«Школьная автономия» |
Государственная Дума в третьем чтении одобрила законопроект, предполагающий реформу бюджетных учреждений. Под действие документа подпадают и государственные школы, так что, по мнению некоторых экспертов, сделан очередной шаг на пути коммерциализации образовательной системы в нашей стране.
Суть законопроекта в том, что предлагается создать три вида учреждений: казенные, бюджетные, автономные. По большому счету разница между ними — в степени финансовой независимости. Так, например, расходы казенных организаций должны четко регламентироваться, а деньги на них пойдут через казначейство. У бюджетных учреждений пространство для маневра больше — траты не будут жестко прописаны. Но, пожалуй, самая важная часть законопроекта связана с автономным статусом организаций. У них будет право распоряжаться доходами по собственной воле, оказывать платные услуги и заниматься поиском инвестиций. Это открывает широкие возможности для того, чтобы повысить зарплату учителей, однако и сопряжено с дополнительной ответственностью. А чтобы стать автономным учреждением, школе потребуется согласие учредителей и общего собрания коллектива.
С формальной точки зрения, это вовсе не означает, что законопроект открывает дорогу для превращения государственных бесплатных школ в коммерческие организации. Платными могут быть лишь предметы, которые преподают сверх программы. Но чем все это обернется на практике? Разве мало было законов, прекрасно смотревшихся на бумаге, но приводивших совсем не к тем результатам, которые декларировались? Школа настолько деликатная сфера, что к ней надо подходить с удвоенным-утроенным вниманием и перестраховкой. Ведь если все-таки откроются лазейки для различных «обходных маневров», то нетрудно предсказать и резко отрицательные последствия.
Вообще, удивительно, что сейчас начались такие веяния. Подобные инициативы, скорее, соответствуют «либеральной логике» 90-х годов, которой многие уже «наелись» до тошноты. Люди поняли, что за разговорами о частной инициативе, необходимости избавляться от «опеки государства» и т. п. нередко скрывалось лишь банальное и безудержное набивание карманов. Результаты эпохи «базарной экономики» мы будем расхлебывать еще очень долго, и, казалось бы, сейчас для очередного витка коммерциализации нет идеологических оснований. Кстати, при желании деньги для школ можно найти, не прибегая к реформам. Кто не знает, что до сих пор в различных государственных «заначках» лежат огромные средства? Вот бы и воспользоваться ими, потратив на развитие образования.
Впрочем, голословным критиканством тоже не стоит заниматься, и надо сначала серьезно разобраться в вопросе. А в этом KM.RU помог член Комитета ГД по образованию Николай Разворотнев:
— Законопроект по своей губительной силе, губительному потенциалу несравним даже с законом о монетизации льгот. Малая толика из учреждений образования будет казенными. Это прежде всего спецшколы, детские дома, и они будут финансироваться по утвержденной смете через казначейство. Что касается бюджетных организаций и автономных учреждений, то появляется новизна, которая отпугивает от реализации этого закона. Вместо бюджетного финансирования появляется субсидирование, на прежде всего ведение уставной деятельности. Они могут сами привлекать деньги, запускать платный механизм. А если денег не найдется у тех, кто хотел бы получить услуги, то ставится под большой знак вопроса существование самого учебного заведения.
Здесь можно запросто говорить о банкротстве, о ликвидации таких заведений. Это будет очередной виток приватизации. Много чего позволяется автономным учреждениям – им разрешается зарабатываемые деньги тратить на все, что хотели бы. В законе приводится пример: если подготовил победителя Олимпиады на уровне России, то учитель может получить чуть ли не 10 окладов, в отличие от своего коллеги, который, скажем, не имел возможности подготовить такого конкурсанта. Возникает неравенство, и ни к чему хорошему в таких коллективах это не приводило и не приведет. А самое любопытное то, что они будут финансироваться не через казначейство, а через коммерческие банки, которые имеют удивительную способность лопаться.
Рубрики: | о жизни, сегодня, политика,президент государство,политика,президент,общество |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |