ...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии АННАМАРИЯ
АННАМАРИЯ
09:58 30.05.2017
Фотографий: 35
Посмотреть все фотографии серии НЕЗНАКОМКА
НЕЗНАКОМКА
18:21 11.10.2016
Фотографий: 46
Посмотреть все фотографии серии Ленка.
Ленка.
20:53 25.07.2014
Фотографий: 18

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -NEZNAKOMKA-

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Личный_Вернисаж Царство_Кулинарии ANNAMARI
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Личный_Вернисаж Pinacoteca ANNAMARI

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 38894


Святочный рассказ - трогательно, красиво и нежизненно..

Среда, 17 Января 2018 г. 13:29 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts


Нет ничего более трогательного и красивого в русской, да и в мировой литературе, чем святочный рассказ.

В свое время, а именно в XIX веке, святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет, были очень популярны. Очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии сюжетов в тексте сохранялось главное - особое, рождественское мировосприятие. Истории эти были все очень простые и порой стандартны, воплощая собой мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
 

 



Само определение рассказа - святочный - указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера - двенадцать дней после Рождества Христова до Сочельника на праздник Богоявления.

Николай Лесков, создатель многих святочных рассказов (у него есть целый цикл из четырнадцати святочных рассказов: "Жемчужное ожерелье", "Привидение в Инженерном замке", "Зверь", "Дух госпожи Жанлис"), говорил, что святочная история "должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования". 
 



Час этого сегодня полностью утраченного литературой жанра пробил во второй половине XIX века. Популярность святочных рассказов была настолько велика, что журналы не могли вместить в себя весь объем подобного рода литературы, для этого специально издавались альманахи, и вскоре жанр рождественского рассказа был переведен в ранг в беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е годы.

Основателем жанра принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х годах вывел основные параметры "рождественской философии": ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к "человеку во грехе", детства… Инновация Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее, очень бурное, развитие.
 



В результате не было ни одного уважающего себя автора, который не попробовал бы себя в жанре святочного рассказа. Одним из самых ярких образцов жанра в европейской литературе принято считать "Девочку со спичками" Ганса-Христиана Андерсена.

Русские писатели в этом отношении ничуть не уступают европейским. Святочные рассказы русских писателей богаты драматическими поворотами сюжета, а также специфической лексикой, которая отражает рождественский дух ожидания чуда.
 

 



Что еще можно сказать об этом жанре? Святочный рассказ достаточно статичен и консервативен, он не подвержен влиянию времени. Ему присущи штампы и стереотипы, что вызывало массу критических и вполне справедливых замечаний из уст критиков. Однако эту критику с успехом опровергали святочные рассказы таких русских писателей, как Чехов, Куприн, Бунин, Андреев, Сологуб, Ремизов и др. В этом ряду особое место занимает Лесков, который создал настоящие святочные шедевры: "Маленькая ошибка", "Отборное зерно", "Штопальщик".

Михаил Зощенко перевел специфику жанра в свою плоскость:
 

 



Было бы неправильно, если бы мы хоть ненадолго не окунулись в атмосферу святочного рассказа. Вот маленький пример такого произведения - "Святочный рассказ" Власа Дорошевича:

"Я надел фрак и сел в шкаф. Конечно, это глупо, но объясняется тем, что у нас в доме идёт уборка. А теперь нужно писать святочный рассказ. Извините, что святочный рассказ будет на этот раз без чертей. Но все черти разобраны. Потапенко, Назарьева, другие Потапенки, другие Назарьевы - всем нужно по чёрту для святочного рассказа. Вы сосчитайте только. Один г. Потапенко пишет, по меньшей мере, восемнадцать святочных рассказов; восемнадцать рассказов - восемнадцать чертей. Где же тут чертей наберёшься! Так что рассказ будет без чёрта. Впрочем, я уж упомянул, кажется, о жене моей. Довольно и этого..."

Как видим, довольно жесткие рамки не препятствие для фантазии автора, решившего испытать себя на этой ниве. И как бы ни были порой наивны эти простые и трогательные истории, но все равно и сегодня, пока жива в человеке вера в чудо, интерес к ним не угасает!
 

_______________________
источник             
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку