Пилларизация (pillarization, производное от англ. «pillar» (столп, опора) – это признаваемое законом разделение общества по религиозному, национальному, территориальному - или какому - то еще принципу. Впервые этот термин был изобретен в Голландии - конечно же, в голландском звучании - «verzuiling» («zuil» – столп). В этой стране с 19 века вертикальное деление общества имело несравнимо большее значение, чем горизонтальное - классовое - разделение. Отдельные группы людей жили не пересекающейся, параллельной жизнью. Особенно явно это проявлялось в отношении религиозной принадлежности. Казалось бы, любовь к Богу должна объединять - но нет, она разделяла, как нередко разделяет людей и по сей день. И все же находились те, кто и в те далекие времена ставили любовь выше мнения людей. Свидетельством тому является необычное надгробие на Старом Кладбище нидерландского города Рурмонд (провинция Лимбург).
Полковник кавалерии J.W.C. van Gorkum не принадлежал к высшему сословию и был протестантом. К высшему сословию принадлежала 22 - х летняя католичка J.C.P.H. of Aeffderson. Союз этих двух людей, начало которому было положено в 1842 году, был безусловным скандалом, но, тем не менее он просуществовал в течение почти 40 лет. Первым в мир иной отошел полковник, он был похоронен на протестантской части кладбища 29 августа 1880 года. Спустя восемь лет, 29 ноября 1888 года, скончалась та, что любила его вопреки мнению света. Похоронить вместе их было невозможно - это запрещала их принадлежность к разным конфессиям. Женщину похоронили на католической части кладбища, но не в фамильном склепе, а близко к месту захоронения ее покойного спутника жизни. Гробницы по высоте превышали каменный забор, разделяющий две части кладбища, их соединили две протянутые друг другу руки - «Graf met de handjes».
Эта красивая идея была поддержана на другой части кладбища Рурмонда – на Новом Еврейском Кладбище. Две любящие руки сплетены и на мемориале, установленном на могиле Исаака Береца (Isaac Beretz, ушел 25.08.1910) и Генриетты Маркс (Henri Marx, ушла 10.07.1906).
Мы каждый по - своему представляем себе, как устроен Мир Иной - если, конечно в него верим. Но как нельзя произнести имя Бога - не потому что это запрещено, а потому что наши физиологические ограничения не представляют нам такой возможности - так, скорее всего, нам, обитателям Бытия, нельзя себе представить и устройство Небытия. Ну, и не будем торопиться к этому открытию. Проявим нашу любовь к своим близким в понятных для нас категориях.